Слайд 1Итоговая аттестационная работа
(рабочая программам внеурочной деятельности)
«Развитие мелкой
моторики у детей 6-7 летнего возраста в условиях общеобразовательной школы»
Выполнена слушателем программы профессиональной переподготовки по направлению «Дошкольное образование» Ушановой Мариной Николаевной
Руководитель: Храмова Л. Г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
г. Черняховск, 2016г.
Слайд 2 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Обоснование выбора темы
«Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать
приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача».
(Божович Л.И.)
Слайд 4Объект: подготовка детей дошкольного возраста к освоению письма
Предмет:
развитие мелкой моторики у дошкольников для подготовки к письму
Цель: составить рабочую программу внеурочной деятельности для подготовки дошкольников к письму на основе развития мелкой моторики
Слайд 5Задачи:
Проанализировать проблему подготовки дошкольников к письму и развития мелкой
моторики
Изучить нормативно-правовые основы разработки образовательной программы (с учетом методических рекомендаций по разработке образовательных программ от соответствующего органа управления образованием).
Представить общую характеристику Программы развития мелкой моторики у дошкольников для подготовки к письму.
Реализовать Программу и представить ее результаты.
Рассмотреть условия реализации Программы.
Представить оценку реализации Программы.
Слайд 6
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника
Старший дошкольный возраст - это период активного развития познавательной,
интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главной задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму.
У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. «В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыков, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. Р.С. Немов
Слайд 7По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно
раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву» [20, с. 116]. То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. Развитие познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте обладает большим потенциалом в формировании письменной речи и является предпосылкой для развития мелкой моторики руки.
Слайд 8Трудности при обучении письму:
Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие
трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.
Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.
Слайд 9Развитие мелкой моторики
На современном этапе пристальное внимание в обучении и
воспитании уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики. «Рука – это щупальца мозга» (И. М. Сеченов). Рука – это единственный орган человека, где сконцентрирована вся жизненная энергия.
Слайд 10Развитие мелкой моторики
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго
до поступления детей в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Слайд 11
Оценка эффективности реализации Программы
Цель практической работы – повысить уровень развития мелкой
моторики у детей и подготовить руки дошкольников к письму.
На первом этапе работы мной было обследовано 22 воспитанника старшей группы. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей, использовала диагностику предложенную учёными Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем.
Слайд 12Приемы и упражнения для развития мелкой моторики
- массаж кистей рук;
- пальчиковая
гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины, пластилина;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение «закручивающихся» движений (закручивание гаек в конструкторе, пробок у пластиковых бутылок);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Слайд 14 Игра «Собери бусы» и «Зашнуруй фрак жука»
«Собери бусы»
«Зашнуруй фрак жука»
Слайд 15Графические упражнения
различные виды штриховки,
копирование рисунков,
Обводка контуров по точкам и
пунктирным линиям.
Слайд 16
Компоненты готовности к письму:
зрительно-двигательную координацию;
зрительное восприятие;
слуховую память;
слухо - моторную
координацию;
развитие мелкой моторики рук.
М.М.Безруких, Е.Н. Соколова, М.М. Кольцова, С.О.Филиппова, Л.В. Антакова-Фомина, С.П. Ефимова
Слайд 17Двигательный навык
развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации,
способствующие выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;
развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т.д.;
сформированность зрительно-двигательных образов и представлений.
развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.
В.А.Силивон
Слайд 18Графический навык
умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными,
вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
В.А.Силивон
Слайд 19
Графический навык –
это определенные привычные положения и движения пишущей руки,
позволяющие изображать знаки и их соединения.
М.М.Безруких
Слайд 20Письмо -
это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных
движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.
М.М.Безруких.
Слайд 21Коллекция мячиков. Упражнение «Покатай мячик?».
Слайд 22Бигуди. Катаем в ладошках в разных направлениях.
Слайд 23Вязанная перчатка. Упражнение «Липучка».
Слайд 24Сухой бассейн (засушенные бобы). Находим разнообразные предметы.
Слайд 25Катушка с нитками. Сматываем нитку.
Слайд 26Носочки с бусинками. Надеваем на руки, выполняем массаж.
Слайд 27Первые зубные щётки малыша. Упражнение «Пальчики целуются»
Слайд 28Резинки для денег. Упражнение «Гармошка».
Слайд 29Разноцветные шнурки. Упражнение «Нарисуй».
Слайд 30Грунт для аквариума. Создаём узор. Упражнение «Дорожка».
Слайд 31
Игры со счётными палочками. Упражнение «Построй»
Слайд 32Оценка результатов обследования:
Слайд 33Результат диагностики
Диагностика показала, что половина детей группы с низким уровнем развития
мелкой моторики. С этими детьми проводилась более углублённая работа в виде индивидуальных занятий и в тесном взаимодействии с родителями. С остальными детьми также проводилась работа по развитию моторики пальцев рук.
Совместно с родителями в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Слайд 34Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики у детей
Из данной диаграммы
видно, что уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы значительно улучшился. Сократился процент детей с низким уровнем и значительно вырос со средним. Разные виды деятельности, используемые мной в работе, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке рук детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированным движениям пальцев рук, мыслительных процессов и овладению
навыками учебной деятельности. Следовательно, проделанную мной работу по развитию мелкой моторики у детей можно считать успешной.
Слайд 35Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей
стали более совершенными. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали более координированными.
В процессе многочисленных занятий, игр и упражнений, дети быстро научились пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом, столовыми приборами.
Нужно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияла на речь детей. Большинство воспитанников стали лучше проговаривать слова, четче произносить звуки.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, удалось повысить уровень развития мелкой моторики детей.