Презентация, доклад на тему Рациональные приемы устного счета (5-7 класс)

Содержание

«Счет и вычисления- основы порядка в голове»Песталоцци

Слайд 1Рациональные приемы устного счета
Авторы: Золотова Полина, 7 класс Б

Новикова Анастасия, 7 класс А

Проект по математике

Научный руководитель: Никонова Галина Михайловна,
учитель математики, МБОУ «СШ №3» г. Десногорска Смоленской области.

Рациональные приемы устного счетаАвторы: Золотова Полина, 7 класс Б       Новикова Анастасия,

Слайд 2«Счет и вычисления- основы порядка в голове»
Песталоцци

«Счет и вычисления- основы порядка в голове»Песталоцци

Слайд 3Актуальность
Устный счет с древних времен является самым простым способом вычисления. Знания

рациональных приемов устных вычислений необходимы и для современного человека, несмотря на то, что в его руках есть калькулятор. Ведь устные вычисления дают возможность контролировать, находить и исправлять ошибки в расчетах, выполненных с помощью калькулятора. Также навыки устного счета позволяют вообще обходиться без подручных средств и в нужный момент быстро решить поставленную арифметическую задачу. Это тем более актуально при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике, где использование калькулятора не разрешается. Известно, что время экзамена ограничено и ответом на каждое задание является число, которое трудно получить, не владея навыками быстрого счета.
Кроме того, мы считаем, что среди учебных предметов математике отводится особая роль. Она вооружает нас необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, а также для решения сложных задач в различных областях деятельности современного человека. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало умственных усилий, концентрации внимания, хорошей памяти, математика формирует нас как личностей. На наш взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования рациональных приемов устного счета. Поэтому в своей работе мы хотим показать, как можно считать быстро и что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным занятием.

АктуальностьУстный счет с древних времен является самым простым способом вычисления. Знания рациональных приемов устных вычислений необходимы и

Слайд 4Цель:
создание карт устного счёта для рациональных вычислений.
Задачи:
Изучить и проанализировать материал

по данной теме.
Выбрать наиболее оптимальные приемы устного счета, познакомить с ними одноклассников.
Создать картотеку таблиц устного счёта для учащихся 5-7 классов.

Цели и задачи

Продукт: таблицы устного счёта

Цель: создание карт устного счёта для рациональных вычислений.Задачи:Изучить и проанализировать материал по данной теме.Выбрать наиболее оптимальные приемы

Слайд 5Умножение чисел методом Ферроля.
Умножение (деление) на степени двойки.
Умножение на 11.
Умножение

на 9, 99, 999 и т.д.
Умножение(деление) на 5, 25, 50, 125.
Умножение на 1,5; 2,5;3,5.

Различные способы умножения и деления

Умножение чисел методом Ферроля. Умножение (деление) на степени двойки.Умножение на 11.Умножение на 9, 99, 999 и т.д.Умножение(деление)

Слайд 61. Умножение двузначных чисел
Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей,

для получения десятков умножают десятки одного на единицы другого множителя и наоборот, и результаты складывают, для получения сотен перемножают десятки. Методом Ферроля легко перемножать устно двузначные числа от 10 до 20. Можно умножать и трёхзначное число на двузначное.
Пример:
12∙14=168
а)2∙4=8(единицы)
б)1∙2+1∙4=6(десятки)
в)1∙1=1(сотни)

2. Умножение двузначного числа на трехзначное
Пример:
125∙23=2875
а)3∙5=15, пишем 5, запоминаем 1
б)(3∙2+2∙5)+1=17,пишем 7, запоминаем 1
в)(3∙1+2∙2)+1=8, пишем 8
г)21=2, пишем 2

Умножение чисел методом Ферроля

1. Умножение двузначных чисел Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей, для получения десятков умножают десятки одного

Слайд 71) Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают.
Пример: 203∙4= (203∙2)∙2=406∙2=812
2)

Аналогично выполняют деление.
Пример: 364:4=(364:2):2=182:2=91
3) Чтобы умножить число на 8, его трижды умножают на 2.
Пример: 53∙8= ((53∙2)∙2)∙2=(106∙2)∙2=212∙2=424

Умножение(деление) на степени двойки.

1) Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают.Пример: 203∙4= (203∙2)∙2=406∙2=8122) Аналогично выполняют деление.Пример: 364:4=(364:2):2=182:2=913) Чтобы умножить

Слайд 8Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10 умножить на

11, нужно цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними их сумму.
Пример: 34∙11= 3(3+4)4= 374

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, нужно мысленно раздвинуть цифры этого числа и между ними поставить последнюю цифру суммы, а первую цифру прибавить к первой цифре двузначного числа.
Пример: 76∙11=7(7+6)6=7(13)6=
(7+1)36=836

Умножение на 11

Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10 умножить на 11, нужно цифры этого числа раздвинуть

Слайд 9Правило:
К первому множителю приписать справа столько нулей, сколько девяток во втором

множителе и из результата вычесть первый множитель
a∙9=а∙(10—1)=10∙а—а
а∙99=а∙(100―1)=100∙а―а и т.д.

Примеры:
48∙9=480―48= 432
185∙9=1850―185=(1650+ 200)―185=1650+(200―185)= 1650+15=1665
36∙99=3600―36=3500+(100
―36)=3500+64=3564
275∙99=27500―275=27000+ (500―275)=27000+225=27225
65∙999=65000―65=64000+
(1000―65)=64000+935=64935

Умножение на 9, 99, 999 и т.д.

Правило:К первому множителю приписать справа столько нулей, сколько девяток во втором множителе и из результата вычесть первый

Слайд 10При умножении на эти числа нужно воспользоваться следующими формулами:
а∙5=(а∙10):2=(а:2)∙10
а:5=(а∙2):10=(а:10)∙2
а∙25= (а∙100):4=(а:4)∙100
а:25=(а∙4):100=(а:100)∙4
а∙50=(а∙100):2=(а:2)∙100
а:50=(а∙2): 100=(а:100)∙2
а∙125=(а∙1000):8=(а:8)∙1000
а:125=(а∙8):1000=(а:1000)∙8
Примеры:
73∙5=(73∙10):2=730:2=365
54:5=(54∙2):

10=108:10=10,8
32∙25=(32:4)∙100=8∙100=800
650:25=(600+50):25=600:25+50:25=
(600:100∙4)+2=24+2=26
26∙50=(26:2)∙100=13∙100=1300
1300:50=(1300:100)∙2=13∙2=26
96∙125=(96:8)∙1000=12∙1000=12000
45000:125=(45000:1000)∙8=45∙8=
((45∙2)∙2)∙2=360

Умножение на 5, 25, 50, 125

При умножении на эти числа нужно воспользоваться следующими формулами:а∙5=(а∙10):2=(а:2)∙10а:5=(а∙2):10=(а:10)∙2а∙25= (а∙100):4=(а:4)∙100а:25=(а∙4):100=(а:100)∙4а∙50=(а∙100):2=(а:2)∙100а:50=(а∙2): 100=(а:100)∙2а∙125=(а∙1000):8=(а:8)∙1000а:125=(а∙8):1000=(а:1000)∙8Примеры:73∙5=(73∙10):2=730:2=36554:5=(54∙2): 10=108:10=10,832∙25=(32:4)∙100=8∙100=800650:25=(600+50):25=600:25+50:25=  (600:100∙4)+2=24+2=2626∙50=(26:2)∙100=13∙100=13001300:50=(1300:100)∙2=13∙2=2696∙125=(96:8)∙1000=12∙1000=1200045000:125=(45000:1000)∙8=45∙8=  ((45∙2)∙2)∙2=360Умножение на

Слайд 11Чтобы умножить число на 1,5, надо к данному числу прибавить его

половину.
Пример: 16∙1,5=16+8=24
Чтобы умножить число на 2,5, надо умножить его на 2 и прибавить половину числа.
Пример: 16∙2,5=16∙2+8=32+8=40
Чтобы умножить число на 3,5, надо умножить его на 3 и прибавить половину числа.
Пример: 16∙3,5=16∙3+8=48+8=56

Умножение на 1,5;2,5;3,5.

Чтобы умножить число на 1,5, надо к данному числу прибавить его половину.  Пример: 16∙1,5=16+8=24Чтобы умножить число

Слайд 12Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5.
Для возведения в квадрат двузначного

числа, начинающегося на пять, нужно прибавить к 25 вторую цифру числа и приписать справа квадрат второй цифры, причем если квадрат второй цифры – однозначное число, то перед ним надо приписать цифру 0.
Например: 522= 2704, т.к. 25+2=28 и 22=04; 582= 3364, т.к. 25+8=33 и 82=64.

Возведение в квадрат

Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5.Для возведения в квадрат двузначного числа, начинающегося на пять, нужно прибавить

Слайд 13Возведение в квадрат двузначного числа, оканчивающегося на 5.
Чтобы возвести в квадрат

двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно цифру десятков умножить на цифру, большую на единицу, и к полученному произведению приписать справа число 25.
Например: 
352=1225, т.е. 3·4=12 и к 12 приписываем 25, получаем 1225

Возведение в квадрат

Возведение в квадрат двузначного числа, оканчивающегося на 5.Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, нужно

Слайд 14Способ решетки
Умножение на пальцах
Интересные способы

вычислений

В истории математики известно около 30 общих способов умножения, отличающихся либо схемой записи, либо самим ходом вычислений. Принятый у нас обычный способ умножения крестиком, в котором многие часто допускают ошибки на разных этапах вычислений, является привычным для нас, но не самым удобным.

Способ решетки Умножение на пальцахИнтересные способы       вычисленийВ истории математики известно около

Слайд 15Необходимо выполнить умножение чисел 23∙14=?
Правило:
Чертим линии соответствующие первому числу (2-е линии

- десятки; 4 – единицы)
Аналогично второму числу.
Затем считаем пересечение линий. Результат записываем против часовой стрелки.
Получаем 23∙14=322

Способ решетки

Необходимо выполнить умножение чисел 23∙14=?Правило:Чертим линии соответствующие первому числу (2-е линии - десятки; 4 – единицы)Аналогично второму

Слайд 16Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого

на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке

Умножение на пальцах

Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев,

Слайд 17
Основное правило сложения
Сложение двузначных чисел
Сложение трехзначных чисел
Вычитание чисел
Приемы округления
Способ последовательного поразрядного

сложения.

Различные способы сложения и вычитания

Основное правило сложенияСложение двузначных чиселСложение трехзначных чиселВычитание чиселПриемы округленияСпособ последовательного поразрядного сложения.Различные способы сложения и вычитания

Слайд 18Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так:
чтобы

прибавить к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1;
чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2;
чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д.
Примеры:
67+8= 67+10―2=77―2=75
95+9=95+10―1=105―1=104

Основное правило сложения

Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так:  чтобы прибавить к числу 9, прибавьте к

Слайд 19Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо

округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы.
Пример:
53+49=(53+50)―1=103―1=102
76+13=76+10+3=86+3=89

Сложение двузначных чисел

Если цифра единиц в прибавляемом числе больше 5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем

Слайд 20Складываем слева на право, то есть сначала сотни, потом десятки, а

затем единицы.
Например:
1)359+523=(300+500)+(50+20)+(9+3)=800+(70+10)+2=882
2)456+298=(400+200)+(50+90)+(6+8)=600+ (140+10)+ 4=(600+100)+50+4=700+50+4=754

Сложение трехзначных чисел

Складываем слева на право, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы. Например: 1)359+523=(300+500)+(50+20)+(9+3)=800+(70+10)+2=882 2)456+298=(400+200)+(50+90)+(6+8)=600+ (140+10)+

Слайд 21Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько

же единиц, то разность не изменится.
Пример:
529―435=(529+1)―(435―1)=530―434=100―34+30=66+30

Вычитание чисел

Если вычитаемое уменьшить на несколько единиц и уменьшаемое увеличить на столько же единиц, то разность не изменится.Пример:529―435=(529+1)―(435―1)=530―434=100―34+30=66+30Вычитание

Слайд 22Приемы округления

Пример: 599 + 387
Имеем: 599 + 1 + 387 –

1 = 600 + 386 = 986
Правило: если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а другое уменьшить на столько же единиц, то величина суммы не изменится. Округлением слагаемых можно пользоваться также при сложении обыкновенных и десятичных дробей.
Примеры: 173 + 59 = 172+60=232
8127 + 893 = 8120+900=9020
Приемы округленияПример: 599 + 387Имеем: 599 + 1 + 387 – 1 = 600 + 386 =

Слайд 23 используется при устных вычислениях, так как он упрощает и ускоряет суммирование

слагаемых. При использовании этого способа сложение начинается с высших разрядов: к первому слагаемому прибавляются соответствующие разряды второго слагаемого.
5 287 + 3 000 = 8 287; 8 287 + 500 = 8 787;8 787 + 60 = 8 847;
8 847 + 4 = 8 851.
Другой способ последовательного поразрядного сложения заключается в том, что к высшему разряду первого слагаемого прибавляется высший разряд второго слагаемого, затем к следующему разряду первого слагаемого прибавляется следующий разряд второго слагаемого и т.д.
5 000 + 3 000 = 8 000;200 + 500 = 700; 80 + 60 = 140; 7 + 4 = 11;8851.

Способ последовательного поразрядного сложения

 используется при устных вычислениях, так как он упрощает и ускоряет суммирование слагаемых. При использовании этого способа сложение

Слайд 24Заключение
При знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы

вычислений.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
ЗаключениеПри знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы вычислений. Возможно, что с первого раза

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть