Слайд 1Разработка рабочей программы
по предмету математика,
алгебра, геометрия
на основе примерной программы.
Структура,
содержание, технология разработки
Подготовила: Семак Оксана Петровна
учитель математики
МОУ «Школа № 103 города Донецка»
Слайд 2Тенденции
развития образования
образовательная парадигма сдвигается в сторону
использования моделей онлайн-обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процесса
новые образовательные возможности изменяют роль учителя. В центре – обучающийся. Учитель из транслятора знаний превращается в модератора (навигатора, тренера, помощника) образовательного процесса
Слайд 3Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая
программа учителя
Слайд 4Какие
бывают программы
Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий образовательные компоненты
содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.
Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного материала.
Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который: регламентирует деятельность педагога; учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Слайд 5Примерная
(типовая) учебная программа
детально раскрывает обязательные компоненты содержания
обучения;
требования к качеству усвоения учебного материала
по конкретному предмету .
Слайд 6http://ippo-vm.at.ua/index/0-52
Слайд 7Авторская
учебная программа
документ, созданный на основе закона об образовании и
примерной учебной программы ;
имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
разрабатывается одним автором или группой авторов.
Для авторской программы характерны
оригинальные концепция и построение содержания.
Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует её экспертиза и апробация.
Слайд 8Рабочая программа учителя
нормативный документ;
индивидуальный инструмент педагогического работника;
средство фиксации содержания образования на
уровне учебных предметов.
Слайд 9Рабочая программа учебного предмета, курса
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения
и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету в условиях конкретного образовательного учреждения ;
индивидуальный инструмент педагогического работника, которым определяются наиболее оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта;
средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
Слайд 10ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации
и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:
а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
г) изменения логики освоения содержания материала;
д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Слайд 11Основные функции рабочей программы
Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль
за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ); определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме
Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);
Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);
Организационно-планирующая (предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.).
Слайд 12Требования к рабочей программе
наличие признаков нормативного документа;
учет основных положений образовательной программы
общеобразовательного учреждения;
системность и целостность содержания образования;
последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана
общеобразовательного учреждения;
конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Слайд 13Основные требования к
рабочей программе ООО закреплены в следующих документах:
http://ippo-vm.at.ua/index/0-51
Слайд 14Нормативные документы и
локальные акты, лежащие в основе составления рабочей программы
Основная
образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений ДНР, утвержденный приказом Минобрнауки ДНР, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
Положение о рабочей программе;
Перечень учебников;
Примерная программа учебного предмета, курса;
Авторская программа учебного предмета, курса;
Оценочные и методические материалы из авторского УМК;
Учебный план образовательного учреждения;
Годовой календарный график;
Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса.
Слайд 15Что учитывает педагог
при составлении рабочей программы
Требования ГОС;
Концепцию образовательного учреждения, его
целевые ориентиры;
Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир – основная образовательная программа образования учреждения);
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы, обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»);
Объем часов учебной нагрузки выпускников, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
Уровень профессиональной компетентности учителя;
Особенности, состояние здоровья уровень способностей учащихся класса;
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Слайд 16На какой срок пишется
рабочая программа?
составляется на один учебный год или
на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой.
может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной.
является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.
Слайд 17СТРУКТУРА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета, курса;
Описание места учебного предмета,
курса в учебном плане;
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях;
Содержание учебного предмета, курса;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Тематическое планирование;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Слайд 18СТРУКТУРА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ!!!
Законом не определены требования к рабочей программе
Один из вариантов
рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
Слайд 19Как вариант…
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Структура и краткое содержание учебного курса, место курса
в учебном плане
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения).
Планируемые результаты изучения учебного курса (личностные, метапредметные и предметные ), что может быть отражено в пояснительной записке.
Тематическое планирование.
Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.)
Слайд 20Как вариант…
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Структура и краткое содержание учебного курса, место курса
в учебном плане
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету (описание УМК, средств обучения).
Планируемые результаты изучения учебного курса (личностные, метапредметные и предметные ), что может быть отражено в пояснительной записке.
Тематическое планирование.
Приложения (например, материалы диагностики и контроля, инструкции по проведению практических работ и др.)
Слайд 21Критерии оценки качества рабочих учебных программ педагогов
Актуальность программы.
Наличие обязательных составляющих
программы.
Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу.
Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу.
Соответствие требований к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса требованиям ГОС.
Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям.
Слайд 22Рецензирование рабочей программы
Внутреннее рецензирование на уровне ОУ является обязательным
и проводится для того, чтобы программа была допущена к реализации в ОУ.
Основные разделы рецензии:
Характеристика работы (описание того, что собой представляет работа);
Структура работы (построение по разделам, главам и их содержание);
Выходные данные;
Основные достоинства и недостатки;
Оценка работы;
Рекомендации;
Заключение.
Слайд 23При проведении рецензирования рабочей программы необходимо учитывать следующие критерии:
посильность учебного материала
для учащихся данного возраста, ориентация на учет индивидуально-типологических особенностей учащихся;
доступность для учащихся вопросов, заданий, задач, упражнений, проектных работ;
направленность содержания на формирование систематических знаний учащихся по рабочей программе;
нацеленность содержания на развитие различных групп (познавательных, регулятивных и коммуникативных) универсальных учебных действий учащихся;
возможности содержания в достаточной мере способствовать развитию личностных результатов обучения.
Слайд 24Рабочая программа ?
Позволяет прогнозировать пути достижения результата
Отнимает много
времени и сил
плюсы
минусы
Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.