Презентация, доклад на тему Использование мнемотаблиц для речевого развития детей

Содержание

История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал имя каждого из 30000 своих солдат. А Моцарт, лишь единожды услышав музыкальное сочинение, мог тут же восстановить его с точностью до нотки.

Слайд 1Использование мнемотаблиц для речевого развития детей

Использование мнемотаблиц  для речевого развития детей

Слайд 2История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью.
Великий полководец

Александр Македонский знал имя каждого из 30000 своих солдат.
А Моцарт, лишь единожды услышав музыкальное сочинение, мог тут же восстановить его с точностью до нотки.
Достоверно известно, что такие уникальные способности им удалось развить, благодаря специальной технике запоминания, отдельные приемы которой дошли и до наших дней.

Сегодня родители, педагоги и логопеды охотно пользуются мнемотаблицами – необычными пособиями в картинках – для развития памяти и речи дошкольников.

История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал имя каждого из

Слайд 3В чем секрет их использования?
Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с

изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания.

Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти.

В чем секрет их использования?Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка.

Слайд 4Суть метода в том, что: Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям,

звукам и даже запахам. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи.
Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.

Суть метода в том, что: Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам. При этом

Слайд 5Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память

характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание – непроизвольное. Это означает, что лучше усваивается информация, опирающаяся на жизненный опыт ребенка или на яркие и конкретные образы.
Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету.
Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает: внимание, усидчивость, живой интерес к обучению, воображение, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять операции анализа и синтеза.
Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание –

Слайд 6Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже

в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:
Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Кроха лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.
Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно. Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

Правила проведения занятий

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у

Слайд 7Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому

возрасту малыш уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.


Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей, педиатров и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи они используют различные методические приемы, самым эффективным из которых является обучение говорению с опорой на мнемотехнические таблицы.

Мнемотаблицы по развитию речи

Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту малыш уже должен правильно произносить

Слайд 8Младшая группа
Они уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме

составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с).
Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке.

В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты: На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево».
Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух.
Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению.

Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.
Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.

Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь: 

Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».

Младшая группаОни уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов.

Слайд 9У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его

арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш понимает и может объяснить значение многих слов. У него формируются навыки связной речи.
Теперь кроха не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив малыша с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.

Средняя группа

При помощи этого пособия:

расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;

облегчаем запоминание последовательности действий;

учим строить связные, грамотные предложения.

У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш

Слайд 10Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего

в её состав.
Например:
Кто это? 

Где живет мышка?
(В норке). 

Что любит кушать?
(Сыр).

Кого боится?
(Кошки). 

После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки».
Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.

Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например: Кто это? 

Слайд 11На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения.

Например, как описать любимую игрушку, используя следующую мнемодорожку?

Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:
как называется игрушка;
её цвет;
форма;
размер;
за что ты ее любишь?

Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории.

В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».

На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения. Например, как описать любимую игрушку, используя

Слайд 12У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно

высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение.
Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения.
Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:
в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;
количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;
здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

Старшая и подготовительная группы

Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:

Обучающие определенному алгоритму действия.

Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки. 

У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки,

Слайд 132. Направленные на запоминание стихов или информации. 
3. Развивающие умение рассказывать разные

истории или давать характеристику предметам или событиям.
2. Направленные на запоминание стихов или информации.  3. Развивающие умение рассказывать разные истории или давать характеристику предметам

Слайд 14Пересказываем сказки
В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей,

которые появляются в определенной последовательности.
Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте?
И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:
Читаем сказку вслух.
Рассматриваем изображения в таблице. 

3. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
4. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
5. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Пересказываем сказки В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как

Слайд 15Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице
Начинать стоит с самых

простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
«Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
Теперь наступает очередь малышей изложить свой вариант рассказа.

Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2)

Слайд 16 Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы

видите на картинках?»
Второй шаг – раскодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».
Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.
Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.
Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.
Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»  Второй шаг

Слайд 17Легкий прием разучивания стихотворений
Способность к запоминанию у детей может сильно

отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:
Для начала выразительно читаем произведение вслух.
Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
Объясняем непонятные моменты.
Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.
В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:
Я// рубашку// сшила// мишке.
Я// сошью ему// штанишки.
Надо// к ним карман// пришить,
И конфетку// положить.
Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.

Легкий прием разучивания стихотворений Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют

Слайд 19Как сделать пособие своими руками
Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами

и родителями для развития памяти, речи, а также абстрактного и логического мышления детей во время занятий по математике и окружающему миру.
Готовые таблицы, как средства популярной методики, можно без проблем купить в любом книжном магазине. Но если вы сделаете их своими руками и привлечете к творческому процессу детей, то эффективность развивающих занятий намного увеличится.
Как же создать мнемотаблицу?
Перечитываем и делим на части текст, акцентируя внимание на важных моментах.
Расчерчиваем таблицу. Количество квадратов будет зависеть от объема текста и возраста ребенка.
Фиксируем основные смысловые акценты, используя точные либо условные изображения: геометрические фигуры, силуэты, знаки, пиктограммы.
Выделяем непонятные слова, которые впоследствии объясняем малышу. 
Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа. В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга.
Как сделать пособие своими руками Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами и родителями для развития памяти, речи,

Слайд 20Осень Е. Трутнева
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах


Это платье золотое
У берёзки на плечах.  
 
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят…
 
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
 
Всё летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето. 
Осень Е. Трутнева Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзки

Слайд 21А. Плещеев
Осень наступила…

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

Вянет и желтеет Травка

на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
А. Плещеев Осень наступила…Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.Вянет и желтеет Травка на лугах,

Слайд 22К. Бальмонт
Осень.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В

сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К. БальмонтОсень.Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть