Презентация, доклад на тему Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма

Содержание

Исследовательская работа посвящена вышивки мордовского национального костюма.Цель работы: исследование отображение мордовского орнамента и преобразования симметрии при построении орнаментов народов эрзи и мокши.Задачи:1. Изучить и описать особенности орнамента народов мокши и эрзи;2. Определить значение и использование симметрии

Слайд 1 «Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма»
Работу выполнила:
Воронкова Алёна Сергеевна
Руководитель проекта:
Куликова Е.В.
Районная

научно-практическая конференция
«Старт в науку»

«Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма»Работу выполнила:Воронкова Алёна СергеевнаРуководитель проекта:Куликова Е.В.Районная научно-практическая конференция«Старт в науку»

Слайд 2Исследовательская работа посвящена вышивки мордовского национального костюма.

Цель работы: исследование отображение мордовского

орнамента и преобразования симметрии при построении орнаментов народов эрзи и мокши.
Задачи:
1. Изучить и описать особенности орнамента народов мокши и эрзи;
2. Определить значение и использование симметрии в орнаментах.

Исследовательская работа посвящена вышивки мордовского национального костюма.Цель работы: исследование отображение мордовского орнамента и преобразования симметрии при построении

Слайд 3 «Симметрия является той идеей , посредством которой человек на протяжении веков

пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль, немецкий математик
«Симметрия является той идеей , посредством которой человек на

Слайд 4Симметрия в геометрии
Симметрией фигуры вообще называется свойство фигуры, состоящее в том,

что
существует движение, совмещающее ее саму с собой. Существуют различные виды симметрии:

Симметрия в геометрииСимметрией фигуры вообще называется свойство фигуры, состоящее в том, чтосуществует движение, совмещающее ее саму с

Слайд 5Центральная симметрия
При центральной симметрии каждая точка переходит в точку симметричную ей

относительно фиксированной точки.


Центральная симметрия	При центральной симметрии каждая точка переходит в точку симметричную ей относительно фиксированной точки.

Слайд 6Осевая симметрия
При осевой симметрии каждая точка фигуры переходит в точку, симметричную

ей относительно фиксированной прямой.

Осевая симметрия	При осевой симметрии каждая точка фигуры переходит в точку, симметричную ей относительно фиксированной прямой.

Слайд 7Поворот
При повороте все точки фигуры поворачиваются на один и тот же

угол вокруг одной и той же точки – центра поворота.

Поворот	При повороте все точки фигуры поворачиваются на один и тот же угол вокруг одной и той же

Слайд 8Параллельный перенос
При параллельном переносе все точки фигуры смещаются в одном и

том же направлении на одно и то же расстояние.


Параллельный перенос	При параллельном переносе все точки фигуры смещаются в одном и том же направлении на одно и

Слайд 9 Симметрия в орнаменте
Орнамент служит украшением предметов

декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, ткани, дереве, металле.
В настоящее время не существует исчерпывающей и общепринятой классификации орнаментальных мотивов. Обычно его делят на животный (зооморфный), растительный и геометрический; встречается деление на пять групп: геометрический, растительный, животный, предметный и смешанный, есть и другие варианты.
Все орнаменты народного костюма мордвы имеют математическую основу.
Преобразования , используемые для создания орнамента:
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Поворот
Параллельный перенос




Симметрия в орнаменте    Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в

Слайд 10

Что же такое орнамент?
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке. Слово "орнамент", с латинского языка , означает "украшение".

Симметрия, как основной принцип построения мордовского орнамента

Что же такое орнамент?

Слайд 11
Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая

была основным украшением традиционной одежды. Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалась художественная выразительность орнамента.
Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма её довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зелёным и жёлтым.
Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма её богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами. Широко распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.






Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Мордовскую

Слайд 12Бордюр

Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный

орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части. На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента.
БордюрБордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный орнамент обычно применяется там, где нужно

Слайд 13Розетка
Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.

При изучении нами выделено четыре типа розеток, используемых в вышивке, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии.
РозеткаРозетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. При изучении нами выделено четыре типа

Слайд 14
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко

применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, жёлтого и чёрного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зелёная, золотистая и др.
Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко в мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него

Слайд 15
Занималась мордва и узорным ткачеством.
В основном узорные ткани употреблялись для

отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, ёлочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из чёрной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными чёрными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, ёлочки и другие узоры.

Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и

Слайд 16
Мордовский орнамент - есть отображаемый орнамент и при создании орнамента присутствуют

все виды преобразований: поворот, осевая и центральная симметрия, параллельный перенос.
Мордовский орнамент - есть отображаемый орнамент и при создании орнамента присутствуют все виды преобразований: поворот, осевая и

Слайд 17


Дано: Мордовский орнамент в два цвета
(красный и белый «заячьи уши»).
Доказать:

Данный орнамент принадлежит
к группе отображаемых орнаментов, т.е.
красный и белый орнаменты равны.
Доказательство:
Изготовим синий орнамент, такой же величины, как красный.
Совместим синий орнамент с красным, отметим их общую точку H1, а соответствующую ей точку на красном орнаменте точкой H2, множество всех общих точек на красной и синий фигурах точками А1, В1, С1, O1, М1….К1.
Совершим параллельный перенос (преобразование при котором множество точек одной
фигуры перемещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние) в
направлении H1 H2, при этом множество всех точек А1, В1, С1, Н1, М1,…К1
передвинется на одинаковое расстояние /H1H2/=/А1А2/=/В1В2/=/С1C2/=/М1М2/=…/К1К2/. Синяя фигура расположилась над белой фигурой, где точка H1 совпала с точкой H2.
Используем центральную симметрию, после чего синяя фигура, совмещается с белой,
т.е. произошло отображение синего орнамента на белый, синий орнамент – есть образ
красного орнамента, значит красный отобразили на белый, что и требовалось доказать.

Дано: Мордовский орнамент в два цвета (красный и белый «заячьи уши»).Доказать: Данный орнамент принадлежит к группе отображаемых

Слайд 18
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно

понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Вышивка эрзянского и мокшанского женского костюма

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была

Слайд 19
Сравнение вышивки эрзянского и мокшанского женского костюма

Основную декоративную нагрузку на рубахах

мордвы – мокши выполняли вышивки наплечные и по подолу. Наплечная вышивка с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками: одной или чётным числом небольших розеток, располагавшихся симметрично относительно наплечной вышивки. Вышивка на подоле спереди, имитирующая разрез, представляет собой бордюр, состоящий из геометрических фигур (восьми – шести конечная розетка, треугольники, квадраты, ромбы и т. п.)
 Очень своеобразными являются вышивки на головных уборах мордвы–мокши. Это или одна большая фигура ромба в центре, или четыре ромба по углам, или деление всей плоскости по вертикали на две половины и т. д.

На эрзянских рубахах вышивка располагалась широкой полосой спереди с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое вышивку по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовой одежде занимала большую площадь, нежели на будничной. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде было одинаковым. Основу наплечной вышивки составляла розетка – ромб, обращенная одной из вершин к шейному вырезу. 
На эрзянских головных уборах прямоугольник в вышивки занимал всю лобную часть. Почти на всех эрзянских головных уборах имеется узкая полоса горизонтального бордюра. Орнамент на этих головных уборах располагается по косой сетке. Преобладающий орнаментальный мотив в косой сетки – ромб без каких-либо отклонений от его основных контуров, а в прямой – квадрат.

Сравнение вышивки эрзянского и мокшанского женского костюмаОсновную декоративную нагрузку на рубахах мордвы – мокши выполняли вышивки наплечные

Слайд 20Костюм девушки-эрзянки

Костюм девушки-эрзянки

Слайд 21Костюм девушки-мокшанки

Костюм девушки-мокшанки

Слайд 22В данной работе рассмотрена симметрия орнаментов вышивки мордовского национального костюма. В

результате проведенного исследования мы видим, что: 1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.  2. Расположение орнаментов на одежде и головных уборах мордовского костюма выстраиваются с применением симметрии: осевой, центральной и зеркальной.  3. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка. 4. В составе мотива вышивки чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении, а так же розетка.

Заключение

В данной работе рассмотрена симметрия орнаментов вышивки мордовского национального костюма. В результате проведенного исследования мы видим, что:

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть