Презентация, доклад на тему Василий Андрианович Евтушевский (1836-1888)

Содержание

Евтушевский родился 24 апреля (6 мая) 1836 года в семье мелкопоместного дворянина, служившего чиновником в Полтаве. Образование Евтушевский получил в Полтавской гимназии и в Главном педагогическом институте, после закрытия

Слайд 1Василий Андрианович Евтушевский (1836-1888)
Выполнили студентки 1-го
курса магистратуры
(профиль пед.образование:
математика):
Горячкина А.С.
Проверила:
Д.п.н. Авдеева

Т.К.

Орел, 2017

Василий Андрианович Евтушевский (1836-1888) Выполнили студентки 1-го курса магистратуры(профиль пед.образование: математика):Горячкина А.С.Проверила:Д.п.н. Авдеева Т.К.Орел, 2017

Слайд 2 Евтушевский родился 24 апреля (6 мая) 1836 года

в семье мелкопоместного дворянина, служившего чиновником в Полтаве.
Образование Евтушевский получил в Полтавской гимназии и в Главном педагогическом институте, после закрытия которого в 1860 году он должен был перейти на последний курс физико-мате­матического факультета в Петербургский университет.

Евтушевский родился 24 апреля (6 мая) 1836 года в семье мелкопоместного дворянина, служившего чиновником

Слайд 3 Окончив университет кандидатом в 1861 году, Евтушевский поступил на

педагогические курсы, которые в то время были учреждены при Петербургском учебном округе и которые ставили целью подготовку преподавателей для средних учебных заведений округа
Окончив университет кандидатом в 1861 году, Евтушевский поступил на педагогические курсы, которые в то время

Слайд 4 Любя детей, Евтушевский решился посвятить свою деятель­ность на

их пользу и всецело отдался педагогическому делу. Трудная и скудно оплачиваемая в то время профессия учителя нисколько не смущала Евтушевского. Он решился основательно- изучить педагогическое дело и с этой целью, два года пробыл на педагогических курсах.

Любя детей, Евтушевский решился посвятить свою деятель­ность на их пользу и всецело отдался педагогическому

Слайд 5 По окончании курсов Евтушевский получил место препода­вателя математики

во 2-й петербургской военной гимназии, где обратил на себя внимание директора этой гимназии Г. Г. Да­ниловича.
По ходатайству последнего Евтушевский вместе с известными в то время педагогами К. К. Сент-Иллером, И. Ф. Рашевским и Д. Д. Семеновым был командирован за границу для изучения специальных учебных заведений, готовив­ших учителей.

По окончании курсов Евтушевский получил место препода­вателя математики во 2-й петербургской военной гимназии, где

Слайд 6 По возвращении в 1864 году из-за границы Евтушевский,

не­смотря на сравнительную молодость лет (ему тогда было 28 лет), получает важное и ответственное назначение — быть одним из руководителей открытых тогда при 2-й военной гимназии высших педагогических курсов.

По возвращении в 1864 году из-за границы Евтушевский, не­смотря на сравнительную молодость лет (ему

Слайд 7 В течение двенадцати лет Евтушевский руководил занятиями молодых кандидатов-педагогов

и подготовил до 100 человек крепких и надежных учителей для военных гимназий и других учебных заведений. Среди учени­ков Евтушевского мы находим Вулиха, Бетхера, Аникиева, Ельницкого и других, приобретших себе впоследствии почетное имя в педагогическом мире. Они распространяли метод преподавания своего учителя и сохраняли основные его идеи.

В течение двенадцати лет Евтушевский руководил занятиями молодых кандидатов-педагогов и подготовил до 100 человек крепких

Слайд 8 В 1875 году Евтушевский был приглашен заведовать учебной

частью детских приютов, а через три года после этого он взял на себя редактирование и издательство журнала «Народная шко­ла».
В 1875 году Евтушевский был приглашен заведовать учебной частью детских приютов, а через три

Слайд 9 Деятельность Евтушевского по музею, стоившая ему здоровья, была плодотворна.

Вот как оценивал эту деятельность в 1888 году Д. Д. Семенов: «Им [Евтушевским] устроен процве­тающий ныне в Соляном городке военно-педагогический музей- Сюда он вложил всю свою душу: был одним из основателей, кол­лектором, составителем каталогов и в то же время лектором; ему обязаны своим возникновением две существующие ныне мастер­ские учебных пособий».
Деятельность Евтушевского по музею, стоившая ему здоровья, была плодотворна. Вот как оценивал эту деятельность в

Слайд 10 Евтушевский не ограничивал свою деятельность только прак­тикою преподавания. Он

не прошел мимо педагогического дви­жения, охватившего русское общество в 60-х годах, а посвятил свои силы делу устройства народных школ и оказал весьма важ­ные услуги народному образованию.

Евтушевский не ограничивал свою деятельность только прак­тикою преподавания. Он не прошел мимо педагогического дви­жения, охватившего

Слайд 11 «Нарождавшаяся в то время народная школа прежде всего нуждалась

в знающих дело преподавания учителях. И вот Евтушевский два года руководит занятиями по арифметике на Андре­евских курсах в Петербурге, давших у нас первых педагогически подготовленных учителей. Впоследствии, именно в 1872 году, Евтушевский руководил съездом народных учителей и учительниц, в Москве, а в 1873 году таким же съездом в Пскове.

«Нарождавшаяся в то время народная школа прежде всего нуждалась в знающих дело преподавания учителях. И

Слайд 12 Большое содействие оказывал он земству и при устройстве учи­тельской

семинарии в Курске. Вообще Евтушевский охотно помо­гал и советом, и опытностью, и знанием, и трудами земским деятелям, обращавшимся к нему с вопросами о народном образовании.

Педагогическая деятельность
В. А. Евтушевского.

Большое содействие оказывал он земству и при устройстве учи­тельской семинарии в Курске. Вообще Евтушевский охотно

Слайд 13 По просьбе одного земца, он лично организовал одну сельскую

школу в Новгородской губернии.
Вообще за советами к Евтушевскому обращались весьма многие земства».
Евтушевский очень интересовался развитием у нас педагоги­ческого дела.
Он тщательно изучал это дело с целью найти разум­ные основания и пути
По просьбе одного земца, он лично организовал одну сельскую школу в Новгородской губернии.Вообще за советами

Слайд 14 В частности, Евтушевский остановил свое внимание на домашних школах

и посвятил им специальную статью - «Проект устройства домашних школ».
В частности, Евтушевский остановил свое внимание на домашних школах и посвятил им специальную статью -

Слайд 15 Организацией этих школ он стремился соединить вы­годы одиночного

и школьного обучения и устранить некоторые недостатки первого рода обучения. Такие школы в то время были единичными, и они имели место только в богатых семьях.
Организацией этих школ он стремился соединить вы­годы одиночного и школьного обучения и устранить некоторые

Слайд 16 Евтушевский энергично пропагандировал совместные занятия небольшого числа детей

знакомых семейств и доказывал печатно и устно пользу такого обучения, которое улучшает, по его мне­нию, воспитание и обучение детей и сокращает расходы на это дело.

Евтушевский энергично пропагандировал совместные занятия небольшого числа детей знакомых семейств и доказывал печатно и

Слайд 17 Идея о домашних школах не встретила сочувствия среди

педа­гогов того времени, которые считали, что такого рода школы не могут иметь широкого общественного значения, как недоступные подавляющему большинству родителей.
Идея о домашних школах не встретила сочувствия среди педа­гогов того времени, которые считали, что

Слайд 18 Известную роль в этом сыграл и неудачно составленный Евтушевским

проект устава до­машних школ, где из 28 пунктов 16 посвящены были администра­тивной стороне указанных школ, о педагогической же стороне упо­миналось вскользь.
Самому Евтушевскому удалось устроить в 1875 году две первые домашние школы. Позже появилось несколько таких школ и в провинции.

Известную роль в этом сыграл и неудачно составленный Евтушевским проект устава до­машних школ, где из

Слайд 19 Известность Евтушевского в России росла очень быстро, осо­бенно

после выхода в 1872 году в свет его «Методики арифмети­ки». В этом году в Москве была открыта политехническая вы­ставка, и заведование педагогическим отделом выставки было по­ручено Евтушевскому. За труды по устройству названного отдела комитет выставки присудил Евтушевскому золотую медаль.

Известность Евтушевского в России росла очень быстро, осо­бенно после выхода в 1872 году в

Слайд 20 В 1874 году Евтушевский начал читать в педагогическом

музее военно-учебных заведений в Петербурге лекции по методике ариф­метики, собиравшие многочисленную аудиторию.
В 1874 году Евтушевский начал читать в педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге лекции

Слайд 21 В 1875 году Евтушевский оставил службу в военно-учебных

заведениях и перешел на работу в ведомство совета детских приютов, заняв сначала должность заведующего учебной частью в трех приютах, а затем место инспектора по учеб­ной части во всех двадцати трех приютах названного ведомства.

В 1875 году Евтушевский оставил службу в военно-учебных заведениях и перешел на работу в

Слайд 22 «Евтушевский в приютах ввел новые способы и приемы

обуче­ния, в большинстве приютов ввел черчение и рисование и, где только представлялась возможность, старался о введении ремесел и мастерств. Он содействовал также много улучшению хозяй­ственной части в приютах: настоял на снабжении всех приютов правильной ученической мебелью, учебными пособиями и книгами, на устройстве в некоторых приютах библиотеки для учащих и уча­щихся. Немало хлопотал он также о постройке новых домов для приютов и о ремонтировке старых»
Улучшение детских приютов было весьма важным общест­венным делом, так как в них в то время училось до 5000 детей.

«Евтушевский в приютах ввел новые способы и приемы обуче­ния, в большинстве приютов ввел черчение

Слайд 23Евтушевский был поборником высшего женского образования и одним из самых ранних

и активных дея­телей в области этого образования. Еще в 1868 году он начал пре­подавать математику женщинам в помещении одного частного лица в Петербурге и вскоре затем занял место А. Н. Страннолюбского на Аларчинских женских курсах, послуживших прототипом высших женских курсов.

Евтушевский был поборником высшего женского образования и одним из самых ранних и активных дея­телей в области этого

Слайд 25 Евтушевский в течение девятнадцати лет был одним из

самых активных членов Петербургского педагогического общества. Ом по­стоянно принимал деятельное участие в его заседаниях своими докладами и обсуждением разных вопросов. Это общество в 1878 году избрало Евтушевского своим вице-председателем, а в 1879 году — председателем.
Евтушевский в течение девятнадцати лет был одним из самых активных членов Петербургского педагогического общества.

Слайд 26 Главную причину неуспеваемости учеников по элементарной математике Евтушевский

видел в излишней систематичности ее преподавания в начальных классах учебных заведений. По его мнению, «голова десятилетнего мальчика не представляет еще до­статочно подготовленной почвы для производительного бросания в нее семян науки».

О методических взглядах В. А. Евтушевского

Главную причину неуспеваемости учеников по элементарной математике Евтушевский видел в излишней систематичности ее преподавания

Слайд 27 Эти мысли, а также стремление увеличить влияние препода­вания

математики на развитие ума ученика привели Евтушевского- к заключению о необходимости концентрического изучения в гим­назиях арифметики, алгебры и геометрии; причем первым концент­ром этого изучения должны являться пропедевтические курсы арифметики, алгебры и геометрии, вторым — систематические курсы этих предметов.

Эти мысли, а также стремление увеличить влияние препода­вания математики на развитие ума ученика привели

Слайд 28 Евтушевский обратил внимание главным образом на разра­ботку методики

пропедевтических курсов арифметики, алгебры и геометрии, положив в их основу самодеятельность учащихся, наглядность и доступ­ность преподавания.

Евтушевский обратил внимание главным образом на разра­ботку методики пропедевтических курсов арифметики, алгебры и геометрии,

Слайд 29 «Ученик,— говорил Евтушевский,— работает усердно и с пользою

только тогда, когда его работа интересует. Есть много прилежных учеников, вследствие посторонних внушений или из боязни взысканий, без особой привязанности к делу; но работа этих тружеников недостаточно производительна».

«Ученик,— говорил Евтушевский,— работает усердно и с пользою только тогда, когда его работа интересует.

Слайд 30 «Интерес работы для ученика, — добавлял Евтушевский, —

без сомнения должен заключаться не в материале, предполагаемом для изучения, а в способе разработки этого материала со стороны учителя». Таким способом, по мнению Евтушевского, должен быть способ конкретно-индуктивный, эвристический, а не дедук­тивно-отвлеченный, акраоматический.
«Интерес работы для ученика, — добавлял Евтушевский, — без сомнения должен заключаться не в

Слайд 31 При первом способе «уче­ник сам, незаметно, при помощи

учителя подходит к открытию истины... Учитель для него сила направляющая».
В приведенных мыслях Евтушевского нет ничего нового. В них выдвигаются требования к преподаванию, какие за тридцать лет до Евтушевского горячо пропагандировал П. С. Гурьев.

При первом способе «уче­ник сам, незаметно, при помощи учителя подходит к открытию истины... Учитель

Слайд 32Новым было предложение Евтушевского вести преподавание элементарной математики концентрически.




Ему принадлежит по­чин составления программы и уроков по пропедевтическому курсу геометрии, составление образцов задач, посредством которых связывались в классе занятия арифметикой, алгеброй и геометрией. Ему же принадлежит почин составления уроков по приготовительному курсу алгебры, которые составили основу его учебника «Методика приготовительного курса алгебры».

Новым было предложение Евтушевского вести преподавание элементарной математики концентрически.    Ему принадлежит по­чин составления программы

Слайд 33




Трудно возражать против мысли Евтушевского о необходи­мости пропедевтических

курсов арифметики и геометрии для уча­щихся начальных классов гимназий. Можно только не согла­шаться с целями, какие он этим курсам ставил. Что же касается пропедевтического курса алгебры, то целесообразность его еще при жизни Евтушевского подвергалась большому сомнению.


Трудно возражать против мысли Евтушевского о необходи­мости пропедевтических курсов арифметики и геометрии для уча­щихся

Слайд 34Действительно, слишком много хлопочет Евтушевский в предла­гаемом им предварительном курсе алгебры

над выводом мелких алгебраических правил и определений. От этих хлопот веет большим недоверием к способностям наших учеников.
Действительно, слишком много хлопочет Евтушевский в предла­гаемом им предварительном курсе алгебры над выводом мелких алгебраических правил и

Слайд 35



Сочинения Евтушевского немногочисленны, но имели важное значение

в истории развития русской школы, особенно его «Мето­дика арифметики» и «Сборник арифметических задач». В основу этих работ Евтушевский положил не только многолетний личный опыт, но и результаты изучения метода элементарного преподава­ния у нас и за границей.

Учебные руководства В. А. Евтушевского

Сочинения Евтушевского немногочисленны, но имели важное значение в истории развития русской школы, особенно

Слайд 39 «Сборник арифметических задач» Евтушевского был опублико­ван впервые

в 1871 году, годом раньше, чем «Методика арифме­тики» того же автора. В предисловиях к 1-й и 2-й части «Сборника» Евтушевский подробно говорит о содержании их и тех особенностях, которые резко отличают его «Сборник» от других сборников арифметических задач.

«Сборник арифметических задач» Евтушевского был опублико­ван впервые в 1871 году, годом раньше, чем

Слайд 40 Задачи в «Сборнике» Евтушевского были распределены не по

принятым в то время рубрикам (задачи на сложение, вычитание и т. д.), а в тон последовательности, которую автор считал более правильной в преподавании арифметики и основания которой не­сколько позже изложил в «Методике арифметики».

Задачи в «Сборнике» Евтушевского были распределены не по принятым в то время рубрикам (задачи

Слайд 41





Первые десять отделов «Сборника» содержали устные задачи

на числа от 1 до 100, в их последовательном и восходящем по­рядке. Следующие три отдела (XI, XII и XIII) были посвящены задачам на составные именованные числа в пределах первой сотни, XIV и XV отделы — задачам на составные именованные числа любой величины.

Первые десять отделов «Сборника» содержали устные задачи на числа от 1 до 100, в

Слайд 422-я часть «Сборника» содержала задачи на дроби и распада­лась на 5

главных отделов:
элементарный курс дробей,
2) си­стематический курс дробей,
3) десятичные дроби,
4) пропорции и специальные задачи на разные правила
5) примеры для вычис­ления с отвлеченными числами.

2-я часть «Сборника» содержала задачи на дроби и распада­лась на 5 главных отделов: элементарный курс дробей, 2)

Слайд 43Всего обе части «Сборника» Евтушевского заключали 1894 задачи и свыше 200

примеров для вычислений.
Всего обе части «Сборника» Евтушевского заключали 1894 задачи и свыше 200 примеров для вычислений.

Слайд 44В 1871 году Евтушевский представил «Сборник арифметиче­ских задач» на рассмотрение Ученого

комитета министерства на­родного просвещения. По предложению П. Л. Чебышева этот сборник не был одобрен Ученым комитетом как руководство для употребления в гимназиях главным образом потому, что он не соответствовал общепринятой у нас в то время системе препода­вания арифметики.

В 1871 году Евтушевский представил «Сборник арифметиче­ских задач» на рассмотрение Ученого комитета министерства на­родного просвещения. По предложению

Слайд 45 «При тех особенностях,— писал П. Л. Чебышев в

своем от­зыве, — которые замечаются в «Сборнике задач» Евтушевского, такая книга («Методика арифметики») крайне необходима; только при пособии ее можно надеяться, что наши учителя, привыкшие к общепринятой у нас системе преподавания арифметики, будут в состоянии извлечь надлежащую пользу.
«При тех особенностях,— писал П. Л. Чебышев в своем от­зыве, — которые замечаются в

Слайд 46Но до тех пор, пока эта книга не будет издана автором,

нельзя вводить в употребление его сборник задач, составленный, по-видимому, для преподавания арифметики по системе, существенно отличной от той, по которой составлены учебники, принятые в руководство в наших учи­лищах».
П. Л. Чебышев указывал также на то, что расположение задач в «Сборнике» Евтушевского строго сделано по величине чисел, но по трудности задачи не всегда следуют в надлежащем порядке, что кое-где неверно употребляются арифметические знаки и т. д.

Но до тех пор, пока эта книга не будет издана автором, нельзя вводить в употребление его сборник

Слайд 47




Несмотря на приведенный неблагоприятный отзыв П. Л. Чебы­шева,

«Сборник арифметических задач» Евтушевского быстро разошелся, и в 1872 году потребовалось 2-е его издание. Объяс­няется это тем, что существовавшие в то время сборники ариф­метических задач (Ф. Буссе, А. Леве, И. Иваницкого) несколько устарели, а также тем, что сильно увеличился спрос па арифмети­ческие задачники в связи с быстрым ростом начальных школ.

Несмотря на приведенный неблагоприятный отзыв П. Л. Чебы­шева, «Сборник арифметических задач» Евтушевского быстро разошелся,

Слайд 48
«Сборник арифметических задач» Евтушевского переиздавался почти каждый год; причем были годы,

когда этот задачник вы­держивал два издания. Первая его часть («Целые числа») в 1894 году вышла 46-м изданием, а в начале XX века — 65-м изда­нием. Вторая его часть выдержала 22 издания.

«Сборник арифметических задач» Евтушевского переиздавался почти каждый год; причем были годы, когда этот задачник вы­держивал два издания.

Слайд 49



В 1872 году Евтушевский опубликовал «Методику арифме­тики». В

1877 году ее 7-е издание вышло в исправленном и допол­ненном виде. Эти исправления и дополнения были вызваны, по соб­ственным словам Евтушевского,
«указаниями собственных даль­нейших наблюдений автора при обучении детей арифметике;
указаниями появившихся в педагогической литературе разборов его сочинении;
замечаниями, доставленными автору практи­ками-учителями».

В 1872 году Евтушевский опубликовал «Методику арифме­тики». В 1877 году ее 7-е издание вышло

Слайд 50
введение,
элементарный курс целых чисел,
элементарный курс

простых дробей,
систематический курс арифметики.

«Методика арифметики» Евтушевского содержала следующие отделы:

введение, элементарный курс целых чисел, элементарный курс простых дробей, систематический курс арифметики. «Методика

Слайд 51



Существенное значение для школьной практики имела вторая часть.

Ее особенности вытекали из следующих собственных слов Евтушевского: «Сравнивая достоинства системы Грубе с ее недо­статками, нужно прийти к заключению, что основные положения, на которых она построена, и практическое ее осуществление в виде курса вообще верны и целесообразны, за исключением частно­стей, и что всякая другая, хотя бы и лучше практически приноров­ленная система, в главных чертах своих должна сходиться с нею».

Существенное значение для школьной практики имела вторая часть. Ее особенности вытекали из следующих собственных

Слайд 52



Для начинающего преподавателя «Методика арифметики» Евтушевского была полезной

книгой, где он мог найти для себя много ценных указаний. Кроме того, этой книгой удобно было пользоваться на практике, так как в ней подробно описывались все те упражнения, которые нужно было проделать, даже давались предполагаемые вопросы.
Для начинающего преподавателя «Методика арифметики» Евтушевского была полезной книгой, где он мог найти для

Слайд 53


Первое издание «Методики арифме­тики» Евтушевского вышло в 1872

году, через пять лет потребо­валось ее 7-е издание. Такое быстрое распространение книги, кото­рая назначалась исключительно для учителей и для учащихся старших классов специальных и в то время очень немногочислен­ных учебных заведений, указывало, что эта книга удовлетворяла назревшей потребности и имела большое влияние на преподава­ние.
Первое издание «Методики арифме­тики» Евтушевского вышло в 1872 году, через пять лет потребо­валось ее

Слайд 54


Первый удар «Методике арифметики» Евтушевского был нане­сен

П. Л. Чебышевым, который рецензировал эту книгу в 1872 го­ду по поручению Ученого комитета и указывал в своем отзыве на необходимость ее тщательного пересмотра. П. Л. Чебышев крити­ковал «Методику арифметики» Евтушевского за «неточность языка» и «противоречие началам пауки», особенно же те ее стра­ницы, где давалось изложение упражнений при изучении отдель­ных чисел первого десятка и рассматривалось образование чисел прибавлением единицы к предшествующему числу, изучалось разложение чисел на слагаемые, приведение этих разложений в систему и определение их числа.

Первый удар «Методике арифметики» Евтушевского был нане­сен П. Л. Чебышевым, который рецензировал эту книгу

Слайд 55




Второй удар «Методике арифметики» Евтушевского был на­несен

Л. Н. Толстым, который в статье «О народном образовании» («Отечественные записки», 1874, № 9) подверг резкой критике строй обучения в русской школе того времени, бичевал слишком усердное подражание немцам и касался также недостатков ука­занной книги. В числе последних Л. Н. Толстой особенно удачно подметил недостатки языка.

Второй удар «Методике арифметики» Евтушевского был на­несен Л. Н. Толстым, который в статье

Слайд 56
Критика Л. Н. Толстого произвела сильное впечатление и вызвала ряд защитительных

статей изве­стных педагогов, в том числе и самого Евтушевского. Но в своей защитительной статье автор больше занимался разбором и пори­цанием педагогических взглядов Л. Н. Толстого, чем защитой собственного метода.

Критика Л. Н. Толстого произвела сильное впечатление и вызвала ряд защитительных статей изве­стных педагогов, в том числе

Слайд 57 Ни П. Л. Чебышев, ни Л. Н. Толстой

не могли, конечно, дать разбора «Методики арифметики» Евтушевского по существу и ука­зать на ее недостатки как в отношении предложенного в ней метода, так и тех начал, на которых этот метод основывался. Это сделали несколько позже А. И. Гольденберг и В. А. Латышев.
Ни П. Л. Чебышев, ни Л. Н. Толстой не могли, конечно, дать разбора «Методики

Слайд 58


Одновременно с 6-м изданием «Методики арифметики» в 1875

году Евтушевский опубликовал «Руководство для учителей и учительниц к преподаванию начальной арифметики в народных школах». Цель публикации этого сочинения автор объяснял тем, что «многие лица, как-то: директора и учителя учительских семи­нарий, учителя сельских школ и т. п., обращались к нему неодно­кратно с просьбой сократить «Методику арифметики» и сделать ее вполне применимою по содержанию и изложению
Одновременно с 6-м изданием «Методики арифметики» в 1875 году Евтушевский опубликовал «Руководство для учителей

Слайд 59

В 1876 году Евтушевский (совместно с А.

Глазыриным) публи­кует «Методику приготовительного курса алгебры» и «Вопросы, задачи и примеры к приготовительному курсу алгебры».

В 1876 году Евтушевский (совместно с А. Глазыриным) публи­кует «Методику приготовительного курса алгебры»

Слайд 60 В 1885 году Евтушевского поразил первый апоплексический удар.

Свое­временная и хорошая медицин­ская помощь спасла тогда жизнь Евтушевскому. Через год его, едва оправившегося от бо­лезни, второй удар лишил дви­жения, а еще через год третий удар сделал его полным инва­лидом и вынудил оставить педагогическую работу.

В 1885 году Евтушевского поразил первый апоплексический удар. Свое­временная и хорошая медицин­ская помощь спасла

Слайд 61



Вот что свидетельствует о последних днях жизни Евтушевского редактор

журнала «Народная школа» А. П. Пятковский: «Редактор «Народной школы» с живой скорбью припоминает тот момент, когда, уже больной и опираясь непривычной рукой на костыль, Василий Андрианович еле добрел до его квартиры, чтобы заявить о своем переезде с Васильевского острова по сосед­ству с редакцией и о возможности более частых свиданий.
Вот что свидетельствует о последних днях жизни Евтушевского редактор журнала «Народная школа» А. П. Пятковский:

Слайд 62



Но эти свидания возбуждали уже только смертельную жалость

к больному: пораженный последовавшими двумя апоплексиче­скими ударами, Евтушевский сделался в это время как бы своей собственной тенью, слабо напоминавшей прежнего, бодрого, умного и неистощимо веселого собеседника. Тем не менее любя­щее сердце сказывалось и тут в горячих заботах о судьбе семьи своей, которую — он хорошо предчувствовал это — ему придется скоро покинуть». Евтушевский умер в ночь с 23 на 24 сентября 1888 года.

Но эти свидания возбуждали уже только смертельную жалость к больному: пораженный последовавшими двумя апоплексиче­скими

Слайд 63



Через месяц после смерти Евтушевского в заседании Петер­бургского комитета грамотности Д.

Д. Семенов сделал подробное сообщение о жизни и деятельности Василия Андриановича, кото­рое закончил словами:
«Постоянные и настойчивые труды надломили его [Евтушев­ского] здоровье, и он умер от удара. Учебников его разошлось свыше миллиона экземпляров. Народной школе он оказал неоце­нимые услуги».

Через месяц после смерти Евтушевского в заседании Петер­бургского комитета грамотности Д. Д. Семенов сделал подробное сообщение о

Слайд 64Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть