Слайд 1Формирование и диагностика универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Учитель начальных классов
МОУ «Крутоярская СОШ»
Измерлиева М. В.
Слайд 2
Каким должен быть современный ученик?
Слайд 3любознательным , интересующемся, активно познающим мир;
умеющим учиться, способным к организации
собственной деятельности;
уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательным, умеющим слушать партнёра, уважающим своё и чужое мнение;
готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Слайд 4 Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)
определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
Слайд 5Новые социальные запросы определяют цели образования как
общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Слайд 6Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос,
что ученик должен знать, но и формирование УУД, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Слайд 7В чём заключается роль начальной школы?
Научить детей учить себя.
Достижение данной
цели становится возможным
благодаря формированию
системы универсальных учебных действий
(УУД).
Слайд 8Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 9Достижение «умения учиться» предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1)
познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Слайд 10Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе;
— обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 11Виды универсальных учебных действий:
Личностные
Регулятивные
Познавательные
коммуникативные
Слайд 12 Личностные удд
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание
моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 13Виды личностных действий.
Смыслообразование.
Личностное, жизненное самоопределение.
Нравственно-этические.
Слайд 14Регулятивные удд обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Слайд 15Познавательные удд
общеучебные
логические
постановка и решение проблемы
Слайд 16Коммуникативные удд обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение
слушать и вступать в диалог.
планирование сотрудничества
постановка вопросов
разрешение конфликтов
управление поведением партнёра
умение с точностью выражать свои мысли
Слайд 17Формирование удд в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных
дисциплин.
-математика
-русский язык
-литературное чтение
-окружающий мир
-технология
-музыка
Слайд 18Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации
в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
«ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 19Основой развития коммуникативных умений является систематическое использование на уроках трёх видов
диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Слайд 20Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия:
составь задание партнеру;
отзыв
на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
диалоговое слушание;
«подготовь рассказ», «опиши устно»,
«объясни...» и т. д.
Слайд 21Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие
в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Слайд 22Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды
заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм.
Слайд 23
Методики диагностирования УУД в 1 классе.
Слайд 24 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Методика "Рисование по точкам".
Слайд 25 Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Слайд 26ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Тест “Найди несколько различий?”
Слайд 27
Методика
«ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Стимульный материал:
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег,
рыба, рыболов, тина, вода).
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Слайд 28
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Задание «Носочки» (Г.А. Цукерман)
Слайд 30Знания, добываемые насильно, душат разум.