Слайд 1Свойства степени
с натуральными показателями
Алгебра 7 класс
Учитель математики Краузе Т.В.
Слайд 2Эпиграф урока
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть
из математики степени,
и он увидит, что без них
далеко не уедешь».
М.В. Ломоносов
Слайд 3Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном,
приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк, действительный член Академии наук и художеств, профессор химии.
Слайд 4Примеры использования степени в
реальной действительности
S=a2
V=a3
В геометрии
Слайд 5Примеры использования степени в
реальной действительности
В физике
Закон всемирного тяготения
Слайд 6Примеры использования степени в
реальной действительности
В астрономии
Продолжительность обращения планет вокруг Солнца (и спутников вокруг планет) связана с расстояниями от центра обращения степенной зависимостью: отношение R3/T2 одинаково для всех планетарных орбит.
Третий закон
Кеплера
Слайд 7Примеры использования степени в
реальной действительности
Электростатическое и магнитное взаимодействия, свет, звук ослабевают пропорционально второй степени расстояния
Слайд 8Примеры использования степени в
реальной действительности
Инженер, производя расчёты на прочность, имеет дело с четвёртыми степенями, а при других вычислениях (например, диаметра паропровода) – –даже с шестой степенью.
Слайд 9Примеры использования степени в
реальной действительности
Исследуя силу, с которой текучая вода увлекает камни, гидротехник наталкивается на зависимость также шестой степени.
Слайд 10Примеры использования степени в
реальной действительности
Яркость нити накаливания в электрической лампочке растёт при белом калении с двенадцатой степенью температуры
Слайд 11Примеры использования степени в
реальной действительности
а при красном – – с тридцатой степенью температуры
Слайд 12Ответы к заданиям блиц-опроса
I вариант
1
-1
108
15
7
II вариант
1
1
1010
23
6
Слайд 14 Составь формулу:
а) a m • n
б) m + n
1. am ∙an в) a m : n
2. am : an г) m ̶ n
3. (am) n д) m • n
е) a m ̶ n
ж) a m + n
Ответ: 1→ … , 2 → … , 3→…
ж
е
а
Слайд 15Заполни пропуски
Правило 1. При умножении степеней
с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.
Правило 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя делимого вычитают показатель делителя .
Правило 3. При возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают.
Слайд 16Представьте выражение
в виде степени:
a9∙ a15=
b30∙ b=
c12∙ c ∙ c50=
d5 ∙ d19∙ d ∙ d45=
(a+b)6 ∙ (a+b)29 =
(cd) ∙(cd)37 ∙ (cd)12 =
a24
b31
c63
d70
(a+b)35
(cd)50
Слайд 17Представьте выражение
в виде степени:
m25: m5=
n63: n9 : n18=
(p-q)72 :(p-q)8 :(p-q)=
(rs)45 :(rs) :(rs)11=
m20
n36
(p-q)63
(rs)33
Слайд 18Представьте выражение
в виде степени:
(x7)8=
((x+y)15)6=
((uv)24)5=
((z2)3)5=
x56
(x+y)90
(uv)120
z30
понятия «степень»
У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
Слайд 20В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта «Арифметика»
Слайд 21В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени чисел
так:
«Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя».
Слайд 22Символы, которые использовал Диофант
для обозначения первых шести степеней неизвестного
x0
x1
x2
x3
x4
x5
Слайд 23Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования
со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел.
Слайд 24Николай Орем (1323–1382 гг.)
Дробные показатели степени
и наиболее простые правила действий над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема в его труде “Алгоризм пропорций”.
Слайд 25Никола Шюке (ХV век)
Французский математик и врач, бакалавр медицины, автор трактата
по арифметике и алгебре «Наука о числе» (1484)
(опубликованном только в 1848 г. в Лионе), смело ввёл не только нулевой, но и отрицательный показатель степени.
Он писал его мелким шрифтом сверху и справа
от коэффициента.
Алгебраическая символика Шюке приближалась к современной, кроме того, у него впервые встречаются термины «биллион», «триллион», «квадриллион».
Слайд 26Немецкие математики Средневековья
стремились ввести единое обозначение
и сократить число символов.
Книга Михаэля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.
Слайд 27Михаэль Штифель (1487-1567)
немецкий математик, один
из изобретателей логарифмов, дал определение a0=1 и ввел название «показатель» (это буквенный перевод немецкого Exponent), причём подробно анализировал и целые, и дробные показатели.
Слайд 28Франсуа Виет (1540-1603)
французский математик, основоположник символической алгебры, юрист по образованию
и основной профессии, ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней.
Слайд 29Симон Стевин (1548—1620)
нидерландский математик, механик и инженер, обозначал неизвестную величину кружком,
внутри которого указывал показатели степени. Стевин предложил называть степени по их показателям - четвёртой, пятой и т.д. и отверг диофантовы составные выражения «квадрато-квадрат», «квадрато-куб»…
Слайд 30Альберт Жирар (1595-1632)
французский математик,
живший и работавший
в Нидерландах,
в своей книге «Новое изобретение
в алгебре» (1629) использует
такую форму записи:
(2)17 вместо 172
.
Слайд 31Рене Декарт (1596-1650)
(французский философ, математик, физик и физиолог) ввел в XVII
веке современные обозначения степеней (a4, a5,…). Любопытно, что Декарт считал, что a∙a не занимает больше места, чем a2 и не пользовался этим обозначением при записи произведения двух одинаковых множителей.
Слайд 32Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
немецкий
математик (физик, юрист, философ), применял знак a2, считая, что упор должен быть сделан на необходимость применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей.
Слайд 33Современные определения
и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса и Исаака Ньютона.
Слайд 34Джон Валлис, (Уоллис) (1616-1703)
английский математик,
сын священника, феноменальный счётчик, не получивший однако никакого математического образования, занимаясь самостоятельно. Он впервые (в 1665 г.) подробно писал о целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов.
Слайд 35Исаак Ньютон (1643-1727)
английский физик, математик, механик и астроном,
завершивший дело Джона Валлиса. Стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.
Слайд 36Литература
Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей.
– М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Б.Г.Зив, В.А. Гольдич. – 2003. – 136 с.: ил.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2001. – 96 с.
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – Д.: ВАП, 1994. – 200 с.