Решим первую систему
- х ≥ 0 х ≤ 0 х ≤ 0 х ≤ 0
х2 – х – 8 = - х, х2 – 8 = 0, х2 = 8, х = ± 2√2, х = - 2√2.
Решим вторую систему
- х ≥ 0 х ≤ 0 х ≤ 0
х2 – х – 8 = х, х2 – 2х – 8 = 0, х = 4, х = - 2, х = - 2.
Ответ: - 2, -2√2.
Метод интервалов для уравнений с неизвестным под знаком модуля.
Общие положения при решении уравнений этим методом:
Область допустимых значений;
Находим корни каждой функции;
Они делят ОДЗ на интервалы знакопостоянства функций;
На каждом интервале раскрываем модуль по определению и решаем полученное уравнение;
Проверяем принадлежность полученных корней к интервалам.
Рассмотрим применение этого метода на примере.
Х = 0, Х+ 1 = 0, Х + 2 = 0
Х = -1 Х = -2. -------------------•------•-----•-------------------->Х
-2 -1 0
Х < -2. (Раскроем модуль. Возьмем например число х = -3 и подставим в уравнение. Если выражение, стоящее под знаком модуля положительно, то знак модуля не меняется, если отрицательно – знак модуля меняется на противоположный.)
-х + 2(х + 1) – 3(х + 2) = 0,
-х + 2х + 2 – 3х – 6 = 0,
-2х – 4 = 0,
-2х = 4,
х = -2. Данное число не принадлежит рассматриваемому промежутку, а значит не является корнем уравнения.
-2 ≤ х ≤ -1. (Подставим х = -1,5.)
-х + 2(х + 1) + 3(х + 2) = 0,
-х + 2х + 2 + 3х + 6 = 0,
4х + 8 = 0,
4х = -8,
х = -2. Данное число принадлежит рассматриваемому промежутку, а значит является корнем уравнения.
-х – 2х – 2 + 3х + 6 = 0,
0х + 4 = 0,
0х = -4, уравнение решений не имеет.
4. х ≥ 0 (Подставим х = 1)
х – 2(х + 1) + 3(х + 2) = 0,
х – 2х – 2 + 3х + 6 = 0,
2х + 4 = 0,
2х = -4,
х = -2. Данное число не принадлежит рассматриваемому промежутку, а значит не является корнем уравнения.
5. Вывод: х = -2.
Ответ: -2.
Пример №2. Решить уравнение : │4 - х│ + │2х - 2│ = 5 – 2х.
- 2х = 10, 0х = 0, 2х = 16,
х = - 5. х – любое число. х = 8.
число не принадлежит решением является число не принадлежит
данному промежутку, весь рассматриваемый данному промежутку,
значит не является промежуток -5 ≤ х ≤ 8 . значит не является
решением уравнения. решением уравнения
Ответ: х є [ -5 ; 8 ].
2. │х + 5│ + │х- 8│ = 13. Решение:
ОДЗ: хєR.
а = -5, в = 8, значит в – а = 8 + 5 = 13, т.о. -5 ≤ х ≤ 8.
Ответ: х є [ -5 ; 8 ].
Решить самостоятельно: │х + 3│ - │х- 2│= 5.
Решение неравенств
Рассмотрим несколько случаев решения неравенств:
Если │f(х)│> а, то а) а > 0 f(х) > а б) а ≤ 0 Решением будет ОДЗ f(х)
f(х) < -а
3. Если │f(х)│> f(х), то f(х) < 0 ,
│f(х)│≥ f(х), то решением являются все значения из ОДЗ.
4. Если │f(х)│≤ f(х), то f(х) ≥ 0;
│f(х)│< f(х), то решения нет.
5. Если │ f(х)│> g(х), то f(х) > g(х)
f(х) < - g(х).
6. Если │f(х)│< g(х), то f(х) < g(х)
f(х) > - g(х).
7. Знак разности модулей двух выражений, совпадает со знаком разности квадратов этих выражений.
Например, в записи это будет так : │х3 + х - 1│ - │х3 – х + 1│заменим выражением
(х3 + х – 1)2 – (х3 – х + 1)2.
8. А если вы забыли все способы решения неравенств, то его можно решить, применив метод интервалов.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть