Презентация, доклад на тему Артикуляционная гимнастика.

Содержание

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение

Слайд 1АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА


УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД Кутенко Светлана Борисовна
МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №82» г.Воронеж
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАУЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД   Кутенко Светлана БорисовнаМБДОУ «Детский сад комбинированного вида №82» г.Воронеж

Слайд 2АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как

Слайд 3Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком,

губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными

Слайд 4Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи -

язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является

Слайд 5 Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,

чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5.Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые

Слайд 6«ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА») Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком

положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность

Я слегка прикрою рот,
Губы — «хоботом» вперёд.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.

«ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА»)  Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1

Слайд 7 «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и

нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны
От краёв и до десны.

«УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать

Слайд 8 «ПОКУСАЕМ ЯЗЫК» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты:

1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю всё проворней.

«ПОКУСАЕМ ЯЗЫК»   Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты:  1. Покусывать

Слайд 9 «ЛОПАТОЧКА» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на

нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Поперёк улыбки лёг Отдыхает язычок.

«ЛОПАТОЧКА»  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать

Слайд 10 «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки

облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Цель. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»  Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая

Слайд 11 «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Цель. Научиться

удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края
Вот и «чашечка» моя.

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.  Цель. Научиться удерживать

Слайд 12 «ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомасбами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

А теперь уж не зубами Я пошлёпаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».

«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ»  Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,

Слайд 13«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы

(с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка

«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз Гнётся мой язык — Артист!

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в

Слайд 14 «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («пото­лок»), делая

движения языком вперёд-назад. Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Язык — как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («пото­лок»), делая движения языком вперёд-назад.

Слайд 15 «ПАРОХОД» Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «(«пароход

гудит»).   Цель. Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»)

Вывожу язык вперёд, Закушу его — и вот:
«Ы» тяну — и к нам идёт Белый-белый пароход.

«ПАРОХОД» Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «(«пароход гудит»).   Цель. Отрабатывать

Слайд 16«МАЯТНИК» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им

плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Цель. Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Влево -вправо кончик ходит,
Будто места не находит.


«МАЯТНИК» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка

Слайд 17«ГОРКА» («МОСТИК») Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий

язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.




Улыбаюсь, рот открыт —
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит.


«ГОРКА» («МОСТИК») Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в

Слайд 18«ИГОЛОЧКА» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Цель. Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Улыбаюсь: вот шутник — Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.


«ИГОЛОЧКА»  Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком

Слайд 19«ЗМЕЙКА» Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Цель. Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперёд: Как же он не устаёт?


«ЗМЕЙКА»  Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).   Цель. Развивать подвижность

Слайд 20«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так,

чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Цель. Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.


Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотри,
К зубкам верхним изнутри.

«ПАРУС»  Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался

Слайд 21 «ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Цель.

Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).  Цель. Отрабатывать

Слайд 22 «ГРИБОК» Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,

чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.

«ГРИБОК»   Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка

Слайд 23 «ГАРМОШКА» Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и

закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе­нии Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз — У неё такой круиз.

«ГАРМОШКА»  Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как

Слайд 24 «БАРАБАНЩИК» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за

верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повто Темп убыстряется постепенно. Цель. Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.

«БАРАБАНЩИК»   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,

Слайд 25Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость,

Слайд 26СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть