Слайд 19 класс
Попова Елена Юрьевна, учитель математики
МАОУ СОШ № 5
г. Тюмень
Слайд 2Цели:
Сформировать у обучающихся смыл понятий «последовательность» п-ый член последовательность;
познакомить
со способами и задания последовательности.
Задачи:
Обучающая организовать деятельность обучающихся по повторению понятий «увеличить», «уменьшить». Ввести новые понятия: порядковый номер последовательности, п-ый член последовательность.
Развивающая: способствовать повышению познавательной активности у обучающихся умений осуществлять самопроверку и взаимопроверку, развитие самостоятельности, сознательного восприятия учебного материала.
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Слайд 3Красив сам по себе ряд чисел:
1, 2,
3, 4, 5, 6, 7, 8, … . Он демонстрирует упорядочение по возрастанию в чистейшем виде.
Определите принцип построения следующей цепочки чисел :
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, …, :
каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предшествующих.
Этому ряду натуральных чисел, имеющему своё историческое название – ряд Фибоначчи, присуща своя логика и красота, постижение которой возможно только при целенаправленном изучении.
Слайд 41, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, …, :
каждое
число, начиная с третьего, равно сумме двух предшествующих.
Этому ряду натуральных чисел, имеющему своё историческое название – ряд Фибоначчи, присуща своя логика и красота, постижение которой возможно только при целенаправленном изучении.
Слайд 5ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ.
Леонардо Фибоначчи (1180-1240).
Крупный итальянский математик, автор «Книги абака».
Эта книга
несколько веков оставалась основным хранилищем сведений по арифметике и алгебре. Именно по трудам Л. Фибоначчи вся Европа осваивала арабские цифры, систему счета, а также практическую геометрию. Они оставались настольными учебниками, чуть ли не до эпохи Декарта (а это уже 17 век!).
Слайд 6Логические задачи.
I.Продолжи последовательности чисел:
16, 15, 18, …
1, 2, 2, 4, 8,
…
33, 31, 32, …
II. Поменяйте местами две цифры так, чтобы в каждой строке образовались два новых пятизначных числа, причём одно – в два раза больше второго.
Слайд 7Планируемые результаты
Понимать смысл понятие числовой последовательности; уметь использовать индексные обозначения и
строить речевые высказывания; уметь устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько её новых членов; - уметь изображать члены последовательности точками на координатной плоскости; - использовать различные языки математики (словесный, аналитический , графический, рекуррентный)
Формирование УУД
Слайд 8! Функцию y=f(x), определённую на множестве натуральных чисел х N
(или его конечном подмножестве), называют числовой последовательностью и обозначают y=f(n),
или у1, у2,… , уn, …, или (уn).
Конечная последовательность.
Бесконечная последовательность.
Слайд 9Аналитический
Словесный
Рекуррентный
Способы задания последовательности
Рекуррентный (от лат. слова recurrens – «возвращающийся»)
Слайд 10Указывается формула n-го члена последовательности.
Пример. Последовательность квадратов натуральных чисел
1, 4,
9, 16, … задаётся формулой уn=n2.
Пример. Если то
при n=2 ,
при n=20 и т.д.
Слайд 11Правило составления последовательности выражается словесным описанием.
Примеры.
1) Последовательность простых двузначных чисел, меньших
50, есть конечная последовательность:
11, 13, 17, 19, 23, 29. 31, 37. 41, 43, 47;
2) Бесконечная последовательность приближений иррационального числа =
=1, 732050808…: 2, 1,7, 1,73, 1,732, 1, 7321, …
Слайд 12Указывается правило позволяющее вычислить n-й член данной последовательности, если известны все
её предыдущие члены.
Пример. У1=1, уn=уn-1∙n, если n≥2. Вычислим несколько первых членов этой последовательности: 1, 2, 6, 24, 120, … . Можно убедиться в том, что n-й член данной последовательности равен произведению первых n натуральных чисел: уn=n!
Слайд 13Примеры: 1) последовательность уn=3n-2 можно рассматривать как функцию у=3х-2, где х
N;
2) Последовательность уn=n2 можно рассматривать как функцию у=х2, где х N.
Слайд 14Задача№1.
Укажите номер функции, являющейся числовой последовательностью:
1)
2)
3)
Ответ: 2
Слайд 15Задача №2
Найдите первые пять членов последовательности, заданной рекуррентно:
у1=2, уn=уn+1+5.
Ответ: 2, 7,
12, 17, 22.
Слайд 16Задача №3
Является ли число членом
последовательности
Слайд 17Тренировочный диктант
Вариант 1 (2)
1.Является ли конечной или бесконечной последовательность делителей числа
1200? (Кратных числа 8?)
2. Является ли конечной или бесконечной последовательность чисел, кратных 6? (Делителей числа 2400?)
3.Последовательность задана формулой an=5n+2 (bn=n2-3). Чему равен её третий член?
4.Запишите последний член последовательности всех трёхзначных (двузначных) чисел.
5.Дана рекуррентная формула последовательности an+1=an-4, а1=5 (bn+1=bn/4, b1=8). Найдите a2 (b2).
Слайд 18Ответы:
Вариант 1.
1. Конечной.
2. Бесконечной.
3. 17.
4. 999.
5. 1.
Вариант 2.
1. Бесконечной.
2. Конечной.
3. 6.
4.
99.
5. 2.
Слайд 19Задание на дом.
П.15, №331, 335, 338(2).
Слайд 20Литература.
Математика (алгебра, элементы статистики и теории вероятностей). 9 класс /Н.В. Шевелева,
Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин. – М.: Национальное образование, 2014.
Учебник «Алгебра - 9» Ю.Н. Макарычев и др. М.: Просвещение, 2014.
Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий /авт. – сост. В.В. Трошин. – М.: Глобус, 2008.