Слайд 1
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №3 «Альянс»
Исследовательский проект
«Мой портфель»
Исполнитель: ученик 3
класса «Б»
Фокин Владислав
Руководитель: учитель начальных классов
Козина Татьяна Леонидовна
Слайд 2Актуальность темы
Мой первый портфель был выбран по принципу «лишь бы ребенку
понравился» весом 1 кг 100 г, носить его было очень тяжело.
«Может ли влиять на здоровье школьника вес портфеля в обычный учебный день?», - вот основной вопрос, которым я задался перед тем, как к новому учебному году покупать себе портфель.
Цель моей работы: выявление возможности влияния веса портфелей на здоровье учащихся.
Мои задачи:
1. Изучение теоретического материала по теме исследования.
2. Проведение анкетирования учащихся.
3. Измерение веса школьных портфелей и определение соответствия их веса гигиеническим нормам.
4. Изучение данных о весе школьников, выявление учащихся с нарушениями осанки или плоскостопием.
5. Определение учащихся, у которых вес портфеля не соответствует гигиеническим нормам и имеются нарушения осанки или плоскостопие.
5. Составление рекомендаций для учеников и родителей по снижению нагрузки портфеля на организм школьника.
Слайд 3Гигиенические требования к режиму образовательного процесса:
вес ежедневного комплекта учебников и
письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг,
3 - 4-х классов - более 2 кг;
5 - 6-х - более 2,5 кг,
7 - 8-х - более 3,5 кг,
9 - 11-х - более 4,0 кг.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам:
вес портфеля для учащихся начальных классов
должен быть не более 700 г
Нормативный вес портфеля:
2 кг + 700 г = 2 кг 700 г
Формула совершенного веса портфеля:
10% от веса ребенка
Слайд 4План исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Провести анкетирование среди
учащихся.
3. Измерить вес пустых портфелей и сравнить его с гигиеническими нормами.
4. Изучить, с помощью медицинского работника школы, данные о весе школьников, выявить учащихся с нарушениями осанки или плоскостопием.
5. Рассчитать вес портфеля в зависимости от веса ученика.
6. Наблюдать изменение веса портфелей в обычные учебные дни:
- сравнить средний вес портфелей каждого ученика с гигиеническими нормами;
- выявить у кого из ребят самый тяжелый и самый легкий портфель на неделе;
- выяснить в какие учебные дни самые тяжелые и самые легкие портфели.
7. Выявить возможность нарушения осанки у учеников в связи с ношением тяжелого портфеля.
8. Составить рекомендации для учеников и родителей по снижению нагрузки портфеля на организм школьника.
Слайд 5Результаты исследования:
1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
родители, при выборе портфеля, прислушиваются к мнению своего
ребенка, поэтому портфель большинству учащихся нравится. Основным критерием выбора является его удобство. Большая часть учеников считают вес своего портфеля нормальным, носят «лишние вещи». Практически все ребята знают, что для того, чтобы облегчить портфель, нужно убрать не нужные для уроков предметы. А в будущем, одноклассники хотят видеть свой портфель модным или сверхпередовым гаджетом, выполняющим функции портфеля.
Слайд 62. Результаты определения соответствия веса портфелей без учебных принадлежностей гигиеническим нормам
Соответствие
веса портфелей без учебных принадлежностей гигиеническим нормам по классу в целом
Соответствие веса портфелей без учебных принадлежностей гигиеническим нормам по каждому ученику
Слайд 73. Результаты наблюдения изменения веса портфелей учащихся в обычные учебные дни
Слайд 84. Результат соответствия среднего веса портфелей учащихся
в обычный учебный день гигиеническим нормам
Слайд 95. Результат выявления возможного нарушения осанки и плоскостопия у учащихся
в связи с ношением тяжелого портфеля
Слайд 106. Рекомендации для учеников и родителей
по снижению нагрузки портфеля на организм
школьника
Слайд 11Заключение
Какие перспективы у решения данной проблемы ?
Во-первых, стоит провести инвентаризацию содержимого
портфеля, чтобы в нем не было лишних вещей или учебников, которые не требуются на уроках.
Во-вторых, нужно применять ортопедические ранцы, обращать внимание при покупке на вес портфеля.
Кроме ортопедических рюкзаков можно приобрести портфель на колесиках, но как показывает практика его сложно эксплуатировать в зимний период.
Можно рассмотреть вариант разделения учебника по четвертям. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).
Решением вопроса может служить и двойной комплект учебников.
В России уже думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Как вариант рассматриваются цифровые копии учебников. В Москве уже успешно прошло тестирование электронных учебников.
НО даже соответствующий всем требованиям портфель – еще не панацея от сутулости, нарушения осанки и плоскостопия. Школьнику необходима активная физическая нагрузка: занятия в танцами, легкой атлетикой, плавание в бассейне, а при необходимости занятия лечебной физкультурой.