Слайд 1Методический alma-mater современного учителя
Задачи и цели современного образования
Современные образовательные технологии в
формате нового Стандарта Образования.
Слайд 2ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской федерации до 2020 года
Федеральный государственный стандарт
Концепция
Федеральной целевой программы развития образования
на 2011-2015 годы
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
Проект «Закона об образовании РФ»
Слайд 3Стратегические цели и задачи образовательной политики
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов
Слайд 4Особенности ФГОС
Стандарт как конвенциональная норма,
общественный договор
ведущий компонент ФГОС – требования к
результатам, портрет выпускника;
договорные отношения между участниками
образовательного процесса;
распределение ответственности за
достижение планируемых результатов;
вариативность образования
Слайд 5Формирование базовых компетентностей современного человека
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Слайд 6Концепция стандартов второго поколения
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в
способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте
Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Слайд 7Портрет будущего выпускника школы
— гражданина России 2020 года
Компетентный в гражданско-правовых
аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России
Уважающий ценности иных культур, конфессий и
мировозренний, осознающий глобальные проблемы
современности, свою роль в их решении
Креативный, мотивированный к познанию и творчеству,
обучению и самообучению на протяжении всей жизни
Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни
Уважающий других людей, готовый сотрудничать
с ними для достижения совместного результата
Осознающий себя личностью, способной принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность
Слайд 8Пути реализации ФГОС,
три «Т»
Изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным
задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ)
Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ)
Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ)
Слайд 9Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются
в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Слайд 10Формирование мотивации к инновационному поведению
Стратегическая задача развития школьного образования в России
— обеспечение инновационного сценария развития
страны на долгосрочную перспективу
Инновационное поведение является результатом образовательного процесса соответствующей направленности. При этом инновационное поведение могут воспитать лишь те, кто сами им обладают в полной степени.
Подготовка носителей культуры инновационного поведения является задачей высшего педагогического образования и дополнительного образования (повышения квалификации)
Слайд 11Российский учитель
Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового
поведения в обществе
Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.
Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде
Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
Квалифицированный пользователь ИКТ
Слайд 12Риски
Государственное финансирование нового учебного плана
Недостаточная укомплектованность педагогической литературой и учебно-методическими пособиями
Отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр.
Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОС
Неприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитания
Сопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения»
Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями и учредителями
Отсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов
Слайд 13
Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна
строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям
Слайд 14Общее толкование понятия «технология» — наука о мастерстве, от латинского techne
— искусство, мастерство; logos — наука.
Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний
(Из документов Ассоциации по педагогическим коммуникациям и технологиям США).
Слайд 15Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая
в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют
(И.А.Колесникова)
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
Слайд 16Признаки педагогической технологии:
диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны
быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям);
воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);
воспроизводимость педагогических результатов
Слайд 17Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО:
развивающее обучение;
коллективная система обучения
(КСО);
технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
исследовательские и проектные методы;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного обучения
Слайд 18Перечень технологий
логико-информационные технологии;
учебные фирмы;
Технологии профильного обучения
и предпрофильной подготовки;
технология творческих мастерских;
система согласованного
обучения и другие.
Слайд 19
1 группа
Технологии стандартного характера
Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний,
умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету
2 группа
Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий
Классификации педагогических технологий
Слайд 20Формирование базовых компетентностей современного человека
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Слайд 21Формирование базовых компетентностей современного человека и технологии