Презентация, доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДанный проект реализован на базе МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида », в совместной деятельности воспитателя, родителей, психолога, музыкального руководителя.Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года.

Слайд 1 ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОЕКТА): «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В

РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»


«Истоки творческих способностей детей и их дарований –
на кончиках пальцев...»
                                         В.А.Сухомлинский.


Творческое название проекта: «Умные ручки»





Автор проекта:
воспитатель
1 квалификационной категории
Журкина Наталья Сергеевна

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ (ПРОЕКТА):  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

Слайд 2СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный проект реализован на базе МБДОУ «Детский сад

№15 комбинированного вида », в совместной деятельности воспитателя, родителей, психолога, музыкального руководителя.
Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года.












СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДанный проект реализован на базе МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида », в совместной

Слайд 3

«Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию»
В.М. Бехтерев

«Ум

ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют её развитию»В.М. Бехтерев«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Слайд 4


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Срок реализации проекта:
2 года.

Форма представления:
презентация

По деятельности участников проекта:
практико-
ориентированный

Тип проекта творческий, открытый,
групповой.


Слайд 5

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у

детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений

Слайд 6 ГИПОТЕЗА
базируется на предположении о том, что система работы с детьми дошкольного

возраста позволит улучшить показатели речевого развития и совершенствованию мелкой моторики, если:
использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно-моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму;
сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.












ГИПОТЕЗАбазируется на предположении о том, что система работы с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели

Слайд 7АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Данный проект направлен на развитие речевых умений и

навыков детей через совершенствование мелкой моторики. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка.
Проектом предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.











АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:  Данный проект направлен на развитие речевых умений и навыков детей через совершенствование мелкой моторики.

Слайд 8ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Доказать, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в

играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности способствует речевому развитию детей.












8
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАДоказать, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной

Слайд 9 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Слайд 10
Участники проекта:
Дети


Воспитатели
Психолог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Родители






Участники проекта:Дети

Слайд 11ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Слайд 12ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:
Развивая мелкую моторику у детей, повышаем ли мы уровень речевого

развития у дошкольников?












ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:Развивая мелкую моторику у детей, повышаем ли мы уровень речевого развития у дошкольников?

Слайд 13ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

Слайд 14УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Слайд 15


В приложение к проекту представлены:
Комплексно-тематическое планирование; (см.Приложение 1); Инструментарий к диагностике

определения уровня развития мелкой моторики (см.Приложение 2);


практический материал:
- консультации; сообщения;
- рекомендации для родителей;
- упражнения, пальчиковые и дидактические игры, этюды;
- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика.

В приложение к проекту представлены:Комплексно-тематическое планирование; (см.Приложение 1); Инструментарий к диагностике определения уровня развития мелкой моторики (см.Приложение

Слайд 16МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ



Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Ознакомление с художественной литературой
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие



Игры
Свободная

деятельность детей
Прогулки

Проект реализуется в совместной деятельности педагога и детей:

В свободной деятельности:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИХудожественно-эстетическое развитиеРечевое развитиеОзнакомление с художественной литературойПознавательное развитиеФизическое развитие Социально-коммуникативное развитиеИгрыСвободная деятельность детейПрогулкиПроект реализуется в совместной деятельности

Слайд 18

Этапы реализации проекта:
I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2014 г.)
Анализ ситуации, разработка диагностического

материала.
Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
Анкетирование родителей.
Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».
Этапы реализации проекта:I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2014 г.)Анализ ситуации, разработка диагностического материала.Ознакомление с теоретическими основами методик и

Слайд 19

II. Организационный (Ноябрь 2014 - январь 2015 г.)
Проектирование системы работы по формированию мелкой

моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
Разработка:
- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;
- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;
- консультационного материала для родителей;
Создание предметно-развивающей среды.
Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- консультаций для стенда информации.
II. Организационный (Ноябрь 2014 - январь 2015 г.)Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей

Слайд 20

III. Практический (Январь 2015 – март 2017 год).
Реализация разработанной системы работы по формированию

мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
родительские собрания;
проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
III. Практический (Январь 2015 – март 2017 год).Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у

Слайд 21

IV. Итоговый (Март - май 2017 год).
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности

педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
1. Презентация проекта.
2. Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»
Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики.
3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.
4. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Методика и проведение развивающих речевых игр».
Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей.
Описание опыта работы и выступление на педагогическом совете ДОУ.
Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОУ (заседание инициативной группы ДОУ).
Размещение опыта работы в интернете на персональной странице сайта ДОУ и других интернет сообществах.
 
IV. Итоговый (Март - май 2017 год).Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:1.

Слайд 22

Ожидаемые результаты:
дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к

дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагог:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Ожидаемые результаты:дети:- развитие мелкой моторики;- развитие речи;- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;- развитие двигательной активности;- повышение

Слайд 23В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ КАК ТРАДИЦИОННЫЕ , ТАК И НЕТРАДИЦИОННЫЕ

МЕТОДЫ

Традиционные методы

Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки и т.д.;
Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином и т.д., нетрадиционные методы рисования;
Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка и т.д.;
Игры на развитие тактильного восприятия;
Пальчиковый театр.

Нетрадиционные методы



Игры по системе М.Монтесори

Пескотерапия

Су-Джок терапия




В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ КАК ТРАДИЦИОННЫЕ , ТАК И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫТрадиционные методыСамомассаж кистей и пальцев рук;Игры

Слайд 24

(Приложение №1).
 
Начало 2015-2016 уч.года
Диагностика уровня развития речи
в гр.общеразвив.напр.3-4 лет
Начало 2015-2016уч.года
Диагностика

уровня моторного
развития в гр.общеразвив.напр.
3-4 летт
(Приложение №1).  Начало 2015-2016 уч.годаДиагностика уровня развития речив гр.общеразвив.напр.3-4 летНачало 2015-2016уч.годаДиагностика уровня моторного развития в гр.общеразвив.напр.3-4 летт

Слайд 25

Конец 2016-2017 уч.года
Диагностика уровня развития речи
в гр.общеразвив.напр.4-5 лет
Конец 2016-2017 уч.года
Диагностика уровня

моторного
развития в гр.общеразвив.напр.4-5 лет
Конец 2016-2017 уч.годаДиагностика уровня развития речив гр.общеразвив.напр.4-5 летКонец 2016-2017 уч.годаДиагностика уровня моторного развития в гр.общеразвив.напр.4-5 лет

Слайд 26

Анализ результатов опыта работы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных

особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;
- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Анализ результатов опыта работы:- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая

Слайд 27РАБОТА В РАМКАХ ПРОЕКТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА В РАМКАХ ПРОЕКТА С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 28

Мастер-класс совместно с родителями
по изготовлению тряпичных кукол

Мастер-класс совместно с родителями по изготовлению тряпичных кукол

Слайд 29

Родители самостоятельно изготавливают многие пособия ,с которыми ребята с удовольствием играют

каждый день.

Дидактическая игра «Накорми колобка»

Дидактическая игра «Маша и Даша»

Родители самостоятельно изготавливают многие пособия ,с которыми ребята с удовольствием играют каждый день.Дидактическая игра «Накорми колобка» Дидактическая

Слайд 30РАБОТА С ДЕТЬМИ
Пальчиковый игротренинг
Пальчиковая гимнастика;
Пальчиковый массаж и самомассаж (традиционные и

нетрадиционные формы работы);

РАБОТА С ДЕТЬМИПальчиковый игротренинг Пальчиковая гимнастика;Пальчиковый массаж и самомассаж (традиционные и нетрадиционные формы работы);

Слайд 31РАБОТА С ДЕТЬМИ
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек

на леску, работа с прищепками;
Конструирование из палочек, пуговиц, желудей;
Нахождение мелких предметов в емкости
с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
Игры с мозаикой, паззлами;
РАБОТА С ДЕТЬМИ Застегивание пуговиц, молний, крючков;Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с прищепками;Конструирование

Слайд 32ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Обводка по точкам, штриховка, трафареты.


ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Обводка по точкам, штриховка, трафареты.

Слайд 33НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ, БУМАГОПЛАСТИКА.
Использование нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками, жёсткой кистью);
Квиллинг,

обрывная, объёмная аппликация;


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ РИСОВАНИЯ, БУМАГОПЛАСТИКА. Использование нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками, жёсткой кистью);Квиллинг, обрывная, объёмная аппликация;

Слайд 34Кляксография, набрызг
Рисование мятой бумагой
Рисование с ладошки
Печатание
Нетрадиционное
рисование.

Кляксография, набрызгРисование мятой бумагойРисование с ладошкиПечатаниеНетрадиционное рисование.

Слайд 35
Очень увлекательной для

малышей стала  ладошковая аппликация. 
Очень увлекательной для малышей стала  ладошковая аппликация. 

Слайд 36Су (кисть)- Джок (стопа)
Разработал профессор Пак Чже Ву
Здоровьесберегающие технологии

Су (кисть)- Джок (стопа)Разработал профессор Пак Чже ВуЗдоровьесберегающие технологии

Слайд 37ДОСТОИНСТВА СУ- ДЖОК ТЕРАПИИ:
Высокая эффективность
Абсолютная безопасность
Универсальность
Простота применения
Доступность

ДОСТОИНСТВА СУ- ДЖОК ТЕРАПИИ: Высокая эффективностьАбсолютная безопасностьУниверсальностьПростота примененияДоступность

Слайд 38ПРИЕМЫ СУ –ДЖОК ТЕРАПИИ:
Массаж специальным шариком


ПРИЕМЫ СУ –ДЖОК ТЕРАПИИ:Массаж специальным шариком

Слайд 39МАССАЖ ЭЛАСТИЧНЫМ КОЛЬЦОМ

МАССАЖ ЭЛАСТИЧНЫМ КОЛЬЦОМ

Слайд 40ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Индивидуальные занятия.


Подгрупповые занятия.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫИндивидуальные занятия.Подгрупповые занятия.

Слайд 41Массаж
Массаж ладонных поверхностей
каменными, стеклянными
и металлическими шариками;
Прищепочный массаж;
Массаж орехами, шишками;
Массаж

шестигранными карандашами;
Массаж аппликаторами;
Массаж четками;
Массаж камнями;
Массаж зондами;
Массаж щетками;
Массаж приборами су-джок терапии.
МассажМассаж ладонных поверхностей каменными, стеклянными и металлическими шариками;Прищепочный массаж;Массаж орехами, шишками;Массаж шестигранными карандашами;Массаж аппликаторами;Массаж четками;Массаж камнями;Массаж зондами;Массаж

Слайд 42Резинки
Игры с предметами

РезинкиИгры с предметами

Слайд 43Прищепки
Счетные палочки

ПрищепкиСчетные палочки

Слайд 44Игры с крупами и семенами
«Что
вырастет?»
«Найди предмет»

Игры с крупами и семенами«Что вырастет?»«Найди предмет»

Слайд 45Тактильные игры
Ёжики
Слон (Чудесный мешочек)

Тактильные игрыЁжикиСлон (Чудесный мешочек)

Слайд 46Пескотерапия
Приемы Су –Джок терапии Массаж специальным шариком
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА- ЭТО СОВМЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РУКИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА Упражнение «ТРУБОЧКА»
ПескотерапияПриемы Су –Джок терапии Массаж специальным шариком БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА- ЭТО СОВМЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ РУКИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА Упражнение «ТРУБОЧКА»

Слайд 47МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Слайд 48КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО»

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО»

Слайд 49Выводы:

Таким образом, включение инновационных технологий
для развития мелкой мускулатуры пальцев рук на

занятиях
играет положительную роль в коррекционном обучении
детей с нарушениями речи.

Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга,
что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы:
внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Выводы:Таким образом, включение инновационных технологийдля развития мелкой мускулатуры пальцев рук на занятияхиграет положительную роль в коррекционном обучении

Слайд 50РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ
Разработка перспективного комплексно-тематического плана работы по развитию мелкой моторики

с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (приложение 1)

Разработка творческой сказки с использованием Су-Джок терапии «Ёжик на прогулке» (Приложение 2)(представлена в формате презентации)

Положительная динамика развития качественных показателей речевых навыков детей

Педагогическое просвещение педагогов и родителей – выпуск буклетов по теме «Су-джок терапия»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ Разработка перспективного комплексно-тематического плана работы по развитию мелкой моторики с учётом возрастных особенностей детей дошкольного

Слайд 51ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ
Обобщение опыта на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида»

Презентация опыта и инновационного проекта на районном методическом объединении по теме «Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»

Размещение опыта и проекта на личной странице педагога, созданной на сайте ДОУ , а так же на персональной страничке сайта http://www.maam.ru/users/481077/avatar.html

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование су-джок терапии в работе с детьми» с презентацией

Мастер-класс «Су Джок терапия для всей семьи»
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ Обобщение опыта на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №15 комбинированного вида»

Слайд 52ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Изд. РАО, 1994.
4. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.
5. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей  / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)
6. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
4. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
5. Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь / Т.А.Ткаченко. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
6. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М.Граб. – М.: Издательство ГНОМ, 2012.
7. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.
8. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5 -7 лет. – М.: ВАКО, 2010.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть