Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
Исследовательская работа
Тема:
«Сказки Ивана Истомина как способ изучения
традиционной культуры народа ненцы в повседневной жизни»
Номинация:
«Я - часть моего народа»
Фамилия имя автора
Салиндер Елена
5 «а» класс 12 лет
Фамилия, имя, отчество руководителя
Салиндер Надежда Дмитриевна
учитель начальных классов
с. Аксарка
2017 год
Слайд 2Оглавление
Введение
Глава 1. Биография и творческий путь И. Г. Истомина
Глава 1.1. Биография
и творческий путь И. Г. Истомина
Глава 1.2. Первый певец Ямальского Севера - И. Г. Истомин
Глава 2. Традиционная культура ненцев в устном народном творчестве
Глава 2.1. Анализ ненецкой сказки И.Г. Истомина «Мышонок и олененок»
Глава 2.2. Особенности традиционной культуры ненцев в устном народном творчестве
Заключение
Библиография
Приложения
Слайд 3Наш Российский Север это уникальная культура, которую формировала не одно поколение
наших предков.
Литературное наследие северных народов, приобретенное в прошлом столетии, это вклад не только в российскую литературу, но и всего культурного мира.
Слайд 4Актуальность: На сегодняшний день культура ненцев претерпела множество изменений. Данные изменения
связаны и с быстроразвивающейся нефтегазовой промышленностью и с внедрением процесса глобализации в повседневную жизнь народа. Стремления самого народа ненцы сохранить и передать подрастающему поколению мировоззрения народа через мифы, предания и сказания является залогом успеха будущего народа. Сказки народа ненцы это удивительный и познавательный пример того, как через творчество писателей можно узнать о традициях своего народа.
Иван Григорьевич Истомин – наш северный писатель, основоположник северной национальной литературы. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее творчество. С полной уверенностью можно сказать: он - художник слова. Читая его произведения, завораживают описания нашей природы, вызывая удивительные и положительные эмоции. Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю и людям.
Слайд 5Проблема исследования: В современном обществе остро стоит проблема патриотического и гражданского
воспитания, одной из которых является формирование чувств малой родины. Изучая устное народное творчество, раскрываются вопросы духовно- нравственного воспитания.
Слайд 6Цель исследования: исследовать творчество И.Г. Истомина с целью изучения традиционной культуры
народа ненцы.
Задачи исследования:
Проанализировать научную и художественную литературу по данной проблеме;
Собрать информацию о творческом пути и жизни писателя;
Выявить особенности традиционной культуры народа ненцы через произведения И.Г. Истомина.
Сделать выводы по данной теме.
Объект исследования: культура народа ненцы.
Предмет исследования: культура народа ненцы в сказках И.Г. Истомина.
Слайд 7Гипотеза: Если изучить творческий путь и провести анализ художественных произведений писателя,
то, благодаря этому, мы сможем повысить наши знания о родном крае, лучше понять самобытную культуру коренного населения.
Практическая значимость: Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, использовать на уроках «Культура народов Ямала», материал предоставить в школьный музей для создания проекта по социальному направлению. В целях учебно-воспитательного процесса работа может быть использована воспитателями интерната, учителями родного языка начальной и основной школы.
Слайд 8Биография и творческий путь И. Г. Истомина.
Иван Григорьевич Истомин родился 7
февраля в 1917 году в поселке Мужи Шурышкарского района, на Малой Оби, в семье рыбака-коми Григория Истомина.
Темой его творчества является тундра, быт обских жителей, самобытная культура малых народностей.
Слайд 9Детство Ивана Григорьевича прошло в низовьях Малой Оби, где в языковой
стихии смешиваются северные диалекты народов ненцы, коми, казымских ханты, русских и манси. В дальнейшем благодаря разнообразию северных диалектов в районе проживания будущего автора его произведения публиковались на русском, ненецком и коми языках.
село Мужи – родина писателя
коми
девочка ненка
Слайд 10Стихи из сборников «Любимый Север» и «Дети тундры» полны оптимизма, любви
к родной земле, к людям - труженикам.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живём.
И.Истомин
Слайд 11Традиционная культура ненцев в устном народном творчестве
Северные сказки практически всегда описывают
события, отталкиваясь от языческого мировоззрения. Все сказочные герои, локации, предметы, явления природы занимают своё определенное место в фольклорах северных народов.
Иван Истомин говорил «Сказки эти, малыш, не я придумал. Я только слушал и запоминал, а что запомнил - записал. Послушай теперь их и ты»
Слайд 12Ненецкая сказка «Мышонок и олененок»
Песни и пословицы учат ребенка распознавать добро
и зло, ум и глупость, храбрость и трусость, уважение и грубость.
Слайд 13Оленю обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты. Роль
северного оленя в жизни народов Крайнего Севера трудно переоценить. Он их и кормит, и одевает, и обувает.
Слайд 14Ненцы, проживающие на Ямале, - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового
обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.
Слайд 15Заключение
В ходе работы была достигнута поставленная цель и решены задачи, с
помощью методов исследования. Объектом исследования стало культура народа ненцы, а предметом исследования традиционная культура народа ненцы в сказках И.Истомина. Выявлены темы волнующие сказителя это и трепетное отношение к своей малой родине, и любование родной природой.
Сказки, подаренные Иваном Истоминым, навсегда останутся литературным духовно-культурным наследием народов Крайнего Севера. Своим творчеством, своей жизнью писатель показал нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком. Через сказки мы учимся быть догадливыми, добрыми, послушными.
Я считаю, что изучение традиционной культуры любого народа начинается со сказок.
В ходе работы были приобретены знания, умения и навыки самостоятельного анализа художественного и научного текста.
Слайд 16Библиография
Гор Г., Друзин В. Молодость Крайнего Севера: [О творчестве писателей Крайнего
Севера] //Октябрь,—1961.—№ 5.—С. 191 — 195.
И. Г. Истомин: [Краткая биогр. справка]//Творчество народов Севера,—Л., 1955.—С. 417—418.
И. Г. Истомин: [О творчестве писателя] // Полонский Л. Из истории ненецкой литературы.— Тюмень, 1961.— С. 8—20.
Иван Истомин: [Биогр. справка] // От Москвы до тайги одна ночевка.—М., 1961.—С. 478.
Истомин И.Г. // Писатели Среднего Урала: Библиогр. Справочник. 1954-1964 /Сост. В.Т.Анашкина. – Свердловск, 1965.- С.61-64: портр.
Мы на Севере живем: Стихи: Для мл.школьного возраста.— Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1972.— 18 с.: ил.
На Ямале мы живем: Стихи, сказки / Рис. Н. Афанасьевой.— М.: Дет. лит., 1985.—48с.: ил.
Певец Севера//Тюменская правда.— 1955.— 16 окт.
Первые ласточки // Братство.— Новосибирск, 1982.— С. 46—51.
Полонский Л. Иван Истомин — один из зачинателей ненецкой литературы //Сибирские просторы.— 1957.— № 1.— С. 68—69.
Полонский Л. Не прибедняясь: [Заметки о творчестве писателей Тюменской обл.] //Урал.—1962.—№ 5.—С. 163—167.
Полонский Л. Поэты Ямала//Лит. и жизнь.— 1961.— № 31.— С. 2.
Последняя кочевка: Повесть: Пер. с ненец.; Живун: Роман: Пер.с коми.— М.: Худож. лит., 1978.— 333с.: ил.
Стихи // Песня, ставшая книгой.— М., 1982.— С. 506.
Ямальская баллада; Самое дорогое: [Стихи] // Братство.— Новоси¬бирск, 1982.— С. 61—62.