Слайд 1
«Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма»
Работу выполнила:
Воронкова Алёна Сергеевна
Руководитель проекта:
Куликова Е.В.
Районная
научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Слайд 2Исследовательская работа посвящена вышивки мордовского национального костюма.
Цель работы: исследование отображение мордовского
орнамента и преобразования симметрии при построении орнаментов народов эрзи и мокши.
Задачи:
1. Изучить и описать особенности орнамента народов мокши и эрзи;
2. Определить значение и использование симметрии в орнаментах.
Слайд 3
«Симметрия является той идеей , посредством которой человек на протяжении веков
пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство»
Герман Вейль,
немецкий математик
Слайд 4Симметрия в геометрии
Симметрией фигуры вообще называется свойство фигуры, состоящее в том,
что
существует движение, совмещающее ее саму с собой. Существуют различные виды симметрии:
Слайд 5Центральная симметрия
При центральной симметрии каждая точка переходит в точку симметричную ей
относительно фиксированной точки.
Слайд 6Осевая симметрия
При осевой симметрии каждая точка фигуры переходит в точку, симметричную
ей относительно фиксированной прямой.
Слайд 7Поворот
При повороте все точки фигуры поворачиваются на один и тот же
угол вокруг одной и той же точки – центра поворота.
Слайд 8Параллельный перенос
При параллельном переносе все точки фигуры смещаются в одном и
том же направлении на одно и то же расстояние.
Слайд 9
Симметрия в орнаменте
Орнамент служит украшением предметов
декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, ткани, дереве, металле.
В настоящее время не существует исчерпывающей и общепринятой классификации орнаментальных мотивов. Обычно его делят на животный (зооморфный), растительный и геометрический; встречается деление на пять групп: геометрический, растительный, животный, предметный и смешанный, есть и другие варианты.
Все орнаменты народного костюма мордвы имеют математическую основу.
Преобразования , используемые для создания орнамента:
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Поворот
Параллельный перенос
Что же такое орнамент?
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке. Слово "орнамент", с латинского языка , означает "украшение".
Симметрия, как основной принцип построения мордовского орнамента
Слайд 11
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая
была основным украшением традиционной одежды. Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалась художественная выразительность орнамента.
Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма её довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зелёным и жёлтым.
Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами. Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.
Слайд 12Бордюр
Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный
орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части. На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента.
Слайд 13Розетка
Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.
При изучении нами выделено четыре типа розеток, используемых в вышивке, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии.
Слайд 14
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко
применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, жёлтого и чёрного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зелёная, золотистая и др.
Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко в мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.
Слайд 15
Занималась мордва и узорным ткачеством.
В основном узорные ткани употреблялись для
отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, ёлочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из чёрной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными чёрными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, ёлочки и другие узоры.
Слайд 16
Мордовский орнамент - есть отображаемый орнамент и при создании орнамента присутствуют
все виды преобразований: поворот, осевая и центральная симметрия, параллельный перенос.
Слайд 17
Дано: Мордовский орнамент в два цвета
(красный и белый «заячьи уши»).
Доказать:
Данный орнамент принадлежит
к группе отображаемых орнаментов, т.е.
красный и белый орнаменты равны.
Доказательство:
Изготовим синий орнамент, такой же величины, как красный.
Совместим синий орнамент с красным, отметим их общую точку H1, а соответствующую ей точку на красном орнаменте точкой H2, множество всех общих точек на красной и синий фигурах точками А1, В1, С1, O1, М1….К1.
Совершим параллельный перенос (преобразование при котором множество точек одной
фигуры перемещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние) в
направлении H1 H2, при этом множество всех точек А1, В1, С1, Н1, М1,…К1
передвинется на одинаковое расстояние /H1H2/=/А1А2/=/В1В2/=/С1C2/=/М1М2/=…/К1К2/. Синяя фигура расположилась над белой фигурой, где точка H1 совпала с точкой H2.
Используем центральную симметрию, после чего синяя фигура, совмещается с белой,
т.е. произошло отображение синего орнамента на белый, синий орнамент – есть образ
красного орнамента, значит красный отобразили на белый, что и требовалось доказать.
Слайд 18
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно
понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Вышивка эрзянского и мокшанского женского костюма
Слайд 19
Сравнение вышивки эрзянского и мокшанского женского костюма
Основную декоративную нагрузку на рубахах
мордвы – мокши выполняли вышивки наплечные и по подолу. Наплечная вышивка с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками: одной или чётным числом небольших розеток, располагавшихся симметрично относительно наплечной вышивки. Вышивка на подоле спереди, имитирующая разрез, представляет собой бордюр, состоящий из геометрических фигур (восьми – шести конечная розетка, треугольники, квадраты, ромбы и т. п.)
Очень своеобразными являются вышивки на головных уборах мордвы–мокши. Это или одна большая фигура ромба в центре, или четыре ромба по углам, или деление всей плоскости по вертикали на две половины и т. д.
На эрзянских рубахах вышивка располагалась широкой полосой спереди с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое вышивку по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовой одежде занимала большую площадь, нежели на будничной. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде было одинаковым. Основу наплечной вышивки составляла розетка – ромб, обращенная одной из вершин к шейному вырезу.
На эрзянских головных уборах прямоугольник в вышивки занимал всю лобную часть. Почти на всех эрзянских головных уборах имеется узкая полоса горизонтального бордюра. Орнамент на этих головных уборах располагается по косой сетке. Преобладающий орнаментальный мотив в косой сетки – ромб без каких-либо отклонений от его основных контуров, а в прямой – квадрат.
Слайд 22В данной работе рассмотрена симметрия орнаментов вышивки мордовского национального костюма. В
результате проведенного исследования мы видим, что:
1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.
2. Расположение орнаментов на одежде и головных уборах мордовского костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной и зеркальной.
3. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка.
4. В составе мотива вышивки чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении, а так же розетка.
Заключение