Слайд 1УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 25УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 34УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 49УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 50УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 51Условие задачи:
В одном маленьком домике живет бабушка с котом, который очень
любит есть блины. За час до прихода внучки бабушка решила напечь блинов. Сможет ли бабушка уберечь для внучки хотя бы несколько блинов, учитывая, что пока она печет блины, кот тут же их поедает?
Слайд 52Постановка задачи:
ДАНО:
К1 – количество блинов, нужное внучке;
t – время приготовления блинов;
V1
– скорость поедания блинов котом (время поедания одного блина)
ТРЕБУЕТСЯ:
V2 – скорость приготовления блинов бабушкой (время приготовления одного блина)
СВЯЗЬ:
(К2 = t·V1 – количество блинов, съеденных котом за время t
S = K2+K1 – общее необходимое количество блинов,
V2=S/t.
При:
K1>0,
t>0,
V1>0.
Слайд 53
МЕТОД:
K2=t·V1; S=K1+K2; V2=S/t;
сравнение V1
и V2.
Слайд 54НАЧАЛО
К1 – количество блинов, нужное внучке;
t – время приготовления блинов;
V1
– скорость поедания блинов котом (время поедания
одного блина)
K2=t·V1; S=K1+K2; V2=S/t;
V2≤V1
Скорость
приготовления
блинов бабушкой = »;
V2, «Оцените скорости
бабушки и кота!»
«Бабушка
не сможет
угостить внучку2»
Конец
Да
Нет
Слайд 55АЛГОРИТМ:
алг Блины для внучки (вещ К1, t, V1, V2, лит y)
арг К1, t, V1
рез V2
нач
вещ К2,S
если К1≤0 или t≤0 или V1≤0
то y:= «Данные выбраны неудачно»
все
К2:=t·V1; S:=К1+К2;V2:=S/t
если V2≤V1
то y:= «Бабушка не сможет угостить внучку!»
иначе y:= «Оцените скорости бабушки и кота!»
все
кон
Слайд 56СЦЕНАРИЙ:
БЛИНЫ ДЛЯ ВНУЧКИ
Количество блинов для внучки = ((К1));
Время приготовления блинов
= ((t)));
Скорость поедания блинов котом = ((V1));
Недопустимо: К1≤0, t≤0, V1≤0.
Определение скорости приготовления блинов = (V2);
Сравнение V1 и V2
Выводы.
Слайд 57Программа:
10. Cls
15. Print «Блины для внучки»
20. Input «Введите количество блинов для
внучки»; К1
30. Input «Введите время приготовления блинов»; t
40. Input «Введите скорость поедания блинов котом»; V1
50. If K1<=0 or t<=0 or V1<=0 then print «Данные выбраны неудачно»: goto 10
60. K2=t·V1 : S=K1+K2 : V2=S/t
70. If V2>V1 then 90
80. Print «Бабушка не сможет угостить внучку!» : goto 100
90. Print «Скорость приготовления блинов бабушкой = »; V2 : print «Оцените скорость бабушки и кота!»
100. End.
Слайд 59АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Вычислительный эксперимент показал, что при определенном аппетите кота или внучки
бабушка не сможет справиться с задачей. Реальными должны быть и скорость поедания блинов котом, и потребность внучки.
Слайд 60УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 61УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 62УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
МАЛЬЧИК ЗАХОТЕЛ СДЕЛАТЬ СЮРПРИЗ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ТЕ ВЕРНУТЬСЯ ИЗ КОМАНДИРОВКИ.
ОН РЕШИЛ ПОКРАСИТЬ ЗАБОР. СМОЖЕТ ЛИ ОН ЭТО СДЕЛАТЬ?
Слайд 63ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ:
Мальчик захотел сделать сюрприз родителям, когда те вернуться из командировки.
Он решил покрасить забор. В сарае нашлась одна банка краски весом 3 килограмма. Хватит ли этой краски на весь забор, если на 1квадратный метр расходуется 200 грамм краски, длина забора – 30 метров, а высота – 80 сантиметров?
Слайд 64
ДАНО:
а – длина забора,
b – высота забора,
q – расход краски на
1 квадратный метр,
к – имеющееся количество краски.
ТРЕБУЕТСЯ:
М – количество краски, необходимое для окраски забора.
СВЯЗЬ:
S = аb,
M = Sq.
ПРИ
а > 0, b > 0, q >0, к >0.
Слайд 66АЛГОРИТМ:
алг Покраска забора (вещ а, b, q, k, M, лит х)
арг а, b, q, K
рез х, М
нач
вещ S
S := а*b; М := S*q
если М <= k
то х := «Краски хватит!»
иначе х := «Краски не хватит!»
все
кон
Слайд 67СЦЕНАРИЙ:
ПОКРАСКА ЗАБОРА
Длина забора = ((а));
Высота забора = ((b));
Расход краски на 1
квадратный метр = ((q));
Общее количество краски = ((k)).
Недопустимо: а ≤ 0, b ≤ 0, k ≤ 0.
Определение необходимого количества краски = (М)
Сравнение k и М
Выводы.
Слайд 68ПРОГРАММА:
10. Cls
15. Locate 7, 2 : print «Покраска забора»
20. Input «Введите
длину забора»; а
30. If a <= 0 then print «Недопустимые данные!» : goto 20
40. Input «Введите высоту забора»; b
50. If b <= 0 then print «Недопустимые данные!» : goto 40
60. Input «Введите расход краски на 1 метр квадратный»; q
70. If q <= 0 then print «Недопустимые данные!» : goto 60
80. Input «Введите имеющееся количество краски»; k
90. If k <= 0 then print «Недопустимые данные!» : goto 80
100. S = a*b : M = S*q : print «Количество необходимой краски =»; М
110. If M <= k then print «Краски хватит!» else print «Краски не хватит!»
120. End
Слайд 69ИСПЫТАНИЕ:
а = 30 метров, b = 0,8 метра,
q = 0,2
килограмма, k = 3 килограмма
S = 30 * 0,8 = 24 метра квадратных
М = 24 * 0,2 = 4,8 килограмма
АНАЛИЗ:
4,8 > 3 → М > k → краски не хватит
Слайд 70УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 71УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 73ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ:
ДАНО:
А [1…100] – число голов у З. Горынычей;
i = 1…100
– бортовые номера З. Горынычей.
ТРЕБУЕТСЯ:
i – бортовой номер нарушителя.
СВЯЗЬ:
А [ i ] / i.
ПРИ
1 ≤ i ≤ 100,
А [ i ] > 0,
А [ i ] ≥ i
Слайд 74МЕТОД:
ПРОВЕРКА НА ЦЕЛОЧИСЛЕННОСТЬ
А [ i ] / i
Слайд 75АЛГОРИТМ:
алг Поимка нарушителя (цел таб А [1 : 100], В [
1 : 100], лит y)
арг А
рез y, В
нач
цел i, k
k := 0; i := 1
пока i <= 100
нц
если А [ i ] / i = [A [ i ] / i]
то k := k + 1; В [ k ] := I
все
i := i + 1
кц
если k = 0
то y := «Свидетельские показания неверны!»
иначе если k = 1
то y := «Нарушитель найден!»
иначе y := «Подозреваемых много, надо устроить опознание!»
все
все
Кон
Слайд 76СЦЕНАРИЙ:
ПОИМКА НАРУШИТЕЛЯ
Число голов у i-го Змея = ((А[ i ])).
Недопустимо: i
< 1, i > 100, A [ i ] <=0, A [ i ] > i.
Определение бортовых номеров подозреваемых = (В [ i ];
Выводы.
Слайд 77ПРОГРАММА:
10. Cls
20. locate 6,2 : print «Поимка нарушителя»
30. dim A (100)
40.
dim В (100), «Бортовые номера подозреваемых»
50. for i = 1 to 100
60. print «Введите число голов y»; i; « -го Змея»
70. input A (i)
80. next I
90. k = 0
100. for I = 1 to 100
110. if A (i) / i = int (A (i) / i) then k = k + 1 : B (k) = i
120. next i
130. if k = 0 then print «Свидетельские показания неверны!» : goto 200
140. if k = 1 then print «Нарушитель найден, его номер –»; B (k) : goto 200
150. print «Подозреваемых много, надо устроить опознание!»
160. print «Бортовые номера подозреваемых»
170. for i = 1 to k
180. print В (i)
190. next i
200. end
Слайд 78ИСПЫТАНИЯ И АНАЛИЗ:
ИСПЫТАНИЯ ПРОВОДИЛИСЬ С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЗМЕЕВ И ПОКАЗАЛИ, ЧТО
В УКАЗАННОМ ВАРИАНТЕ В ЧИСЛЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ БУДЕТ ВСЕГДА ЗМЕЙ С БОРТОВЫМ НОМЕРОМ 1 И СТРОКА 130 ПРОГРАММЫ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА. ЕСЛИ В ПРОГРАММЕ СТРОКУ 100 ЗАМЕНИТЬ НА
for i = 2 to 100, ТО НЕ БУДЕТ УЧТЕН ВОЗМОЖНЫЙ НАРУШИТЕЛЬ С НОМЕРОМ 1.
Слайд 79УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"
Слайд 80
ПРЕПЯТСТВИЕ В ВИДЕ
ВОЗВЫШЕНИЯ
УМНЫЙ?
ОБХОД
ВОСХОЖДЕНИЕ
Да
Нет
Слайд 81Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Слайд 82i = 0
i = i + 1
i ≤ 7
Отрежь
Конец
Отмерь
Слайд 83СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН ОТРЕЖЬ.
А
В
Слайд 8410. Goto 60
20. Print «аукнется,»;
30. Print «так»;
40. Goto 80
50. Print «откликнется.»
: end
60. Print «Как»;
70. Goto 20
80. Print «и»;
90. Goto 50
Слайд 85КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
0
А
В
С
Слайд 87ЧЕМ СКОРЕЕ ПОЕДЕШЬ, ТЕМ СКОРЕЕ ПРИЕДЕШЬ
V, м/с²
t, с
0
Слайд 88
10. Data «СВЕТИТ», «ГРЕЕТ»
20. Read A$, B$
30. Data «ДА», «НЕ», «,»
40.
Read C$, D$, E$
50. Print A$ + « » + E$ + C$ + « » + D$ + « » + B$ + « »
Слайд 9010. Data «КОЛА», «ДВОРА»
20. Read A$, B$
30. Data «НИ»
40. Read C$
50.
Print C$ + « » + A$ + « » + C$ + « » + B$ + « »
Слайд 92УРОК - КОНФЕРЕНЦИЯ
"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ"