Слайд 1 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Санданова
М.А.,
старший воспитатель
МДОАУ д/с № 31 (корпус 2)
г. Райчихинск, 2019 г.
Слайд 2Игровая деятельность и игра это две разные вещи
Игра - это
не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает « пустой » промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. Д. Б. Эльконин.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. О. С. Газман .
Слайд 3Заголовок слайда
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
Слайд 5Роль игры в развитии ребенка Целенаправленный характер игры.
Воспитание целеустремленности у детей.
Вырабатывание желания доводить начатое дело до логического завершения.
Формирование ответственности за свои действия. Развитие умения воплощать задуманное на практике. Воспитание умения договариваться с партнерами по игре.
Формирование умения оценивать и уважать мнение других.
Воспитание у детей других положительных качеств.
Слайд 6Функции игровой деятельности:
- Познавательная.
- Развлекательная.
- Коммуникативная
- Самореализации.
- Игротерапевтическая
- Диагностическая
Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально - культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.
Слайд 7Значение игры
В ней развиваются:
- способности к воображению;
- способности к произвольной регуляции
действий и чувств;
- приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими .
Слайд 8Современный принцип
формирования игры:
Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый
– равный партнер.
Слайд 9Геокешинг - это форма организации туристической игры, состоящая в нахождении тайников,
спрятанных заранее на местности организатором игры или участниками другой команды (при разделении группы на 2 подгруппы
или семейные команды).
СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 10
Геокешинг (geocaching от греч. Geο- — Земля и англ. cache —
тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.
В ДОУ можно адаптировать игру для дошкольников.
С детьми составляются маршруты, прокладывается путь от одной точки к другой. Воспитанники получают перечень точек, которые они должны будут посетить.
Задача – найти точки или спрятанные там предметы, заданные объекты и ответить на вопросы. В каждой точке игроки выполняются простые задания и делаются пометки в путевом листе.
Слайд 11Обязательные условия проведения
Поиск «КЛАДА» проводится по карте или маршруту – схеме,
по его описанию, фотографии, рисунку.
В игре может быть использована специальная терминология: игрок –геокешер, клад –геокершский тайник.
Игра может быть формой прогулки и иметь значительную шаговую нагрузку переходов. Содержание игры в группе превращает её в активный познавательный процесс. Все занятия-путешествия по карте могут быть с элементами геокешинга. Составление конспекта обязательно.
В пошаговой инструкции / карте к тайнику требуется пройти несколько шагов на местности до финального контейнера, находя координаты каждого следующего из предыдущих. В тайнике-загадке место закладки можно узнать только после успешного решения задачи . Тайники могут быть самого разного внешнего вида и размера, самый ходовой вариант – контейнер для морозилки. Тайники могут содержать различные сувениры, сладости, игрушки, и т.п.
Ведущий следит за правильностью выполнения заданий.
Слайд 12 Не заменять игру другими видами деятельности
Собирайте как особую
ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
Не наказывайте ребёнка лишением игры.
Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
Слайд 14
Квест
Игры квест для детей - это разновидность дидактической развивающей игры
как организационной формы
Слайд 15Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных
игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Слайд 16Обязательные условия проведения
Участники получают задание найти что-либо (например, главный приз) и
«подсказки» (загадки, вопросы, кроссворд, схему – чертеж, лабиринт и др.). Задание может быть в виде сразу общего письма – инструкции или отдельных зашифрованных писем, которые участники находят по мере выполнения очередного задания.
У игры должен быть сюжет и предметно-игровая среда (на время игры группа превращается в «тридесятое царство» или «космос», или «морское дно» по мотивам литературного произведения или мультфильма).
Слайд 17
В ходе игры участники проходят череду препятствий, выполняя познавательно-интеллектуальные задания
Все
задания для квеста пишутся на отдельных листочках и прячутся в тайниках – «станциях». Обязательно объясните ребятам правила соревнования: каждое следующее задание связно с предыдущим. Это значит, что без выполнения первого задания игроки не могут приступить ко второму, третьему и т.д.
Ведущий следит за правильностью выполнения заданий.
Играть лучше, разбив детей подгруппы по 5-6 человек, чтобы дети имели возможность выполнить задание в разном темпе в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Прошедшие «квест» - это победители. Они отмечаются знаками отличия (наклейка, медаль, лента и др.) в группе как «Лучшие сыщики (полицейские, пилоты космолета, друзья Лунтика, защитники тридесятого царства, космические спасатели и т.п.в зависимости от сюжета)».
Для игры составляется программа или сценарий. Программа может иметь название по сюжету или просто назваться «Квестик».
В форме веста проводятся заключительные занятия цикла, развлечения и праздники.
Слайд 18Тимбилдинг - это форма организации физкультурного развлечения на воздухе
Тимбилдинг- это одно
из новых направлений, который в переводе с английского означает "строение, сплочение команды".
Слайд 19Обязательные требования:
Для развлечения составляется игровая программа.
Главная цель: сплочение детского (при
участии родителей детско-взрослого) коллектива, формирование умений действовать в команде.
Наличие сюжета или игрового персонажа.
Отсутствие индивидуального выполнения заданий (только командные игры и эстафеты, ведущий поощряет взаимопомощь в команде и показывает пример её проявления).
Заключительная часть в виде общего сбора со свободным общением (чаепитие в гостях у персонажа, привал, пикник, релаксационное игровое упражнение в кругу).
Слайд 22Игра –имитация экстремальной ситуации
Слайд 23
Флэш-моб с детьми - акция развлекательного и бескорыстного характера большой группы
людей в общественном месте с целью коммуникации, совместной деятельности.
Разновидность: моб-игра (например, «гляделки-немигалки»).
Слайд 24А также другие коммуникативные игры
Ресурсный круг.
Музыкально-коммуникативные (например, «танец на газетке» и
т.п.).
пантомимические этюды (например, «Угадай что показываю»).
Слайд 25ВЫВОДЫ
Образовательный процесс в ДОУ и семье обогащается разнообразием форм совместного активного
отдыха и общения (коммуникации).
Родители вовлекаются в НОД.
Формы нетрадиционны и требуют проявления креативности от педагога в их организации на практике.
Позволяют реализовывать ФГОС в интеграции видов деятельности и образовательных областей на основе сохранения игры как ведущего механизма развития ребенка.
Слайд 26Технология образовательных проектов и социальных акций совместно с семьёй
Слайд 27
Модное движение ярнбомбинг, участники которого вяжут, шьют одежду для деревьев, скамеек
и т.п. (у чего есть ноги).
Образовательный проект - акция экологической и ЗОЖ-направленности «Держи ноги в тепле!».
По художественно-эстетической направленности: элементы вязаного граффити, дизайна, ручного труда .
Слайд 28Технология взаимодействия с семьями воспитанников на основе инновационных наглядных дидактических пособий
(тетради на печатной основе, журналы, календари)
Слайд 29Лэпбукинг – книжный жанр учебной литературы и технология работы с ним
Это
сравнительно новое средство обучения из Америки.
Он представляет собой папку или другую прочную
картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки
(мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек,
белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан
изучаемый материал по теме (музыкальные жанр, оркестр и т.п.).
Лэпбук – это исследовательская и творческая работа в одном
«флаконе», тематическая или интерактивная папка-накопитель а еще – основа продукта совместного образовательного проекта с
родителями, наглядный метод и часть РППС группы для закрепления
пройденного на занятии в игровой форме.
Слайд 30 Итог:
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а
потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.
С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей. Отсюда вытекает очевидный совет: играйте с ребенком как можно больше и чаще.
Обычную детскую игру ( ролевую или с правилом ) не могут заменить ни видеофильмы с мультиками, ни компьютерные игры, ни самый замысловатый конструктор.
Потому что в игре ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он нужен.