Слайд 1 Воспитатель: Муковоз Н. В.
«Игра с правилами
в социально– коммуникативном
развитии ребенка дошкольника»
Слайд 2
Цель:
Повышение собственного профессионального уровня развития в использовании игр с правилами в
социально-коммуникативном развитии ребенка дошкольника.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы по теме самообразования;
Оформить в группе центр активности (мини-центр);
Подготовить консультацию для родителей;
Подготовить презентацию по теме самообразования .
Слайд 3Антон Семёнович Макаренко
выдающийся советский педагог
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.»
Слайд 4«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них
– учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская
С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
Слайд 6Задачи социально-коммуникативного развития дошкольника по ФГОС:
Усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
Развитие социального и эмоционнального интеллекта, эмоционнальной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к собственной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 7Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Одной из главных сторон готовности к систематическому
обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников
происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.
Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Слайд 8Анализируя проблемы современного дошкольника
Можно выделить следующие типичные особенности
Несмотря на изменения в
мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть(содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами.)
Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательными, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, им способствует насыщенность среды в саду и дома.
Отмечаются изменения в нравственности, социально-личностном развитие детей, в их поведении, общении.
Слайд 9 В дошкольной педагогике игра с правилами используется как
частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым.
Игра с правилами «характеризуется наличием четкой системы правил, которой подчиняется поведение игроков. Правила носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников. Это не исключает различных вариантов игр, они обязаны их соблюдать» ( И. Ивич, 1987)
Игра с правилами наиболее полно может быть определена через две специфические составляющие:
Договорные, обязательные для всех правила.
Состязательные отношения с установления первенства (выигрыша) одной из сторон.
В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат, но это не просто результат действий каждого играющего. Важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т.е выигрыш. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действий с дидактическим материалом.
Слайд 10Игры с правилами
Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и
игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видом групп детских игр.
Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.
На занятиях взрослый учит детей: как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей- взрослый участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.
Слайд 11Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах
(с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Слайд 12Классификация игр
Творческие игры
Игры с правилами
Народные
Слайд 13Игры с правилами
Дидактические
Подвижные игры
на ориентировку в пространстве
с
бегом
с
прыжками
с
лазаньем
с
метанием и ловлей
игры с предметами
словесные
настольно-печатные
Слайд 14- Одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С
помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем. Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры.
Велико и значение правил, определяющих что и как должен делать каждый участник игры, чтобы решить задачу. В таких играх немаловажная роль отводиться и игровым действиям. В одних играх правило будет заключаться в отгадывании предмета по голосу, в других – по его описанию, в третьих – в расстановке предметов на столе, в иных играх активность ребенка должна выразиться в перекладывании кубиков, прикладывании одежды к кукле («Одень куклу») и т.п. Эти действия увлекают детей и сами по себе, поддерживая интерес к самой игре.
Игры с правилами развивают и волю ребенка. Ведь чтобы выполнить правило, необходимо проявить выдержку. Так, в игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал.
Дидактические игры
Слайд 17Подвижные игры
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством
физического и общего воспитания.
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные и образовательные.
Подвижные игры важны в настоящие время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми.
Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Дети учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты.
Слайд 18Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению
детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Слайд 19 список литературы:
Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном
возрасте. М.2002г.
Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. М. 1985.
Гиппенрейтер Н.Б. Общаться с детьми. Как? М. 2001.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитие ребенка.Вопросы психологии.1966.№6.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.1987.
maam.ru iqla- s-pravilami.
Doskolnuk.com.iqra-v-zhizni-doshkolnika/
http\\www.maam.ru\detskiysad\doklad-na-temu-igra/