Слайд 1Дидактические игры в развитии детей с умственной отсталостью
Бондарева Галина
Алексеевна, воспитатель, 6 семейная группа Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Слайд 2«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны,
-это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
П.Ф.Каптерев
Слайд 3Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и
игровым методом обучения детей с умственной отсталостью,
формой обучения,
самостоятельной игровой деятельностью,
средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Слайд 4Дидактическая игра
как игровой метод обучения
игры – занятия и дидактические игры,
где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Слайд 5Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит два начала: учебное (познавательное) и
игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Слайд 6Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в
том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Слайд 7Дидактическая игра- метод обучения детей сюжетно – ролевым играм
умение взять на
себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.
Слайд 8Дидактическая игра «Уложи куклу спать»
Слайд 9Структура дидактической игры.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
обучающая и воспитывающая
задача,
игровые действия и правила.
Слайд 10Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так
как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь ввиду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Слайд 11 Ценность дидактической игры заключается в том, что воспитатель не только
определяет её ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей.
Слайд 12Задачи дидактических игр:
-Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память.
- Развивать
воображение и творческие способности детей.
- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно.
- Развивать у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения.
- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке.
- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.
Слайд 13Так же, в ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно
из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата. Активность ребёнка при этом может проявляться в различной моторной деятельности (ощупывание рукой, движение тела, осматривание, слежение глазами и т.п.)
Слайд 14Направления организации дидактических игр
Подготовка к проведению дидактической игры
Проведение дидактической игры
Анализ дидактической
игры
Слайд 16Виды дидактических игр
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия ,
направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Слайд 17Игры «Кто где стоит?»,
«Что изменилось?»,
«Сосчитай по порядку»,
»Назови ласково».
Слайд 18Игры «Чудесный мешочек», «Чудесный сундучок»
Слайд 19Игры с мячом
Мы много играем в дидактические игры с мячом
В обогащении
речи ребенка , в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны:
«Мяч бросай и животных называй» ,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д.
Слайд 21
Игры «Назови ласково», «Мяч бросай, животных называй»
Слайд 22 Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
То, что было, то что
будет,
Каждый помнит — не забудет.
Слайд 23Недостаточное развитие фонематического восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно
не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволит им успешно овладеть грамотой в школе.
Дидактическая игра «Собери цветок»
Слайд 24Дидактическая игра «Самолет»
Цель: сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные
выводы, обобщать, размышлять.
- Опиши внешний вид каждого пассажира.
- Воспитатель предлагает детям подобрать разные слова, чтобы ответить на вопрос: Кто это (заяц, зайка, зайчишка) .
- Назови одним словом, тех кто летит в самолете.
- Кто лишний?
- Кто дикий, кто домашний?
- У кого есть копыта?
- Кто где живет?
- Как готовятся к зиме?
- Кто зимой ложится в спячку?
и т. д.
Слайд 25
Игры « Хочу такой же» , «Чудо –дерево»
Слайд 27 Дидактическая игра «Найди такой же»
Дидактическое пособие«Цветик-семицветик»
Игры:
«Какой предмет?»
«Приготовим сок?»
Слайд 30 дидактическое пособие
«Волшебная полянка»
Слайд 31Дидактическая игра «Волшебные лучики»
Слайд 32Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для
развития детей с умственной отсталостью
повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
обеспечивается психологический комфорт;
дети запоминают большое количество речевого материала;
активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Слайд 33 Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит
только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Спасибо за внимание!