Сегодня родители, педагоги и логопеды охотно пользуются мнемотаблицами – необычными пособиями в картинках – для развития памяти и речи дошкольников.
Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти.
Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи.
Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.
Правила проведения занятий
Мнемотаблицы по развитию речи
В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты: На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево».
Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух.
Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению.
Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.
Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.
Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь:
Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».
Средняя группа
При помощи этого пособия:
расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
облегчаем запоминание последовательности действий;
учим строить связные, грамотные предложения.
Где живет мышка?
(В норке).
Что любит кушать?
(Сыр).
Кого боится?
(Кошки).
После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.
В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки».
Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.
Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:
как называется игрушка;
её цвет;
форма;
размер;
за что ты ее любишь?
Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории.
В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».
Старшая и подготовительная группы
Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:
Обучающие определенному алгоритму действия.
Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки.
3. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
4. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
5. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.
Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:
В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:
Я// рубашку// сшила// мишке.
Я// сошью ему// штанишки.
Надо// к ним карман// пришить,
И конфетку// положить.
Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть