Презентация, доклад на тему Использование методов сказкотерапии в коррекции речевых нарушений

Содержание

Тема: Использование элементов  сказкотерапии в в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Слайд 1 Визитная карточка

Мы не можем делать 
великие дела -только малые, 
но с большой любовью
Трушанова Сабина Фаиговна

учитель – логопед МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Катерок»
Образование: высшее.
НИРО (логопедия)
Педагогический стаж:
Общий – 13 лет,
Учитель - логопед – 4 года


Визитная   карточка Мы не можем делать  великие дела -только малые, но с большой любовьюТрушанова Сабина Фаиговна     учитель –

Слайд 2Тема:
Использование
элементов  сказкотерапии в
в коррекции речевых нарушений у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Тема: Использование элементов  сказкотерапии в в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3

Слайд 3Условия формирования личного вклада в развитие образования
Научно – исследовательские условия
Методические условия
Организационно

– педагогические условия

Изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования Б. Беттельхейм (Терапевтическая среда (из книги «Эволюция психотерапии", том 2.), Р. Гарднер (Психотерапия детских проблем / Р. Гарднер; пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002.,), На современном этапе этой проблемой использования сказок в работе с детьми занимаются такие авторы, как О.Е. Громова (Инновации в логопедическую практику. М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2008.), Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская( Логосказки , СПб.: КАРО, 2001).

ФГОС
Рабочая программа учителя – логопеда МБДОУ № 11 «Катерок»
Раздел «Коррекционная работа» («Основная образовательная программа ДОУ»)
Создание картотеки игр по сказкам
Использование методических приемов
Взаимосвязь со специалистами ДОУ.
Сетевое взаимодействие («ПРОДЛЕНКА», «МААМ.ру», «МЕРСИБО»)

.

.

.

.



Показ открытого занятия. (13.03.2014г.) «Путешествие по сказкам»
Участие в МО (13.03.2014г.)
Повышение квалификации «Центр лечебной педагогики». 72 ч. 2013 – 2014г.г.
Повышение квалификации «ГБОУ ДПО НИРО «Логопедия». 108 ч. 2015г.
Член ПМПк
Программа самообразования «ИКТ и нетрадиционные приемы в коррекционной работе учителя – логопеда»

Условия формирования личного вклада в развитие образованияНаучно – исследовательские условияМетодические условияОрганизационно – педагогические условияИзучение работ философов, психологов

Слайд 4Актуальность личного вклада в развитие образования












Проблемы:
Недостаточность приемов и форм

работы  при использовании сказкотерапии, обеспечивающих развитие  диалогической и монологической речи ребенка в организованных и совместных видах деятельности.
Противоречие:
Между большим количеством теоретических разработок по использованию сказки в работе с детьми и нехваткой образовательно- развивающего практического материала  в данной технологии для детей с отклонениями в речевом развитии;
Между традиционным обучением, которое ориентируется на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупность конкретных знаний и умений) вне учета свойств личности икоррекционным обучением, цель которого не формировать знания и умения, а развивать речь ребенка.












Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в свете новых требований ФГОС

Актуальность личного вклада в развитие образованияПроблемы:  Недостаточность приемов и форм работы  при использовании сказкотерапии, обеспечивающих развитие

Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
«Увлекаясь простодушною фантазией

народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». АФАНАСЬЕВ А.Н

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». 

СУХОМЛИНСКИЙ В. А.

«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ, ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ, И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ, КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ, И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
ИРИНА ТОКМАКОВА

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования  «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет

Слайд 6Цели и задачи педагогической деятельности
ЦЕЛИ:
.
ЗАДАЧИ:



Изучить литературу по использованию элементов сказкотерапии

в работе с детьми дошкольного возраста.
развитие всех сторон речи (фонематический слух, грамматика, лексика, связная речь);
активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
воспитание нравственных качеств;
положительная мотивация к коррекционным занятиям



Использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психоречевых процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Цели и задачи педагогической деятельностиЦЕЛИ:. ЗАДАЧИ:Изучить литературу по использованию элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.развитие

Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Сказкотерапия - эффективный, развивающий метод для развития связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, который позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Ведущая педагогическая идеяСказкотерапия - эффективный, развивающий метод для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Формы работы комплексной сказкотерапии :



Анализ

сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые
куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).



Элементы сказкотерапии
медитации на сказку (статическое психодинамическое погружение) психодинамические медитации




Перевоплощение
Пантомимические этюды
Погружение в различные стихии
Изображение растений
Упражнения с зеркалом
Танец
Упражнения с тканью





Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияФормы работы комплексной сказкотерапии :Анализ сказок   (решение “открытых” сказочных

Слайд 9Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Художественная сказка




















Дидактическая сказка





















-вычленение слов из сказки с
заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
придумывание нескольких
однокоренных слов (Снегурочка, снег,
снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
называние сказочного героя по
эпитетам;
называние слов-признаков, слов-
действий из сказки;
подбор к сказочному персонажу
действий, признаков;
подбор к действиям - сказочного
персонажа;
придумывание нового названия
сказки;
называние пропущенных слов в сказке
и др.
предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.












Циклы :
Фонетика. ( Фонетические сказки)
Звукопроизношение.
(Артикуляционные сказки для
постановки звуков)
Обучение грамоте. (Сказки по
обучению грамоте)
Грамматика. (Грамматические
сказки)
Лексика . (Лексические сказки)

Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала.
Абстрактные символы ( буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования   Художественная сказка     Дидактическая сказка-вычленение

Слайд 10Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Перспективный план работы с детьми

старшего дошкольного возраста
ОНР 3 ур.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образованияПерспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста ОНР 3 ур.

Слайд 11Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны


НОВИЗНА

Метод сказкотерапии


является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия :

1 этап. Ритуал «Входа»в сказку: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку
2 этап. Повторение: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для
себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
3 этап. Расширение: Расширить представления ребенка о чем-либо
4 этап. Закрепление: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности
ребенка, закрепление и повторение учебного материала
5 этап. Интеграция: Связать опыт с реальной жизнью
6 этап. Резюмирование: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
7 этап. Ритуал «выхода» из сказки: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к
взаимодействию в привычной социальной среде

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизныНОВИЗНАМетод сказкотерапии является здоровье сберегающей технологией, комплексной системой,

Слайд 12Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Мониторинг развития связной речи детей
.


1 блок
– задания на определение уровня сформированности лексической системности

2 блок
– задания на определение уровня грамматической компетенции

3 блок
– на оценку фонологических навыков и умений

4 блок
– задания на оценку уровня сформированности связного речевого высказывания

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыМониторинг развития связной речи детей. 1 блок – задания на определение

Слайд 13Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Слайд 14Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности






В рамках ДОУ:
Консультации педагогам нашего образовательного учреждения:

«Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»
Консультации родителям: «Сказкотерапия в жизни дошкольников», «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
В рамках МО учителей – логопедов образовательных учреждений:
13.03.2014г. Показ открытого занятия «Путешествие по сказкам»
В рамках сетевого сообщества:
На образовательном портале МААМ.ру, ПРОДЛЕНКА.,
http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-logopedicheskoe-zanjatie-v-podgotovitelnoi-grupe-puteshestvie-po-skazkam.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/logopedija/188192-otkrytoe-logopedicheskoe-zanjatie-v-podgotovi.html


Транслируемость практических достижений профессиональной деятельностиВ рамках ДОУ:Консультации педагогам нашего образовательного учреждения: «Использование нетрадиционных методик в работе по

Слайд 15Литература:
Фром Э. Ю, Искусство любви. Ж.Детский досуг.4-2011
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., Логосказки. СПб.: КАРО, 2001
4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. , Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. , Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
Сакович Н.А., Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
Стишенок И.В., Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
Стребелева Е. А. , Специальная дошкольная педагогика. – М., 2002.
Танникова Е.Б., Формирование речевого творчества дошкольников-М.2008.
Шорохова О.А., Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествие по стране слов. М.: Просвещение, 1991
Громова О.Е., Инновации – в логопедическую практику . «Линка - Пресс», 2008
Научно – методический журнал «Логопед» №2/2009 (34)
Ткаченко Т.А., Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками.
Мигунова Е.В., «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г
www.cka3ka-pro.ru

Литература:Фром Э. Ю, Искусство любви. Ж.Детский досуг.4-2011Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть