Раскрыть сущность диалогической речи.
Выявить основные характеристики диалогической речи.
Определить цель и содержание обучения диалогическим умениям в средней группе детей дошкольного возраста.
Выявить уровень диалогических умений детей.
Рассмотреть различные виды бесед и их дидактические возможности.
Провести исследовательскую работу по обучению диалогическим умениям с детьми 4-5 летнего возраста с использованием различных видов бесед.
Первая часть «Теоретические основы развития связной речи дошкольников» раскрывает понятие связной речи и её значение для развития ребёнка, особенности развития связной речи у дошкольников, задачи и содержание обучения связной речи, описываются формы работы воспитателя по обучению диалогической речи
Во второй части «Беседа как метод обучения диалогической речи» рассматриваются виды бесед, их тематика и особенности организации беседы с дошкольниками.
В третий части описывается экспериментальная работа.
Заключение содержит вывод по теме исследования.
Список литературы включает 40 источников и 5 интернет ресурсов.
Приложения включает терминологический словарь, диагностический материал для определения уровня сформированности диалогических умений у дошкольников, конспекты НОД бесед: вводные, сопутствующие, итоговые.
Первичная и вторичная диагностика.
Наблюдения.
Беседа.
Контингент испытуемых составили дети средней группы.
В исследовании участвовала группа детей в количестве 20 человек. Наблюдая за детьми в повседневной жизни, при организации занятий, мы отметили следующее: дети однозначно дают ответ на вопрос воспитателя, некоторые дети не участвуют в диалоге, не имеют навыка участия в беседе.
Выявить уровень сформированности диалогических умений в данной возрастной группе.
Для этого нами была использована диагностика диалогической речи детей 4-5 летнего дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов
Была проведена диагностика особенностей развития диалогической речи у дошкольников по методике, рекомендованной в пособии М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной «Речевое развитие дошкольников»
При разработке содержания экспериментальных заданий мы руководствовались необходимостью постановки ребёнка в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.
С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребёнком индивидуально.
Задание № 1. Индивидуальные беседы с детьми Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.
Задание № 2. Речевые ситуации.
Цель: выявить умения ребёнка самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).
Задание № 3.
Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора. Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:
Задание № 4 Проведение занятия с детьми «Рассматривание игрушек»
Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально организованной учебной деятельности.
Умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и умение не отвлекаться от содержания;
Умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая;
Умение задавать вопросы;
Особенности речи.
При оценке заданий использовалась 3 балльная система.
В ходе, проведения заданий, мы получили результаты, которые отразили в таблице «Особенности диалогического общения в специально организованных беседах».
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость специальной работы по формированию диалогических умений у детей данной возрастной группы.
Организация работы, направленной на развитие диалогических умений. Нами были использованы разговоры с детьми (преднамеренные и непреднамеренные), игры, разные виды бесед.
Работа была организованна с декабря 2017 года по май 2018 года. Был составлен план работы, в котором внесены НОД и другие формы работы для развития диалогических умений. Особую роль в формировании диалогических умений мы отвели итоговым беседам.
Именно этот вид НОД решает задачу развития диалогической речи.
Целью проведения данного этапа эксперимента – проверить эффективность проделанной работы. Для этого было проведено повторное обследование по той же методике, апробированной в констатирующей части с целью выяснить эффективность предложенной методики развития диалогической речи.
Проведенная работа показала правильность выбора педагогических технологий, методов и приемов, используемых при развитии коммуникативных умений и навыков, что позволило значительно повысить уровень диалогической речи у дошкольников.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть