Слайд 1«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила воспитатель I-й
категории МДОУ «Мантуровский детский сад» Баркова Валентина Егоровна
Слайд 2К . Д. УШИНСКИЙ ПИСАЛ:
«УЧИТЕ РЕБЁНКА КАКИМ-НИБУДЬ НЕИЗВЕСТНЫМ ЕМУ ПЯТИ СЛОВАМ-
ОН БУДЕТ ДОЛГО И НАПРАСНО МУЧИТЬСЯ, НО СВЯЖИТЕ ДВАДЦАТЬ ТАКИХ СЛОВ С КАРТИНКАМИ, И ОН УСВОИТ НА ЛЕТУ».
Слайд 4
МНЕМОТЕХНИКА – ПОПУЛЯРНАЯ МЕТОДИКА, ПРИНЦИП КОТОРОЙ СОСТОИТ В МАКСИМАЛЬНО УСКОРЕННОМ РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ОСНОВАННАЯ НА ВИЗУАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ ИНФОРМАЦИИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ ПРИ ПОМОЩИ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
Слайд 5МНЕМОТЕХНИКА -
ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ЗНАНИЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ, ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СТРУКТУРЫ РАССКАЗА, И КОНЕЧНО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Слайд 6ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
БЕДНОСТЬ РЕЧИ. НЕДОСТАТОЧНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
ОДНОСЛОЖНАЯ, СОСТОЯЩАЯ ЛИШЬ
ИЗ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РЕЧЬ. НЕСПОСОБНОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ.
БЕДНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ: НЕСПОСОБНОСТЬ ГРАМОТНО И ДОСТУПНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОС, ПОСТРОИТЬ КРАТКИЙ ИЛИ РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ.
НЕСПОСОБНОСТЬ ПОСТРОИТЬ МОНОЛОГ: НАПРИМЕР, СЮЖЕТНЫЙ ИЛИ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ НА ПРЕДЛОЖЕННУЮ ТЕМУ, ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА СВОИМИ СЛОВАМИ.
ОТСУТСТВИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СВОИХ УТВЕРЖДЕНИЙ И ВЫВОДОВ.
ОТСУТСТВИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ: НЕУМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТОНАЦИИ, РЕГУЛИРОВАТЬ ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА И ТЕМП РЕЧИ И Т. Д.
ПЛОХАЯ ДИКЦИЯ.
Слайд 7 Цель обучения:
- развитие связной речи
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
- овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращение времени обучения
Слайд 8ЗАДАЧИ:
.РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ.
.РАЗВИВАТЬ У
ДЕТЕЙ УМСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ.
.РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ.
.СОДЕЙСТВОВАТЬ РЕШЕНИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ СКАЗОЧНОГО, ИГРОВОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
.ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ.
.ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Слайд 9Мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление
-речь
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Слайд 10
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному
Слайд 12
НА НЕБЕ СВЕТИЛО СОЛНЦЕ. И ВДРУГ ПОШЁЛ ДОЖДЬ. ПОСЛЕ ДОЖДЯ НА
НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ КРАСИВАЯ РАДУГА.
Слайд 13СОДЕРЖАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ - ЭТО ГРАФИЧЕСКОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНО ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ, ЯВЛЕНИЙ
ПРИРОДЫ, НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВИЙ И ДР. ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ СМЫСЛОВЫХ ЗВЕНЬЕВ СЮЖЕТА РАССКАЗА. ГЛАВНОЕ – НУЖНО ПЕРЕДАТЬ УСЛОВНО-НАГЛЯДНУЮ СХЕМУ, ИЗОБРАЗИТЬ ТАК, ЧТОБЫ НАРИСОВАННОЕ БЫЛО ПОНЯТНО ДЕТЯМ.
СХЕМЫ СЛУЖАТ СВОЕОБРАЗНЫМ ЗРИТЕЛЬНЫМ ПЛАНОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГОВ, ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ ВЫСТРАИВАТЬ:
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАССКАЗА,
- ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКУЮ НАПОЛНЯЕМОСТЬ РАССКАЗА.
Слайд 16ПРИМЕРОМ МНЕМОТЕХНИКИ В ДОУ МОГУТ БЫТЬ ТАБЛИЦЫ, ПОСТРОЕННЫЕ НА ИЗОБРАЖЕНИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
ПРОЦЕССОВ УМЫВАНИЯ, МЫТЬЯ РУК, ОДЕВАНИЯ, СЕРВИРОВКИ СТОЛА. МАЛЕНЬКОМУ РЕБЕНКУ СЛОЖНО ЗАПОМНИТЬ ВЕСЬ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ, ПРИДУМАННЫЙ ВЗРОСЛЫМИ, ПОЭТОМУ НАГЛЯДНЫЕ КАРТИНКИ, РАСШИФРОВАННЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ И САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕСКАЗАННЫЕ, ПОЗВОЛЯТ РЕБЕНКУ, КАЖДЫЙ РАЗ ПОДХОДЯ К УМЫВАЛЬНИКУ ИЛИ ШКАФЧИКУ С ВЕЩАМИ, ЛЕГКО ВОСПРОИЗВЕСТИ ЭТАПЫ.
Слайд 17РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ
1 ЭТАП:
РАССМАТРИВАНИЕ ТАБЛИЦЫ И РАЗБОР ТОГО, ЧТО НА НЕЙ ИЗОБРАЖЕНО
2 ЭТАП: ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, Т.Е. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИЗ АБСТРАКТНЫХ СИМВОЛОВ В ОБРАЗЫ
3 ЭТАП: ПОСЛЕ ПЕРЕКОДИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ИЛИ РАССКАЗ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ
В МЛАДШИХ ГРУППАХ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ, В СТАРШИХ – ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО (БОЛЕЕ ПОДРОБНО ОПИСАНО У НАЗАРОВОЙ И. И.)
Слайд 18ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ:
1. ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИМВОЛОВ (ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ДЕЙСТВИЯ)
2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА ВСЕХ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЛЯ ВЫРАБОТКИ У РЕБЁНКА ПРИВЫКАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ЧТО СИМВОЛ УНИВЕРСАЛЕН)
3. ВВЕДЕНИЕ ОТРИЦАНИЙ
4. СОЧЕТАНИЕ СИМВОЛОВ, ЧТЕНИЕ ЦЕПОЧКИ
5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ КАКОЕ-ЛИБО КАЧЕСТВО. (ЗАДАЧА ЭТОГО ЭТАПА - АКТИВНЫЙ ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ, УМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЙ ВЫБОР.)
6. ТВОРЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ДЕТЬМИ ОПОРНЫХ СХЕМ
Слайд 19РЕЗУЛЬТАТЫ
У ДЕТЕЙ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КРУГ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
ТЕКСТЫ, ПРИДУМЫВАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ
ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ И ПОТЕШЕК
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ВЫХОДИТ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ
ДЕТИ ПРЕОДОЛЕВАЮТ РОБОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, УЧАТСЯ СВОБОДНО ДЕРЖАТЬСЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ
Слайд 20
ЗИМА
НАСТУПИЛА ЗИМА. НЕБО ЗАКРЫТО СЕРЫМИ ТЕМНЫМИ ТУЧАМИ. ЧАСТО ИДЕТ ХОЛОДНЫЙ СНЕГ.
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ИДУТ ГУЛЯТЬ НА УЛИЦУ. ОНИ ЛЕПЯТ ИЗ СНЕГА СНЕЖКИ И СНЕЖНУЮ БАБУ. ЗИМОЙ РЕБЯТА КАТАЮТСЯ НА САНКАХ И КОНЬКАХ.
Слайд 21ВЕСНА
НАСТУПИЛА ВЕСНА. СОЛНЦЕ ПРИГРЕВАЕТ СИЛЬНЕЕ И СТАНОВИТСЯ ТЕПЛО. НА УЛИЦЕ ТАЕТ
СНЕГ, И БЕГУТ РУЧЬИ. ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ ПО ВОДЕ. НА ДЕРЕВЬЯХ РАСПУСКАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПОЧКИ И ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ. ИЗ ЖАРКИХ СТРАН ПРИЛЕТАЮТ ПТИЦЫ.
Слайд 22ЛЕТО
НАСТУПИЛО ЛЕТО. СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ГРЕЕТ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ КУПАЮТСЯ
В РЕЧКЕ. ИГРАЮТ В МЯЧ И БАДМИНТОН. ИЗ ПЕСКА СТРОЯТ БАШНИ, ЗАМКИ. ЛЕТОМ ПОСПЕВАЮТ ВКУСНЫЕ ФРУКТЫ, ЯГОДЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ОВОЩИ.
Слайд 23ОСЕНЬ
НАСТУПИЛА ОСЕНЬ. ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ОДЕВАЮТ ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ. НЕБО ПОКРЫТО СЕРЫМИ
ТУЧАМИ И ЧАСТО ИДЕТ ДОЖДЬ. ПОСЛЕ ДОЖДЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ЛЕСУ МНОГО СЪЕДОБНЫХ ГРИБОВ. В ЛЕСУ ПОСЛЕ ДОЖДЯ ВЫРАСТАЮТ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ.
Слайд 29
СТОЯЛ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК. МИМО БЕЖАЛА МЫШКА-НОРУШКА, СТАЛА ОНА В ТЕРЕМКЕ
ЖИТЬ. ЗАТЕМ ПРИБЕЖАЛА В ТЕРЕМОК ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, ЗА НЕЙ ЗАЙЧИК - ПОБЕГАЙЧИК. ЗАТЕМ ПРИБЕЖАЛА ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА, ВОЛК – ЗУБАМИ ЩЁЛК, А ПОТОМ ПРИШЁЛ МЕДВЕДЬ. ТЕРЕМОК НЕ ВЫДЕРЖАЛ, ВЗЯЛ И РАЗВАЛИЛСЯ. ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ.