Слайд 1Великий математик и не только…
Выполнили студенты 4 курса физико-математического факультета БФ
ФГБОУ ВО «ВГУ» Матющенко В, Колпаков В.
Руководитель - учитель математики МБОУ БГО СОШ №5 Попова Татьяна .Васильевна.
Слайд 2Леонард Эйлер
(1707—1783 гг.)
Эйлер родился в швейцарском городе Базеле
15 апреля 1707 г.
Учился в Базельском университете (1720-1724), где его учителем был Иоганн Бернулли. В 1722 получил степень магистра искусств.
Слайд 3 В 1727 переехал в Санкт-Петербург, получив место адъюнкт-профессора
в недавно основанной Академии наук и художеств. В 1730 стал профессором физики, в 1733 - профессором математики. За 14 лет своего первого пребывания в Петербурге Эйлер подготовил к печати около 80 трудов и опубликовал свыше 50. В Петербурге он изучил русский язык.
Он обрабатывал данные всероссийской переписи населения, расшифровывал дипломатические депеши, перехваченные русской контрразведкой, обучал молодых моряков высшей математике и астрономии, а также основам кораблестроения и управления парусным судном в штиль или в бурю. И еще составлял таблицы для артиллерийской стрельбы и таблицы движения Луны. Только гений мог, выполняя всю эту работу, не забыть о большой науке.
Слайд 4 В 1741 Эйлер принял предложение прусского короля
Фридриха II переехать в Берлин, где предстояла реорганизация Академии наук. В Берлинской АН Эйлер занял пост директора класса математики и члена правления, а после смерти ее первого президента П. Мопертюи несколько лет (с 1759) фактически руководил академией. За 25 лет жизни в Берлине он подготовил около 300 работ, среди них ряд больших монографий.
Живя в Берлине, Эйлер не переставал интенсивно работать для Петербургской АН, сохраняя звание ее почетного члена.
Слайд 5 17(28) июля 1766 Эйлер вместе с семьей вернулся
в Петербург. Несмотря на преклонный возраст и постигшую его почти полную слепоту, он до конца жизни продуктивно работал. За 17 лет вторичного пребывания в Петербурге им было подготовлено около 400 работ, среди них несколько больших книг. Эйлер продолжал участвовать и в организационной работе академии.
Слайд 6 Главным делом Эйлера как математика явилась разработка математического анализа.
Эйлер первый ввел функции комплексного аргумента и исследовал свойства основных элементарных функций комплексного переменного (показательные, логарифмические и тригонометрические функций); в частности, он вывел формулы, связывающие тригонометрические функции с показательной.
Создал как самостоятельную дисциплину теорию обыкновенных дифференциальных уравнений и заложил основы теории уравнений с частными производными.
Эйлер обогатил также дифференциальное и интегральное исчисление (например, учение о замене переменных, теорема об однородных функциях, понятие двойного интеграла и вычисление многих специальных интегралов).
Является основоположником теории специальных функций. Он первым начал рассматривать синус и косинус как функции, а не как отрезки в круге.
Слайд 7 В алгебре ему принадлежат работы о решении в радикалах
уравнений высших степеней и об уравнениях с двумя неизвестными, а также так называемое тождество Эйлера о четырех квадратах.
Эйлер значительно продвинул аналитическую геометрию, особенно учение о поверхностях второго порядка. В дифференциальной геометрии он детально исследовал свойства геодезических линий, впервые применил натуральные уравнения кривых, а главное, заложил основы теории поверхностей
Эйлер занимался и отдельными вопросами топологии и доказал, например, важную теорему о выпуклых многогранниках.
Невозможно перечислить все доныне употребляемые теоремы, методы и формулы Эйлера, из которых только немногие фигурируют в литературе под его именем (например, метод ломаных Эйлера, подстановки Эйлера, постоянная Эйлера, уравнения Эйлера, формулы Эйлера, функция Эйлера, числа Эйлера, формула Эйлера – Маклорена, формулы Эйлера – Фурье, эйлерова характеристика, эйлеровы интегралы,
эйлеровы углы).
Слайд 8 Эйлер умер в 1783 г. и был похоронен в
Петербурге. Посмертные почести, оказанные Эйлеру, не остались незамеченными в странах Европы и подняли авторитет России. Математик Кондорсе в речи, произнесённой во Французской академии наук, сказал: «Народ, который мы в начале этого (т.е. XVIII) века принимали за варваров, в настоящем случае подает пример цивилизованной Европе – как чествовать великих людей при жизни и уважать их память после смерти…».
Слайд 9ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Математика
Математика
Главным интересом всей жизни Эйлера была математика. Именно любовь к математике
определила его судьбу во время обучения в Базельском университете на священника.
Эйлер постепенно шел к славе. Из его переписки с Иоганном Бернулли можно наблюдать как рос его авторитет:
сначала Бернулли обращается к "учёнейшему и даровитейшему юному мужу Леонарду Эйлеру",
через год - к "широко известному учёному",
в 1737 г. - к "знаменитейшему и остроумнейшему математику",
а в 1745 г. - к "несравненному Леонарду Эйлеру - главе математиков".
Эйлер работал в Петербургской академии наук и в академии Фридриха II в Берлине, и неустанно творил, творил, творил…
Слайд 10ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Физика
Физика
Эйлер не был физиком – он был отличнейшим математиком, что открывало
ему несколько иной вид на естественные науки нежели чем их видели физики. Он представлял всю физику через математику, и добился в этом неплохих результатов
Механика
Л.Эйлер
Слайд 11ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Геометрия
Геометрия
Числа вершин В, ребер Р и граней Г всякого многогранника, в
котором нет «дыр», связаны формулой:
В+Г=Р+2.
В геометрии Эйлер также оставил значительный след. Появилось множество понятий, носящих его имя:
Точки Эйлера
Прямая Эйлера
Призма Эйлера
Окружность Эйлера.
Слайд 12ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Астрономия
Астрономия
Замечательны многочисленные работы Эйлера по небесной механике, среди которых наиболее известна
его Новая теория движения Луны (1772), существенно продвинувшая важнейший для мореходства того времени раздел небесной механики.
Он вычислил возмущения Луны и опубликовал таблицы ее движения. Ведь в дальнем плавании Луна часто заменяла морякам часы при определении долготы.
Слайд 13ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Искусство
Музыка,
Литература,
Искусство…
Отец Эйлера хотел чтобы его сын был священником, и отдал тринадцатилетного
Леонарда в Базельский университет на факультет искусств. Правда, в университете он увлекся математикой, и с перспективой священника его отцу пришлось распрощаться.
Несмотря на это, посещаемые лекции привили Эйлеру интерес к искусству: он очень любил музыку, классиков древней литературы, в частности, знал наизусть "Энеиду" Виргилия.
Слайд 14ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Философия
Философия
Как и большинство ученых, Эйлер интересовался философией.
В университете он слушал лекции
богословия, а летом 1724 на годичном университетском акте он прочел по-латыни речь о сравнении картезианской и ньютонианской философии.
Также примером любви Эйлера к философии могут служить «Письма к немецкой принцессе о разных предметах физики и философии» (имеющие правда большее значение в физике нежели чем в философии, так как их философская сторона не соответствовала духу того времени - эпохи Просвещения).
Слайд 15ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Топология
Топология
В геометрии Эйлер положил начало совершенно новой области исследований, выросшей в
большую и важную науку – топологию, которая изучает общие свойства пространства и фигур.
Одно из замечательнейших открытий Эйлера в топологии – решение задачи о мостах Кёнигсберга.
Река образует острова, и через два речных рукава перекинуто 7 мостов. Спрашивается: можно ли пройти все 7 мостов так, чтобы каждый был пройден по одному лишь разу?
Эйлер показал, что это невозможно и показал более общую задачу, в которой речь идет о любом числе местностей, как-либо разделенных рукавами рек и соединенных мостами. Задачу о мостах часто формулируют по-другому, спрашивая, можно ли описать фигуру, составленную из отрезков прямых или дуг кривых так, чтобы каждое звено было пройдено один, и только один раз.
Слайд 16ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Языки
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Кораблестроение
Кораблестроение
Среди работ Эйлера по прикладным наукам первое место занимает теория корабля.
Вопросы плавучести, остойчивости корабля и других его мореходных качеств были разработаны Эйлером в его двухтомной Корабельной науке (1749), а некоторые вопросы строительной механики корабля – в последующих работах. Более доступное изложение теории корабля он дал в Полной теории строения и вождения кораблей (1773), которая использовалась в качестве практического руководства не только в России.
Слайд 17ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Артиллерия
Химия
Ботаника
Медицина
…
Языки
Языки
Эйлеру все давалось легко, в том числе и изучение иностранных языков.
В
университете он штудировал древние языки; позже знал греческий, латинский, немецкий, французский, русский и другие. Эйлер быстро выучивал новые языки, но вкуса к литературе не имел. Математика поглощала все его время и силы.
Также наряду с многочисленными собственно научными результатами, Эйлеру принадлежит историческая заслуга создания современного научного языка. Он является единственным автором середины XVIII в., труды которого читаются даже сегодня без всякого труда.
Слайд 18ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Химия
Ботаника
Медицина
…
Артиллерия
Артиллерия
Значительный успех имели комментарии Эйлера к Новым началам артиллерии Б.Робинса (1745),
содержавшие, наряду с другими его сочинениями, важные элементы внешней баллистики, а также разъяснение гидродинамического «парадокса Даламбера». Эйлер заложил теорию гидравлических турбин, толчком для развития которой явилось изобретение реактивного «сегнерова колеса». Ему принадлежит и создание теории устойчивости стержней при продольном нагружении, приобретшей особую важность спустя столетие.
Слайд 19ИНТЕРЕСОВ
Шкала
Математика
Физика
Геометрия
Астрономия
Искусство
Философия
Топология
Кораблестроение
Языки
Артиллерия
…
Химия
Химия,
Ботаника,
Медицина,
…
Ботаника
Медицина
Всесторонне образованный, Леонард Эйлер имел еще множество интересов: он с удовольствием
изучал химию, ботанику, медицину, географию, инженерное дело…
В некоторых из этих наук он также оставил свой след.
Слайд 20Круги Эйлера
Круги́ Э́йлера — геометрическая схема, при помощи которой
можно изобразить несколько подмножеств вместе и их объединениями, пересечениями, разностями и т.д.
Изобретены Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях.
Слайд 21 Из 80 человек, отправляющихся в научную
экспедицию в джунгли, языком племени Пульти владеют 20 человек, языком племени Мульти - 18, языком племени Майя - 32 человека. Языками племен Мульти и Пульти одновременно владеют 5 человек, языками племен Мульти и Майя - 8 человек, языками племен Пульти и Майя - 3 человека, всеми тремя языками - 2 человека. Сколько человек не владеют ни одним языком племен?
Рассмотрим задачу
Слайд 22
Решение задачи
Выразим условие этой задачи графически.
Обозначим кругом тех кто знает язык Мульти, другим кругом - тех, кто знает язык Майя, и третьим кругом - тех, кто знают язык Пульти , четвертый круг – все люди, отправившиеся в джунгли
Мульти
Пульти
Майя
Слайд 23 Всеми тремя языками владеют два человека, значит,
в общей части кругов вписываем число 2. Мульти и Майя языками владеют 8 человек, а 2 из них владеют еще и Пульти. Следовательно, только Мульти и Майя владеют 8-2=6 человек.
Мульти
Пульти
Майя
6
2
Слайд 24 Аналогично получаем, что только Мульти и Пульти
владеют 5-2=3 человек, а Пульти и Майя 3-2=1 человек. Вносим эти данные в соответствующие части.
Мульти
Пульти
Майя
6
2
3
1
Слайд 25 Определим теперь, сколько человек владеют только
одним из перечисленных языков. Пульти знают 20 человек, но 3+2+1=6 из них владеют и другими языками, следовательно, только Пульти знают 20-6=14 человек. Аналогично получаем, что одним Мульти владеют 7 человек, а одним Майя - 23 человек.
Мульти
Пульти
Майя
6
2
3
1
14
7
23
Слайд 26 По условию задачи всего 80 человек.
Хотя бы один язык знают 14+7+23+3+6+1+2=56, следовательно, 80-56=24 человека не владеют ни одним из данных языков.
Ответ: 24 человека
Мульти
Пульти
Майя
6
2
3
1
14
7
23
80
Слайд 27Решите самостоятельно:
Задача 1.
В космическую экспедицию по изучению Венеры
отправили 32 космонавта. Из них 10 человек принимали участие в экспедиции по изучению Луны и 17 человек – в экспедиции по изучению Марса. 6 космонавтов изучали и Луну и Марс. Сколько человек впервые участвуют в космической экспедиции?
Слайд 28Задача 1. Ответ
11 человек впервые принимали участие в
космической экспедиции.
Слайд 29Решите самостоятельно:
Задача 2.
Курсы по информатике посещает 18 учеников класса, а курсы
по математике – 17 учеников. Ребят, которые занимаются в двух кружках одновременно ровно 10. Сколько человек в классе?
Слайд 30Задача 2. Ответ
Если считать, что все
ученики класса занимаются в кружках, можно утверждать, что в классе 25 человек, но правильнее сказать, что в классе не менее 25 человек.
Слайд 31Решите самостоятельно:
Задача 3.
В девятых классах нашей школы 60 учеников. Известно, что
23 человека занимаются хоккеем, 24 – боксом, а 30 – футболом, 6 хоккеистов посещают секцию бокса, 11 боксеров играют в футбол, 9 футболистов занимаются хоккеем, а 4 человека увлекаются и хоккеем и футболом, и боксом. Сколько учеников девятых классов не занимаются данными видами спорта?
Слайд 32Задача 3. Ответ
9 учеников девятых классов не занимаются
ни хоккеем, ни боксом, ни футболом
Слайд 33Решите самостоятельно:
Задача 4*.
На международную конференцию направили 35 человек от
школы. 14 человек владеют французским языком, 15 человек – немецким, а 16 человек – английским. Известно также, что французский и английский одновременно знают 4 человека, немецкий и французский – 5 человек, немецкий и английский – 6 человек, 3 человека не знают иностранных языков. Сколько человек владеют английским, немецким и французским одновременно?
Слайд 34Задача 4*. Ответ
2 человека знают английский, немецкий и
французский одновременно
если что-то не получилось нажмите эту ссылку Подсказка.
Слайд 35
Подсказка к задаче 4*
х
английский
немецкий
французский
4-х
5-х
6-х
3
35
16-х-(6-х)-(4-х)
Слайд 36Заключение
Вклад Леонарда Эйлера в мировую культуру и науку колоссален. И наша
страна действительно гордится тем, что почти все потомки этого великого ученого приняли российское подданство, а некоторые его дальние родственники живут в России и по сей день.