Презентация, доклад по математике на тему Элементы комбинаторики

ВОПРОСЫ:1. Понятие комбинаторной задачи. Правила суммы и произведения.2. Размещения и перестановки с повторениями.3. Упорядоченные множества. Размещения и перестановки без повторений.4. Сочетания без повторений и их свойства. Треугольник Паскаля.

Слайд 1Тема: Элементы комбинаторики.

Тема: Элементы комбинаторики.

Слайд 2ВОПРОСЫ:
1. Понятие комбинаторной задачи. Правила суммы и произведения.
2. Размещения и перестановки

с повторениями.
3. Упорядоченные множества. Размещения и перестановки без повторений.
4. Сочетания без повторений и их свойства. Треугольник Паскаля.

ВОПРОСЫ:1. Понятие комбинаторной задачи. Правила суммы и произведения.2. Размещения и перестановки с повторениями.3. Упорядоченные множества. Размещения и

Слайд 3ПОНЯТИЕ КОМБИНАТОРНОЙ ЗАДАЧИ. ПРАВИЛА СУММЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Комбинаторика – ветвь математики, изучающая

комбинации и перестановки предметов, - возникла в XVII в. На практике часто приходится выбирать из некоторого множества объектов подмножества элементов, обладающих теми или иными свойствами, располагать элементы одного или нескольких множеств в определенном порядке и т.д.
Например: мастеру приходится распределять различные виды работ между рабочими, агроному – размещать сельскохозяйственные культуры на нескольких полях, офицеру – выбирать из солдат взвода наряд.
Поскольку в таких задачах речь идет о тех или иных комбинациях объектов, их называют комбинаторными задачами. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называют комбинаторикой.


ПОНЯТИЕ КОМБИНАТОРНОЙ ЗАДАЧИ. ПРАВИЛА СУММЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Комбинаторика – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, -

Слайд 4
Правило суммы.
Пусть множество А содержит k элементов (n(A)=k), а В

содержит m элементов (n(В)=m). Тогда, если АВ=, то
n(АВ)=n(A)+n(B). (1)
это утверждение в комбинаторике называют правилом суммы. Его формулируют следующим образом:
Если элемент a можно выбрать k способами, а элемент b - m способами, причем любой способ выбора a отличается от любого способа выбора b, то выбор «a или b» можно сделать k+m способами.

Решение комбинаторных задач основано на двух правилах: правило суммы и правило произведения.

Правило суммы. Пусть множество А содержит k элементов (n(A)=k), а В содержит m элементов (n(В)=m). Тогда,

Слайд 5Примеры:
Если в тарелке лежат 8 яблок и 6 груш, то один

плод можно выбрать 8+6 =14 способами.

2) Имеются две урны, в первой содержится 7 белых шаров, а во второй - 4 черных шара. Сколько вариантов выбора одного шара, независимо от цвета (11=7+4).

Примеры:Если в тарелке лежат 8 яблок и 6 груш, то один плод можно выбрать 8+6 =14 способами.2)

Слайд 6


Сложнее если пересечение множеств А и В непусто, то есть АВ.


Например, объединение множеств А ={а,b,c,d,e}, В={d,e,f,g}
состоит лишь из семи элементов АВ={а,b,c,d,e,f,g},
а не 5+4=9 элементов.
Это объясняется тем, что элементы d и e принадлежат А и В,
а в объединение эти элементы входят один раз.
Поэтому из суммы 5+4 приходится вычесть 2,
то есть число элементов пересечения А и В.
Для любых двух конечных множеств А и В имеет место равенство:














n(АÈВ)=n(А)+n(В)-n(АÇВ) (2)

Таким образом, число элементов в объединении двух конечных множеств равно сумме чисел элементов в каждом из них, уменьшенной на число элементов пересечения этих множеств.

Сложнее если пересечение множеств А и В непусто, то есть АВ. Например, объединение множеств А ={а,b,c,d,e}, В={d,e,f,g}

Слайд 7ЗАДАЧА
Из 80 учеников школы 50 учеников увлекаются футболом, 40 – волейболом.

При этом 27 учеников увлекаются обоими видами спорта. Сколько учеников увлекаются хотя бы одним видом спорта?

ЗАДАЧАИз 80 учеников школы 50 учеников увлекаются футболом, 40 – волейболом. При этом 27 учеников увлекаются обоими

Слайд 8РЕШЕНИЕ:





М – множество учеников школы, n(М)=80
А – множество «футболистов», n(А)=50

В – множество «волейболистов», n(В)=40
n(АВ)=27 множество студентов увлекающихся обоими видами спорта.
Тогда имеем: n(А)-n(АВ)=50-27=23 - увлекаются только футболом
n(В)-n(АВ)=40-27=13 - увлекаются только волейболом,
Следовательно, 13+23+27=63 - увлекаются хотя бы одним видом спорта, или, используя формулу (2), имеем:
n(АВ)=n(А)+n(В)-n(АВ)=50+40-27=63

А В

РЕШЕНИЕ:М – множество учеников школы, n(М)=80 А – множество «футболистов», n(А)=50 В – множество «волейболистов», n(В)=40

Слайд 9Правило произведения.
Сколько пар вида (х;у) можно составить из элементов множеств

А={х1,х2,…,хm} и Y={y1,y2,…,уk}
Запишем все пары в виде следующей таблицы
(х1; у1), (х1; у2),…,(х1; уk)
(х2; у1), (х2; у2),…,(х2; уk)
………………………….
(хm; у1), (хm; у2),…,(хm; уk)
Видно, что таблица состоит из m строк, в каждой из которых содержится k элементов. Значит общее число пар mk
Итак, число упорядоченных пар, которые можно составить из элементов m множества А и k множества В, равно mk, то есть
n(АВ)=n(А)n(В) (3)

Указанное равенство позволяет сформулировать правило произведения:
Если элемент а можно выбрать m способами, а b - k способами, то пару (a;b) можно выбрать mk способами.




Правило произведения.  Сколько пар вида (х;у) можно составить из элементов множеств А={х1,х2,…,хm} и Y={y1,y2,…,уk}Запишем все пары

Слайд 10Например:
Из пункта А в В идут 3 дороги, а из В

в С 2 дороги. Сколькими способами можно пройти из А в С?

С

В

А

Например:Из пункта А в В идут 3 дороги, а из В в С 2 дороги. Сколькими способами

Слайд 11Решение:
Обозначим дороги из А в В числами 1,2,3, а из

В в С – буквами а и в.
Тогда каждый вариант пути из А в С задается парой, состоящей из числа и буквы.

Рассматривая различные варианты, получаем, что пар 32=6
[(1;а), (1;в),(2;а),(2;в),(3;а),(3;в)]

Решение: Обозначим дороги из А в В числами 1,2,3, а из В в С – буквами а

Слайд 122. РАЗМЕЩЕНИЯ И ПЕРЕСТАНОВКИ С ПОВТОРЕНИЯМИ
Рассмотрим задачу: найти число всех кортежей

длины k, составленных из элементов m - множества Х.
Чтобы решить задачу, надо найти число кортежей в декартовом произведении ХХ…Х, содержащих k множителей. По правилу произведения число элементов в декартовом произведении ХХ…Х равно k
n(X) n(X)… n(X).

k
Причем n(X)=m. Тогда n(ХХ…Х)=mm…m=mk
 
k

 Итак, число кортежей длины k, составленных из элементов m - множества Х, равно mk.

Опр. Кортежи длины k, составленные из элементов m - множества, называют размещениями с повторениями из m элементов по k, а их число таких кортежей обозначают
 
(4)

2. РАЗМЕЩЕНИЯ И ПЕРЕСТАНОВКИ С ПОВТОРЕНИЯМИ Рассмотрим задачу: найти число всех кортежей длины k, составленных из элементов

Слайд 13Например:
1) Сколько всевозможных двухбуквенных «слов» можно составить из букв русского алфавита.
Решение:

2)

Сколько 4-х-значных чисел можно составить из цифр 1,2,3,4,5,6?
Решение:
Например:1) Сколько всевозможных двухбуквенных «слов» можно составить из букв русского алфавита.Решение:2) Сколько 4-х-значных чисел можно составить из

Слайд 14Опр. Если длина кортежа и количество элементов в исходном множестве совпадают,

то составляемый кортеж называют перестановкой с повторениями, а число перестановок обозначают



(5)

Например: Сколько всевозможных четырехзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7.


Решение:

Опр. Если длина кортежа и количество элементов в исходном множестве совпадают, то составляемый кортеж называют перестановкой с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть