Слайд 1Алгебра, 9 класс
Семинар-практикум
"Арифметическая и геометрическая прогрессии".
Цели и задачи урока:
Образовательные: обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач;
проверить сформированность умений и навыков;
Развивающие: развить интерес учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет и навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
Воспитательные: воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Слайд 3Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: "Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы"
Слайд 4Последовательность задана формулой yn=11-3*n.
Найдите: у8; ук-1.
Слайд 61. Последовательность (вn) – арифметическая прогрессия , первый член которого равен
в1, а разность d. Выразите через в1 и d : в26; вк+5
2. (аn )-арифметическая прогрессия, а1 =10; d = - 0,1. Найдиде а 4 .
Слайд 7Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием еще в IV в.
н.э. От латинского слова progressio – “движение вперед”. Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания как их решать. Считалось, что в древнеегипетском папирусе Ахмеса находилась древнейшая задача на прогрессии о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающая за собою двухтысячелетнюю давность. Но есть гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом полвека назад, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры.
Слайд 8Конечно же, в Древнем мире не пользовались нашими стандартными понятиями и
формулами. Впервые, формула суммы n-первых членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (III в. н. э.).
Слайд 9Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии даётся в «Книге
абака» (1202г.) Леонардо Фибоначчи.
А общее правило для суммирования любой конечной геометрической прогрессии встречается в книге Н. Шюке «Наука о числах», увидевшей свет в 1484 году.
Наука о числах
Слайд 10Много в этой области работал знаменитый немецкий математик К.Гаусс (1777 г.-1855г.)
Он еще в детстве за 1 минуту сложил все числа от 1 до 100.
Слайд 11Но, несмотря на пятидесяти вековую древность различных задач на прогрессии, в
нашем школьном обиходе прогрессии появились сравнительно недавно.
В первом учебнике “Арифметика” Леонида Филипповича Магницкого, изданном двести лет назад и служившем целых полвека основным руководством для школьного обучения, прогрессии хотя и имеются, но общих формул, связывающих входящие в них величины между собою, в нем не дано. Поэтому сам составитель учебника не без затруднений справлялся с такими задачами.
Слайд 13Решение задач
Задача 1
В геометрической прогрессии b1=12,8 и q=1/4. Найдите b7.
Решение:
b7
=b1∙q6=12,8∙(1/4)6= 128 / 10 . 212 = = 27 / 10 . 212 = 1/320.
Слайд 14Задача 2
Из данных последовательностей назовите арифметическую последовательность и указать разность и
геометрическую прогрессию и указать знаменатель геометрической прогрессии.
2,12,22,32…
5,5,5,…
3. 1,3,9,27,…
4. 1,2,3,4,5….
5. -2,-6,-10,…
6. 2,4,8,16,…
Слайд 15Задача 2
Найдем восьмой член геометрической прогрессии (bn), если b1 =162
и b3 =18.
Решение :
используя формулу (*), найдем знаменатель q.
Так как b3=b1∙q2, то q2=b3 / b1=18 / 162=1/9.
Решив уравнение q2 = 1/9, получим q = ±1/3.
Таким образом, существуют две прогрессии, удовлетворяющие условию задачи.
Если q = 1/3, то b8 =b1∙q7=2/27.
Если q = -1/3, то b8 = -2/27.
Задача имеет два решения:
b8 = 2/27 и b8 = -2/27.
Слайд 16Задача 3
Решение :
10% = 0,1. Коэффициент увеличения вклада равен 1,1. Имеем
геометрическую прогрессию (сn ).
с1 = 1000 р., q = 1,1. с4 – вклад через три года. Следовательно,
с4 = с1 . q3 = 1000 . (1,1)3 = 1331.
Через три года вклад будет равен 1331 р.
Срочный вклад 1000 р., положенный в банк, ежегодно увеличивается на 10%. Каким станет вклад через 3 года?
Слайд 17Уже в Древнем Египте знали не только арифметическую, но и геометрическую
прогрессию. Об этом свидетельствует приведенная ниже задача из папируса Райнда.
"В доме было 7 кошек.
Каждая кошка съедает 7 мышей.
Каждая мышь съедает 7 колосьев.
Каждый колос дает 7 растений.
На каждом растении вырастает 7 мер зерна.
Сколько всех вместе?".
Найдите ответ к этой задаче.
Людей всего 7,
кошек 72 = 49,
они съедают всего 73 = 343 мыши, которые
съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них
вырастает 75 = 16807 мер ячменя,
в сумме эти числа дают 19 607.
Ответ: 19607.
Слайд 19
В написанной в XIII в. «Книге об абаке» Леонардо Пизанского (Фибоначчи)
есть задача, в которой фигурируют 7 старух, направляющихся в Рим (очевидно, паломниц), у каждой из которых 7 мулов, на каждом из которых по 7 мешков, в каждом из которых по 7 хлебов, в каждом из которых по 7 ножей, каждый из которых в 7 ножнах. В задаче спрашивается, сколько всего предметов.
Эта задача много раз с разными вариациями повторялась и у других народов в другие времена.
Слайд 21Пример. Обратим периодическую дробь 0,58(3) в обыкновенную.
Слайд 22Пример. Обратим периодическую дробь 0,58(3) в обыкновенную.
Решение:
запишем данную дробь
в виде
0,5833333…=0,58+0,003+0,0003+…=
= 58 + 0,003 = 7 .
100 1-0,01 12
=
Слайд 23Индийский царь Шерам призвал к себе изобретателя шахмат (которого звали Сета)
и предложил, чтобы он сам выбрал себе награду за создание интересной и мудрой игры. Царя изумила скромность просьбы, услышанной им от изобретателя: тот попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую -2, за третью еще в два раза больше, т. е. 4, за четвертую - еще в два раза больше и т.д.
Древняя индийская легенда
Слайд 24на 1-ю 1, на 33-ю
4 294 967 296
на 2-ю 2, на 34-ю 8 589 934 592
на 3-ю 4, на 35-ю 17 179 869 184
на 4-ю 8, на 36-ю 34 359 738 368
………………………………………………
на 62-ю 2 305 843 009 213 693 952
на 63-ю 4 611 686 018 427 387 904
на 64-ю 9 223 372 036 854 775 808
Слайд 25Древняя индийская легенда
Сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?
S 64 = 2 - 1=
=18 446 744 073 704 551 615
64
Слайд 2618 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда(биллиона) 709 миллионов 551
тысяча 615
Слайд 27Современники сказали бы так:
S
64 = 2 - 1 = 1,64 10 - стандартный вид
данного числа
64
19
Слайд 28Задача 1 .
Найдите сумму шести первых членов арифметической прогрессии, если
сумма первого и пятого членов равна 24, а произведение второго и третьего равна 60.
Слайд 29Задача 2 .
Сумма первого и третьего членов геометрической
прогрессии равна 15, а сумма второго и четвертого 30. Найдите сумму первых десяти членов геометрической прогрессии.
Слайд 30"Прогрессио - движение вперёд!"
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство,
труд
К прогрессу в жизни приведут.
Слайд 31Домашнее задание:
Повторить п. №
Подготов. к контрольной работе