Слайд 1Конкурс «Шагни за горизонт»
Учитель начальных классов
Общеобразовательной школы-комплекса №2
г. Джанкоя
Гоцман Жанна
Васильевна
Стаж работы 4 года
Слайд 2Тема проекта: «Формирование толерантных отношений в ученическом
коллективе»
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Слайд 3Актуальность темы:
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по
себе. На этом этапе начинает складываться взаимодействие между учащимися класса, пришедшими из самых разных микросоциумов и с разным жизненным опытом и для их плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.
Слайд 4
Проблема, на решение которой направлен проект:
воспитание в подрастающем поколении потребности
и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальности, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.
Цель проекта:
формирование толерантного отношения к традициям, обычаям, нравам представителей разных национальностей и взаимоотношения между ними на основе сотрудничества школьников различной этнической принадлежности.
Слайд 5
Объектом данного проекта является: воспитание толерантности учеников
Предметом: работа учителя, направленная на
воспитание толерантности
Слайд 6Задачи проекта
Апробация и реализация системы работы по формированию толерантного сознания участников
образовательного процесса.
2. Организационная и информационная поддержка учащихся разной этнической принадлежности с целью укрепления дружбы и взаимопонимания.
3. Реализация личностно ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию процессов обучения и воспитания.
4. Формирование у учащихся коммуникативных качеств, способствующих сплочению школьников разных национальностей.
5. Создание условий для подготовки педагогов к деятельности по формированию толерантного пространства.
Слайд 7Толерантность – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре,
чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями свободы, и прав человека.
Слайд 8Выделяется два аспекта толерантности:
— внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что
они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
— внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) — способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.
Слайд 9 Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и
достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.
Слайд 10Л.М. Дробижева условно выделила несколько социальных сфер, ответственных за развитие
этнической толерантности:
Воспитание толерантности в семье.
Воспитание толерантности в детском
саду.
Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе
Слайд 12
Степанов П.В. предлагает порядок педагогических
условий
развития толерантных установок у школьников.
Слайд 13 Принципы воспитания толерантности у младших школьников:
Принцип целенаправленности
Принцип
культуросообразности
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Принцип уважительного отношения к личности
Принцип опоры на положительное в ребенке
Принцип социальной обусловленности процесса
воспитания толерантности
Принцип единства знания и поведения
Принцип диалогичности и сотрудничества
Принцип воспитывающей рефлексии
Слайд 14 Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего
возраста, как и всякое воспитание.
Слайд 15 Воспитание толерантности происходит в системе, ежедневно
на уроках Я и Украина, чтения, русского языка, основ здоровья в виде бесед, инсценировок жизненных ситуаций, рассказа, проведения классных часов, диспутов, экскурсий и т.д.
Слайд 16Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения
к окружающей действительности. Эти чувства формируются в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками в игре, викторине, экскурсии, тренировочных упражнениях. Например:
«Дружба начинается с улыбки»
«Тренируем эмоции»
«Ледокол»
Слайд 17
Общей для родителей и учителей является проблема межнациональной толерантности. Семья во
многом может помочь школе. В этой связи целенаправленная работа проводится с родителями учащихся. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Слайд 18На уроках “Культуры добрососедства” использую такие виды работы: тренинги, диспуты,минутки шалости,
коммукативные и творческие игры.
Слайд 19Психологом было проведено анкетирование родителей в начале и в конце первого
класса и выявлены следующие результаты:
Уровень толерантных отношений стал более высоким, это говорит о том, что данная работа дает положительный результат. И стоит продолжать работу над данной проблемой.