Слайд 1Проектная деятельность обучающихся
«Человек рожден
для мысли и действия»
Слайд 2Мои способности обнаруживались
лишь тогда, когда умственный
процесс шел от меня,
когда
я был в активном,
творческом состоянии …
Н.А. Бердяев «Самопознание»
Слайд 3Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002
г.)
Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.
В России таких учащихся оказалось 18 %.
Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
В России – 9 %.
Слайд 4 Классно-урочная система:
Реальная цель учителя:
Пройти программу
Слайд 5 Классно-урочная система:
Цель ученика :
В лучшем случае - стать умнее;
В ином
– выучить то, что пригодится для экзамена
В худшем – перетерпеть годы школьной учебы
Слайд 6Большинство школьников
перестали мотивировать
идеал «человека знающего»
Слайд 7В современной школе необходимы методы обучения, которые:
Формировали бы
активную,
самостоятельную ,
инициативную
позицию
обучающихся в учении
Слайд 8В современной школе необходимы методы обучения, которые:
Развивали бы общеучебные умения и
навыки:
исследовательские,
рефлексивные,
самооценочные.
Слайд 9В современной школе необходимы методы обучения, которые:
Формировали бы компетенции;
Были нацелены на
развитие познавательного интереса обучающихся
Развивали принцип связи обучения с жизнью
Слайд 10Какова цель урока …?
Формирование различных ключевых КОМПЕТЕНЦИЙ
Слайд 11Ключевые компетенции
Это комплексные свойства личности
Знаю
Умею
Готов применить их в необходимой ситуации на
основе общечеловеческих ценностей
Слайд 12Основные цели современной системы образования
Интеллектуальное и нравственное развитие личности,
формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Слайд 13Философия
построения образовательного процесса
Обучение на основе активной деятельности.
Деятельность ученика на
уроке и во внеурочное время должна соответствовать его личным интересам
и целям
Слайд 14Для мотивации обучения
требуется ПРОБЛЕМА
из реальной жизни, знакомая
и значимая для ребенка
Слайд 15Чтобы решить проблему
Необходимо применить:
уже полученные знания и умения
и приобрести еще новые
Слайд 16«Решить проблему»
Значит применить:
необходимые знания и умения из различных областей
жизни и получить реальный ощутимый РЕЗУЛЬТАТ.
Слайд 17 Мировая педагогическая практика
отдает предпочтение
методу проектов
Дж. Дьюи – амер.
психолог – педагог
(1859-1952г)
Слайд 18Метод проектов
В основе идея:
О направленности учебно-познавательной деятельности школьников на РЕЗУЛЬТАТ, который
получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Слайд 19Внешний результат
Можно:
осмыслить
увидеть
применить
Слайд 20Внутренний результат
Опыт деятельности-
становится бесценным достоянием обучающегося
Слайд 21Проектная деятельность
— специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс
действий, который завершается созданием разного рода творческих работ:
докладов, рисунков, моделей, макетов, викторин, энциклопедий, различных изделий
Слайд 22ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь
на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 23Что такое критическое мышление?
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация
является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
(Дэвид Клустер, США)
Слайд 24Метод проектов – педагогическая технология
Интегрирует в себе:
проблемный подход,
индивидуальные и групповые
методы,
рефлексивные методы,
исследовательские и поисковые методы
презентативные методы
Слайд 25УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ
степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:
Первый уровень соотносится с проблемным изложением
учебного материала учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.
Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Слайд 26Проект это пять «П»
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 27Проектная деятельность
предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания
к самостоятельной деятельности,
от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению
Слайд 28Классификация проектов
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Слайд 29По комплексности и характеру контактов
- монопроект,
(в рамках одной области знания),
межпредметный проект
Слайд 30По характеру контактов между участниками
Внутриклассный
Внутришкольный
Региональный
Межрегиональный
Международный
Слайд 31
По количеству участников проекта
индивидуальные
парные
групповые
коллективные
Слайд 32
По продолжительности проекта
Мини – проекты (1 урок)
Краткосрочные проекты (4-6 уроков)
Недельные
проекты
Триместровые проекты
Годичные проекты
Слайд 33По доминирующей деятельности
Проекты:
практико-ориентированные
информационно-поисковые
исследовательские
- творческие
ролевые
телекоммуникационный
Слайд 34Требования к проекту
1. Необходимо наличие социально-значимой проблемы (задачи)
Слайд 35Требования к проекту
2. Выполнение проекта начинается
с планирования действий по решению
проблемы, т.е. определение вида продукта
и формы презентации
Слайд 36Требования к проекту
3. Каждый проект требует исследования –
поиск информации,
ее
осмысление и представление
участниками проекта
Слайд 37Требования к проекту
4. Обязательно должен быть
продукт
и его презентация
Слайд 38Нацеливают обучающихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей
решения проблемы
(маленькое научное исследование)
Исследовательский проект
Слайд 39Структура
исследовательских проектов
Тема
Актуальность выбора темы
Объект и предмет исследования
Цель и задачи исследования
Гипотеза
Краткий
обзор литературы
Методы исследования
Описание выполнения работы
Результаты, выводы, рекомендации
Список литературы
Приложения
Слайд 40Учебные проекты
готовятся и защищаются в рамках
школьных предметов, их
тематика привязана
к темам,
изучаемым в ходе учебных
курсов
Слайд 41Структура учебного проекта
1. Постановка проблемы
2. Выдвижение путей решения проблемы (гипотезы)
3. Планирование
деятельности по реализации проекта
4. Сбор информации
5. Структурирование информации
Слайд 42Структура учебного проекта
6. Изготовление продукта
7. Оформление продукта
8. Выбор формы презентации
9. Подготовка
презентации
10. Презентация
11. Самооценка и самоонализ
Слайд 43 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Понимать проблему (использовать знания и
умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Слайд 44КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 45КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 46ПРОЕКТ
Это метод обучения
Это содержание обучения
Это форма организации учебного процесса
Это особая философия
образования
Слайд 47КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Под компетентностью в области
решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
(The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)