Слайд 1Информационно - познавательный проект
Тема : Музыка и математика
Автор проекта:
Коротеев Степан,
обучающийся 7б класса
Наставник проекта:
Громова В. А.
учитель математики
Слайд 2
Цель:
1. Выявить общие элементы и установить связь между математикой и музыкой.
2. Показать значение математики в развитии музыки.
Задачи:
1. Рассмотреть историю связи между математикой и музыкой.
2. Узнать могут ли эти знания пригодиться нам в повседневной жизни.
Слайд 3Математика и музыка - два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы
попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
Взаимосвязь математики и музыки является одной из самых актуальных тем. Она до сих пор полностью не раскрыта и не изучена, чем и привлекает к себе внимание многих ученых и математиков.
Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.
Слайд 4
Восприятие музыки и математики
Одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки
с помощью чисел, был Пифагор. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.
Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Он был не только философом, но и математиком, и теоретиком музыки.
Слайд 5
Сравнение математики и музыки
В музыке всё надо считать, как и
в математике: 7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы. Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты. При записи мелодии, звуки имеют свою длительность. Ноты записываются с помощью знаков, а их протяжённость определяется длительностями, математическим счётом. В музыке, как и в математике, тоже есть понятия параллельность. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются. Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.
Слайд 6
Ритмы музыки
Слово "ритм" греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность.
Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности.
Ритм является основополагающим элементом при исполнении музыкального произведения. Мелодии же без ритма быть практически не может.
Слайд 7Математические ритмы
Все выделенные числа делятся на 3. Ритм в расположении чисел,
равных трем выглядит так:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18… Этот ритм соответствует правильному и красивому размеру ¾ в музыке.
Слайд 8
Практическая часть.
Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа –
цифры, а музыку – ноты. При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.
Нотная грамота
В этой нотной записи:
- Целые ноты
- Половинки
- Четверти
- Восьмые
Слайд 12
Анализ зависимости музыкального образования и успехов в математике
Для того чтобы
установить зависимость между успехами в точных науках и музыкальным образованием, я отобрал учеников, которые учатся или окончили музыкальную школу. В процессе опроса я убедился, что музыка способствует развитию абстрактного мышления, и напрямую связано с математикой. Результаты работы представлены в таблице.
Слайд 14
На уроке математике была проведена самостоятельная работа «Умножение разности двух выражений
на их сумму» под звуки музыкального произведения «Весенний лес» Фредерика Шопена, произведений, исполняемых инструментальным оркестром под управлением Поля Мориа, Gaston_Rolland__Toccata
Результаты работы представлены в таблице.
Слайд 16 Заключение
Связь между математикой и музыкой очень велика.
До сих пор никому
не удавалось найти алгоритм порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Музыкальное произведение – это результат вдохновения и мастерства его автора. Решая задачи и слушая музыку, мы открываем в ней простоту, гармонию.
О взаимосвязях математики и музыки можно говорить очень много, открывая одинаковые определения, понятия. В данной работе я затронул лишь небольшую часть связи музыки и математики, но я буду разрабатывать, и дополнять мой проект.
Слайд 17
Библиографический список:
Детские песни. Бессонов П.А. (сост.).Типография Бахметева (Москва). , 2008. Количество
страниц: 282
https://ru.wikipedia.org/wiki/Математика
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ритм
https://patefon.net/оркестр-поля-мориа
https://zvooq.online/tracks/клавесин
Слайд 18Информационно - познавательный проект
Тема : Музыка и математика
Автор проекта:
Коротеев Степан,
обучающийся 7б класса
Наставник проекта:
Громова В. А.
учитель математики