Презентация, доклад на тему Что такое письмо?

План. 1.Что такое письмо?2.Психологические основы овладения актом письма умственно отсталыми детьми.3.Психофизиологические причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом.4.Методы обучения письму.5.Каковы же задачи обучения письму?6.Система упражнений

Слайд 1 Что же

такое письмо?

Приготовила :
учитель начальных классов
МКОУ С(К) ОШИ VIII вида г. Ленска
САХА(Якутии)
Ащеулова Любовь Петровна

Что же такое письмо?

Слайд 2

План.

1.Что такое письмо?
2.Психологические основы овладения актом письма умственно отсталыми детьми.
3.Психофизиологические причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом.
4.Методы обучения письму.
5.Каковы же задачи обучения письму?
6.Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма.


План. 1.Что такое письмо?2.Психологические основы овладения

Слайд 37.Выработка каллиграфии письма. 8.Дифференцированный подход к учащимся при обучении фонетически правильному письму. 9.Нужна

ли каллиграфия современным детям?
7.Выработка каллиграфии письма. 8.Дифференцированный подход к учащимся при обучении фонетически правильному письму. 9.Нужна ли каллиграфия современным детям?

Слайд 4

1.

Письмо-это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи её на расстояние, для сохранения её произведений во времени.» В этом определении отражены две стороны письма: письмо как продуктивный вид
деятельности (фиксировать для её передачи) и письмо как результат этой деятельности (тексты, предназначенные для чтения другими).Письмо характеризуется трехчастной структурой:

1.Письмо-это

Слайд 5

2.

мотивационно- побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. В первой части появляется мотив, потребность, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно, возникает замысел высказывания. Во второй части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор нужных слов для конкретного текста, выделение стержневой части в смысловой организации предложения. В третьей части письменная речь реализуется с помощью графических средств языка.

2.мотивационно-

Слайд 6

3.(1.1.)

На начальном обучении письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует их произноше-
нию. Основой правописания становится звуковой анализ речи. Процесс письма включает ряд психофизиологических компонентов: акустический- выделение звуков из речевого потока; артикуляционный- уточнение звукового состава слова; зрительный обеспечивает перевод звуковой структуры слова в графические знаки, удержание в памяти графических символов и их правильную организацию. В овладении письмом прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий школьника :



Слайд 7

4.

1.ребенок опознал слово, состоящее из звуков;
2.проговорил его вслух;
3.далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы;
4.ребенок перестает шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его;
5.внешняя речь переходит во внутреннюю.
У детей с ОВЗ одной из причин нарушения письма - недостаток интеллектуальных возможностей детей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Это проявляется в задержке и затрудненном формировании представлений о звуковом составе слова, с чем связано большое количество ошибок, искажающих структуру слова.

4.1.ребенок

Слайд 8

5.(1.2.)

Наиболее распространено у детей с ОВЗ фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики , которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Эти дети воспроизводят из диктуемых слов только наиболее отчетливо слышимые звуки.
Для учеников с недостаточно сформировавшимся фонетическим восприятием характерны замены гласных и различные группы согласных сходными, близко звучащими фонемами; пропуски букв, слитное написание нескольких слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока речи на составные части. Эти уч-ся испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, чтении и понимании прочитанного. Другая группа детей с ОВЗ вследствие нарушенного произношения пишут так, как говорят. Для них характерны ошибки на замену букв. Они слабо дифференцируют гласные, близкие и сложные по артикуляции согласные,

5.(1.2.)Наиболее

Слайд 9

6.(1.3.)

затрудняются в различении твердых и мягких , звонких и глухих согласных. В то же время достаточно сохранен устный анализ.
Решающее влияние оказывает состояние ученика на момент выполнения предложенного задания. Из-за частых неудач ученики начинают чувствовать себя на уроках беспомощными, теряют веру в свои силы. Это следует учитывать и заботиться о том, чтобы задания были доступны детям, их выполнение вызывало у них чувство успеха, повышало интерес к учебе.

Письмо, которому учат в нашей школе- русское курсивное письмо. Его графика менялась в течение столетий. Последняя реформа 1969 существенно изменила способ выполнения букв, а графические формы претерпели незначительные изменения. В системе обучения получили распространение следующие исторически сложившиеся методы:
а) копировальный способ заключается в объединении букв,

6.(1.3.)

Слайд 10

7.

напечатанных в специальных тетрадях или написанных от руки учителем карандашом . Этот метод был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.
б)В основе линейного способа лежит шрифтовой подход к обучению.- точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв и её частей. т.е. букву, а, следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояние между элементами и так далее.
в)генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварный период.
г) тактический метод-это письмо под счет, в одинаковом для всех уч-ся

7.напечатанных

Слайд 11

8. (1. 4.)

. Он повышает интерес к занятиям, способствует установлеуч-ся темпе, ритме. Этот метод удобен для работы со всем классомнию нужной скорости письма ,но при ограниченном его применении.
д) метод Карстера- обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки. При применении этого способа достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без вспомогательных линий.
Каковы задачи обучения письму?
В течение первого года обучения уч-ся овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время уч-ся должны :
-научиться правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля;







Слайд 12

9.

научиться писать все буквы русского алфавита, соединять их в слова, переводить печатный текст в письменный;
уметь записывать слова и предложения из 3-4 слов;
описывать , а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Навык письма тесно связан с навыком чтения. При хорошем чтении навык письма формируется успешнее. В формировании графического навыка письма выделены следующие этапы:
-заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности и т.д.
-письмо элементов букв;
-письмо отдельных букв без соединения с другими буквами;







Слайд 13

10.(1.5.)

письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов с целью выработки навыка соединения букв.
Двигательный навык письма, в отличие от навыка чтения за 4 года начального обучения не может быть сформирован; для этого требуется 7-9 лет обучения. Беглым, скорописным письмом школьники овладевают лишь к концу девятилетней школы, да и то отнюдь не все в одинаково удовлетворительной форме.
5. Всякая умственная деятельность в процессе своего формирования проходит ряд последовательных этапов, которые заключаются в первоначальном образовании ориентировочной основы действия, в его дальнейшем практическом усвоении и внешнем развернутом выражении и в последовательных обобщениях и сокращениях формулируемого действия, которое постепенно переходит в план деятельности «про себя».Не все дети с ОВЗ в одинаковой мере способны усвоить предлагаемый учебный материал. Большую роль играют причины дефекта и глу-


Слайд 14

11.

бина его проявления. Основной задачей послебукварного периода является овладение навыком фонетически правильного письма, когда написание не расходится с произношением. В 2-4 классах проводится дальнейшая работа по развитию у уч-ся звукового анализа. Школьники должны усвоить понятия «звук», «буква», « гласные», «согласные», « слог».Дети с ОВЗ в силу присущих им особенностей психики овладевают элементарными навыками грамотного письма с большим трудом, постепенно, в результате систематической практики.
В формировании навыка фонетически правильного письма условно можно выделить 3 этапа:
1 этап: включает развитие звуко- буквенного анализа, т.к. уч-ся с ОВЗ могут овладеть элементарными навыками грамотного письма лишь при условии достаточного развития у них фонематического слуха. Соответствующим упражнениям необходимо придавать большое значение не только в период обучения грамоте, но и в дальнейшем.

11.бина

Слайд 15

12.

Коррекция имеющихся у младших школьников с ОВЗ затруднений заключается в проведении специальных упражнений. Во 2 классе рекомендуется проводить речевую зарядку , в которую входят тренировка на правильное артикулирование звуков, разучивание четверостиший, скороговорок. Это способствует формированию у школьников точного произношения, внимания к правильной речи.
2 этап: заключается в применении системы упражнений, способствующих формированию фонетически грамотного письма и подготавливающих к овладению письмом под диктовку.
1 группа упражнений: на воспроизведение образца(списывание).
2 группа упражнений направлена на дополнение буквой или слогом трудных для написания слов. В группе упражнений на самостоятельное написание сначала идут относительно легкие задания. Ещё более трудны задания на составление предложений со словами, включающими в свой состав указанные буквы,

12.Коррекция

Слайд 16

13.

самостоятельная их запись.
Организуя работу с детьми с ОВЗ , мы должны учитывать принцип вариативности упражнений. Вариативность упражнений достигается характером заданий формулированием их; подбором словесного материала. Вариативный характер заданий воспитывает у детей с нарушениями интеллекта привычку приступать к выполнению заданий после тщательного ознакомления с ним. Вариативность упражнений достигается и формулированием заданий. Разнообразие формулировок приучает уч-ся вдумываться в вопрос учителя, понимать его.
3 группа упражнений: самостоятельное написание слов или предложений. Дети с ОВЗ с различным успехом справляются с самостоятельным письмом слов. Одним требуется лишь незначительная помощь учителя, другие могут выполнять задания под постоянным руководством. Третьих задание ставит перед непреодолимыми трудностями. Трудность упражнений в каждой группе постепенно нарастает.

13.самостоятельная

Слайд 17

14.(1.6.)

3 этап: непосредственное обучение умению писать под диктовку. Оно должно проходить последовательно., постепенно усложняя задания. Звуковой анализ долгое время должен оставаться ведущим при осуществлении письма под диктовку должен сокращаться постепенно за счет исключения уже отработанных этапов. Трудность в письме под диктовку у детей с ОВЗ будет возникать при изучении новой темы. К 3 классу навык письма под диктовку должен быть сформирован.
6. Выработка каллиграфии письма
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей. Для усвоения новой буквы уч-ся со средним и низким уровнем развития приходится прописывать по несколько строчек одинаковых букв и их элементов. Однообразной работе сопутствует нарастание мышечной и эмоциональной усталости. Для 7-8летних детей часто урок письма превращается в мучительный процесс.

14.(1.6.)3

Слайд 18

15.

Проанализировав характер трудностей первоклассников, я пришла к выводу о необходимости выработки автоматизированного навыка письма на основе поэлементной графики с использованием элементов занимательности.
Это должно решить проблему перегрузки уч-ся в процессе овладения навыком письма, но и привить интерес к занятиям. Для этого можно использовать пропись предназначенную для работы в школе, в детском саду. Её можно использовать в качестве дополнительного пособия перед работой в тетрадях. Содержание данных прописей дает проводить уроки письма более интересно и разнопланово. А наличие большого количества заданий для самостоятельной работы позволяет осуществить качественный индивидуальный подход к уч-ся в процессе отработки необходимых умений и навыков уч-ся.

15.Проанализировав

Слайд 19

16.(1.7.)

Каждый урок в коррекционной школе должен быть разнообразным по форме и содержанию, направленным как а обучение элементам грамотного письма , так и на развитие у школьников различных сторон мышления и речи. Дифференцированный подход к уч-ся различных групп нужно осуществлять при прохождении каждой темы.
В процессе коррекционной работы у детей с резко нарушенным фонематическим восприятием следует развивать фонематический слух и на этой основе уточнять произношение. На этих детей надо обратить внимание при выполнении ими упражнений при списывании для предупреждения механического копирования образца . Наиболее сложным для них является овладение всеми этапами письма по слуху: разделение слова на составляющие части, точное распознавание каждого из выделенных звуков, установление их последовательности . Формированию этих навыков могут служить упражнения по формированию письма

16.(1.7.)Каждый урок

Слайд 20

17.

под диктовку.
Индивидуальный подход осуществляется к тем уч-ся, у которых нарушения тормозят прохождение очередной темы. В зависимости от степени дефекта у отдельных уч-ся на уроках закрепляются, автоматизируются или дифференцируются поставленные звуки. Им нужны те же упражнения, что и всему классу, но с предварительным четким произношением каждого звука, входящего в данное слово.
Для уч-ся с резким нарушением моторики основные затруднения вызывает удержание в памяти количества звуков в слове, воспроизведение их последовательности, а также процесс написания слов. Работа с этой группой должна быть направлена на развитие звукобуквенного анализа в плане определения и уточнения количества и порядка звуков и букв в слове. Им нужно сокращать объём заданий, требующих самостоятельного выполнения, особенно списывания, т.к. у них появляются

17.под

Слайд 21

18.

пропуски и замены букв, слогов.
Работа с уч-ся ,характеризующихся нарушением работоспособности, заключается в организации их учебной деятельности, потому что из-за неустойчивого внимания они не могут до конца правильно выполнить задание, в варьировании упражнений, в стимулировании учебной деятельности.
Построение урока с учётом основных затруднений и возможностей детей с ОВЗ помогает коррекции их учебной деятельности и способствуют включению учеников во фронтальную работу класса.
Для обеспечения эффективной работы по формированию каллиграфических навыков уч-ся учителю необходимо:
-учитывать психофизические особенности младших школьников;
-учитывать гигиенические условия;
учитывать специфику учебного материала и дидактические задачи урока;
-

18.пропуски

Слайд 22 19.


-знать потенциальные возможности учебников и пути повышения эффективности учебных упражнений;
-знать технику работы над усвоением графического навыка.
Нужна ли каллиграфия современным детям?
Что такое каллиграфия? Мне нравится определение каллиграфии как «искусства красивого письма».Сейчас можно красиво писать с помощью компьютера., но это не то искусство, которое раскрывает человека. Психологи установили, что сейчас у детей клиповое мышление. У них нет цельного восприятия образа, им трудно фиксировать внимание длительное время на одном предмете. Чем же нам в этом случае поможет каллиграфия?
Когда человек пишет, он мыслит. Он думает не только о содержательной стороне, но и о внешнем выражении написанного. Когда мы выводим буквы ,то рука является только инструментом, а мы пишем сердцем, наша душа живёт, мы творим.

19.

Слайд 23

20.

Наверное многие замечали, как нравится детям изменять свой почерк. Но такие эксперименты уч-ся не вызывают восторга у учителей. Но таким образом происходит формирование эмоциональной сферы ребенка, его видение прекрасного. Почерк- это отпечаток пальца, они уникален, он раскрывает личность человека. Человек оттачивает письмо, а буквы его учат порядку и творчеству. Буква передает исторический опыт народа. Знакомство с различными шрифтами- это приобщение к истории своего народа. Сейчас почерк у детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени. А если создать ситуацию ,когда ребёнок не просто пишет , а рисует букву, делает её произведением искусства, тогда изменится его отношение к письменному слову. Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей.

20.Наверное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть