Слайд 2Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная
необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире.
Слайд 3По мнению В.М. Григорьева - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры,
- играть стали не меньше, а хуже: "...качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, мучительством животных, бессмысленное разрушительство и т.п...
Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа".
Слайд 4Проведенное недавно психологическое исследование в детских садах показало, что на вопрос
"Во что ты любишь играть?«
5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру,
4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
Слайд 5Маленький ребенок - весь неопределенность, это веер возможностей, он то, чем
мы никогда уже не сможем стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка — необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка.
Слайд 6Рассмотрим современные игрушки
Слайд 7Барби
Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби
должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни — быть "как хорошая американская девочка".
Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней "бой-френда". На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие, нередко дающие Барби оценку "плохая", отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие ее.
Слайд 8Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Эта ее
особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.
Слайд 9А что продается сейчас?
Мы с вами увидим существ неизвестных видов
и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Вот в Детском Мире в центре зала на пальме сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены.
Слайд 10Конструктору "Лего" отведен целый отдел, его рекламируют по телевидению, это яркие,
красочные, как уверяют, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. игрушки развивают конструктивное мышление, учат различать цвета, тренируют мелкую моторику руки. Разве этого мало? Да, это все хорошо, но... Мальчик лет трех, играет с маленькими фигурками лошадей и наездников из "Лего". Крохотные лица в широкополых шляпах нахмурены и оскалены, один, особенно агрессивного вида, с открытым ртом и выпученными глазами, видимо, изображает воинственную ярость. Ребёнка просят дать самого доброго наездника. Ребенок смотрит на каждого, выразительно разводит руками и кратко отвечает: "Нету!"
Слайд 11Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии
известных на сегодня игрушек:
По возрастному назначению
По воспитательному(развивающему) назначению
По материалу изготовления
Слайд 12По возрастному назначению
для новорожденных (от 0 до 3 месяцев)
для младенцев 4-5 —
12 месяцев
для детей 1-2 лет
для детей от 3 лет
для детей от 5-6 лет
По воспитательному(развивающему) назначению
(Классификация педагогами)
Сенсорные (до года в основном звуковые — погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные — калейдоскоп);
Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);
Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие);
конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
По материалу изготовления
Деревянные
Пластмассовые
Резиновые
Меховые
Металлические
Из цветов
Слайд 14Медицинские и экологические требования посмотрите, из чего сделана игрушка, нет ли
в ней вредных материалов (например, дихлорполиуретана) и ядовитых красок (это можно узнать по маркировке). Взяв игрушку в руки, вы должны на минуту представить себя малышом: какова она на ощупь, не пахнет ли она неприятно, устойчивы ли краски и прочны ли детали и мех. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Вы должны быть уверены в том, что материалы, из которых сделаны игрушки, имеют надежный сертификат качества и соответствуют санитарным стандартам.
Слайд 15Педагогические требования - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности?
Может быть, она повеселит, позабавит вашего малыша (как юла, заводная лягушка и т.п.) или поможет ему выработать терпение и координацию движений (как, скажем, пирамидка, мозаика) или укрепит физически (мяч, обруч). А чему может научить кукла с мужскими половыми органами? Или робот-трансформер, превращающийся из человека в монстра и наоборот? Пусть вас не обольщает зачастую лежащая на поверхности возможность, особенно заморской игрушки, якобы интеллектуально развивать ребенка, постарайтесь увидеть подлинное ее назначение.
Слайд 16Психологические и нравственные требования — что несет в себе игра, игрушка,
каков ее смысл. Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребенка — нежность, доброту, заботу, или противоположные — агрессию, злость, раздражение... Дает ли она возможность коллективного использования — совместной деятельности группы детей, взрослого и ребенка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Поскольку именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу "Один за всех и все за одного" складывается умение вашего ребенка сотрудничать - соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать.
Слайд 17Эстетические требования — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли
чувства прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления — китч. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты.
Слайд 18Спутники детства игрушки - это несомненные атрибуты детства. Современные игрушки позволяют
полноценно развиваться и расти нашим детям, а мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы не отказать ребенку ни в чем. Сегодняшний ассортимент игрушек просто поражает. Давно позади то время тряпичных мячей и соломенных кукол, деревянных чурочек и лошадок. Сейчас это раритет, к которому модно возвращаться, ища традиционность и экологичность. Но основная масса родителей все-таки предпочитает Барби, технологические машинки на управлении и современные конструкторы, не задумываясь о том, что ребенок, у которого в шкафу живет штук тридцать разноплановых Барби, с удовольствием играет на природе природным материалом.