Слайд 1Синицына Любовь Николаевна
Воспитатель
1квалификационной категории
Тема: Формирование творческих способностей детей 4-5 лет в познавательной деятельности
Слайд 2Цель исследования: выявление педагогических условий формирования творческих способностей у детей 4-5
лет.
Объект исследования: познавательная деятельность.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу проблеме исследования;
2. Раскрыть особенности формирования творческих способностей детей 4-5 лет;
3.Осуществить подбор диагностических методик и определить уровень сформированности творческих способностей у детей 4-5 лет.
Слайд 3Актуальность
Современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных
идей, не привычные действия, подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребёнок постепенно приобретает самостоятельность, как
Слайд 4 способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и
создавать новые. Разработкой этого вопроса занимались как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги, Такие как Леонтьев, Теплов, Щадриков, Рубинштейн и другие.
Слайд 5Гипотеза
Процесс формирования творческих способностей детей 4-5 лет в познавательной деятельности
будет проходить успешнее, при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование методов и приёмов, стимулирующих активные познавательные проявления;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации познавательной деятельности;
- включение ребёнка в разнообразную и творческую деятельность, которая обеспечивает системное и последовательное познание объектов окружающей действительности на основе учёта индивидуальных потребностей детей
Слайд 6Основы формирования творческих способностей детей 4-5 лет в познавательной деятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческое мышление и воображение являются обязательными компонентами творческих способностей. Анализ психолого – педагогической литературы предполагает, что развитие творческих способностей у детей 4- 5 лет возможно, если создать соответствующие условия:
использование методов и приёмов, стимулирующих активные познавательные проявления;
учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- включение ребёнка в разнообразную творческую деятельность.
Слайд 7 Чтобы достичь результатов в каком либо виде деятельности
необходимо обладать соответствующи- ми способностями. Критериями способностей являются:
1. Быстрота и быстрое овладение знаниями, умениями и навыками.
2. Логичность, гибкость и самостоятельность мышления.
3. Находчивость и сообразительность при решении задач.
4 Быстрота запоминания материала.
5. Высокая способность к обобщению, анализу и синтезу учебного материала.
6. Пониженная утомляемость.
7. Владение обыденными операциями мышления.
8. Целеустремлённость.
Слайд 8 Итак, чем больше развита способность у
человека, тем успешнее он выполняет деятельность. Способности формируются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребёнка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Бездеятельный ребёнок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Обучение и воспитание в детском саду, организующая деятельность детей играет очень важную роль в развитии их способностей.
Слайд 9Исследование формирования творческих способностей детей 4-5 лет в познавательной деятельности.
На первоначальном этапе исследования было определено, что творческие способности у детей в большинстве своём не сформированы или находятся на стадии формирования. Дети могут эпизодически выбрать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они смогут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов, не всегда реализуют свой замысел деятельности.
По активизации формирования творческих способностей детей в познавательной деятельности, проведены занятия, беседы и игры, включили индивидуальную и коллективную деятельность.
Слайд 10 Ряд использованных методов, активизирующих творческий потенциал ребёнка, использовалось также стимулирующее
влияние взрослого на игру детей, чтобы дети не чувствовали себя скованно, проявляли творческую активность.
Контрольный этап исследования подтвердил эффективность выбранной методики. Отмечен заметный рост по всем критериям развития творческих способностей, дети стали более самостоятельными в выборе тем, проявляли фантазию, придумывали. Что – то новое, оригинальное. Стало заметно усиление творческой активности детей, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, предположение о том, что развитие творческих способностей у детей 4- 5 лет в познавательной деятельности возможно.
Слайд 11Если соблюдать следующие условия:
- использование методов и приёмов, стимулирующих
активные познавательные проявления;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации познавательной деятельности;
включение ребёнка в разнообразную и творческую деятельность.
А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.
Слайд 12В своей работе использую креативный подход, то есть стремлюсь, чтобы дети
«открывали» что – то новое. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача родителей и педагогов. При переходе на новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты для связи с родителями использую технологию проектирования, которая позволяет не только приобщить родителей к творческому процессу. Но и получить реальный результат творчества.
Слайд 16 В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей
будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей.