Слайд 1Итоговая игра.
«Математический детектив»
МБОУ СШ №10 г. Павлово,
8б класс.
22 мая 2017 г.
Игра
подготовлена с использованием материала
Бабакиной Татьяны Михайловны. https://pedportal.net
Слайд 2Итоговая игра. «Математический детектив»
Цели:
Учиться применять полученные на уроках знания в различных
ситуациях, при решении нестандартных задач, используя математические правила и законы.
Вспомнить важное и интересное, не входящее в основной материал школьной программы.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, коммуникативность, креативность, учить работать в коллективе, мгновенно принимать правильное решение , вырабатывать быстроту реакции, уметь слушать и принимать мнение товарища.
Получить интересную информацию, при этом решая задачи по математике, стремиться к поликультурному образованию, оценить значение математики в других сферах жизни, расширить общекультурный кругозор.
Слайд 3Итоговая игра. «Математический детектив»
Детективное
агентство
состоит из 4 групп-команд, в каждой
из которых вы выбираете капитана
Слайд 4Начинаем игру. Разминка
Заполните пропуски, закончите фразы.
ДЕТЕКТИВ (англ. detective — раскрытие) —
специалист по … … , ….
Слайд 5Заполните пропуски, закончите фразы.
ДЕТЕКТИВ (англ. detective — раскрытие) — специалист по
расследованию уголовных преступлений, сыщик.
Слайд 6Заполните пропуски, закончите фразы.
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА — … о расследовании и «разгадке»
….
Слайд 7Заполните пропуски, закончите фразы.
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА — проза о расследовании и «разгадке»
преступления.
Слайд 8Заполните пропуски, закончите фразы.
Родоначальник детективной литературы — американский писатель
… ….
Слайд 9Заполните пропуски, закончите фразы.
Родоначальник детективной литературы — американский писатель Эдгар По.
Слайд 10Заполните пропуски, закончите фразы.
Сегодня мы с вами станем участниками
необычного
математического
детектива.
Слайд 11Агентство математического универсального розыска
«А –МУР»
Слайд 12Конкурс №1
Тест
на профессиональную
пригодность.
Правильный ответ-1 балл.
(максимум-8 баллов).
Каждой команде
выдаются свои вопросы.
Слайд 13Вопросы № 1
1. Наука о числах, их свойствах и действиях над
ними. [Арифметика.]
2. Место, занимаемое цифрой в записи числа.[Разряд.]
3. Сколько корней у квадратного уравнения , если дискриминант больше нуля. [Два.]
4. Третий месяц летних каникул. [Август.]
5. Уравнение 1 степени. [Линейное.]
6. Наука изучающая фигуры на плоскости.
[Планиметрия.]
7. Сумма углов любого треугольника. [180°]
8. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг, сколько он весит, стоя на двух ногах. [3 кг]
Конкурс № 1
Слайд 14Конкурс № 1
Вопросы № 2
1. Кто ввел прямоугольную систему координат? [Рене
Декарт.]
2. Сколько дней в летних каникулах? [92]
3. Треугольник со сторонами 3, 4, 5. [Египетский.]
4. Уравнение второй степени. [Квадратное.]
5. Говорят, математика — царица всех наук, а царица математики... [Арифметика.]
6. Параллелограмм, стороны которого равны.[Ромб.]
7. Чему равно три в четвертой степени? [81]
8. Сколько музыкантов в квартете? [Четыре.]
Слайд 15Конкурс № 1
Вопросы № 3
1. Сумма длин всех сторон треугольника.
[Периметр.]
2. Какой
вал изображен на картине Айвазовского? [Девятый.]
3. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. [Правильная.]
4. Соперник нолика. [Крестик.]
5.Линия без начала и конца. [Прямая.]
6. Наименьшее двузначное число. [10]
7. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? Равнобедренный.]
8. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена. [Пифагор.]
Слайд 16Конкурс № 1
Вопросы № 4
1. Сотая часть числа. [Процент.]
2. Прибор для
измерения отрезков. [Линейка.]
3. Чему равна сумма смежных углов? [180°]
4. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? [5 км]
5. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. [Медиана.]
6. Может ли при делении получиться 0?[Да.]
7. Наименьшее натуральное число. [1]
8. График квадратичной функции. [Парабола.]
Слайд 18Конкурс № 2 «Фоторобот»
На месте преступления обнаружен ботинок одного из
членов банды «Беспорядок".
Не забудьте — это математический рисунок, поэтому в нем присутствуют математические знаки и символы.
Слайд 19Конкурс № 2 «Фоторобот»
Математические знаки и символы:
+, х, 1, 2, 3,
4, 7,
Слайд 21Конкурс № 3.
Опознание личности.
Фамилия
Имя
ЛЕОНАРД
ПЬЕР
АРНОЛЬД
ЯКОБ
КАРЛ
КАРЛ ФРИДРИХ
РЕНЕ
БЛЕЗ
АВГУСТ
ПОЛЬ
ЖЕРАР
• ЭЙЛЕР
• ФЕРМА
• ВИЕТ
• БЕРНУЛЛИ
•ВЕЙЕРШТРАСС
•
ГАУСС
• ДЕКАРТ
• ПАСКАЛЬ
• МЕБИУС
Слайд 22Опознание личности
Фамилия
Эйлер
Ферма
Виет
Бернулли
Вейерштрасс
Гаусс
Декарт
Паскаль
Мебиус
Имя
Леонард
Пьер
Франсуа
Якоб
Карл
Карл Фридрих
Рене
Блез
Август Фердинанд
Слайд 23Конкурс № 3.
Опознание личности.
Итоги
Слайд 24 Конкурс капиатнов «Детектор лжи»
Уважаемые капитаны, вам придется пройти
испытание на детекторе лжи. Отвечайте на вопрос только
«Да» или «Нет».
Ответы записываются на листе
Слайд 25 Конкурс капитанов «Детектор лжи»
1. Четырехугольником, у которого все
стороны равны, может быть только квадрат.
2. Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то это ромб.
3. Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник – прямоугольный.
4. В равностороннем треугольнике все углы равны.
Слайд 26 Конкурс «Детектор лжи»
5. Через одну точку на плоскости
проходит только одна прямая.
6. В равнобедренном треугольнике боковые стороны равны.
7. Результат от деления называется частное.
8. Нельзя назвать наибольшее натуральное число.
9. Гипотенуза делит угол пополам.
10. 1357 год - это 13 век.
Слайд 27 Конкурс № 4 «Детектор лжи»
1. Четырехугольником, у которого
все стороны равны, может быть только квадрат. (нет)
2. Если в четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны, то это ромб. (нет)
3. Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник – прямоугольный. (Да)
4. В равностороннем треугольнике все углы равны. (Да)
Слайд 28 Конкурс № 4 «Детектор лжи»
5. Через одну точку
на плоскости проходит только одна прямая. (нет)
6. В равнобедренном треугольнике боковые стороны равны. (Да)
7. Результат от деления называется частное. (Да)
8. Нельзя назвать наибольшее натуральное число. (Да)
9. Гипотенуза делит угол пополам. (нет)
10. 1357 год - это 13 век. (нет)
Слайд 29Конкурс капитанов
«Детектор лжи»
Итоги
Слайд 30Конкурс № 5 «Очная ставка»
1. Математик должен быть поэтом в душе.
2. Математика - царица наук, а арифметика - царица математики.
3. Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
4. Математика - это язык, на котором говорят все точные науки.
5. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
6. Слеп физик без математики.
7. Великая книга природы написана математическими символами.
8. Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках?
9. Полет - это математика.
1. А. Пушкин.
2. Платон
3. К. Вейерштрасс
4. В. Чкалов.
5. М. Ломоносов
6. С. Ковалевская
7. Г. Галилей
8. К. Гаусс
9. Н. Лобачевский
Слайд 31 «Очная ставка»
1. Математик должен быть поэтом в душе.
2. Математика
- царица наук, а арифметика - царица математики.
3. Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
4. Математика - это язык, на котором говорят все точные науки
5. Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
6. Слеп физик без математики.
7. Великая книга природы написана математическими символами.
8. Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках
9. Полет - это математика.
1. С. Ковалевская
2. К. Гаусс
3. К. Вейерштрасс
4. Н. Лобачевский
5. А. Пушкин
6.М. Ломоносов
7. Г. Галилей
8. Платон
9. В. Чкалов
Слайд 33Конкурс № 6
«Следственный эксперимент»
Улики собраны, фоторобот готов, есть список соучастников,
капитаны прошли проверку на детекторе лжи. Осталось провести следственный эксперимент — черный ящик.
(При ответе после первой подсказки — 5 баллов,
после каждой следующей подсказки снимается один балл.)
Слайд 341 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 5 баллов. Историк XX в. Роуз
сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа».
Слайд 351 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 4 балла. Родина — Индия. Возраст
—15 столетий. Имя изобретателя неизвестно. Старинное название — чатуранга.
Слайд 361 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 3 балла. Когда в каждой семье
можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
Слайд 371 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 2 балла. Это дворцовая жизнь в
миниатюре.
Слайд 381 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 1 балл. В этой игре есть
кони и слоны.
Комментарий. …
Слайд 391 предмет в черном ящике.
Комментарий.
Шахматы — символ мудрости и справедливости,
считали еще в древности. До сих пор спорят, что такое шахматы, — искусство, спорт или игра?
Для кого-то это труд, для кого-то это отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении цели, хорошая память, логическое мышление и, несомненно, талант.
Слайд 402 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 5 баллов. Год рождения игры —
1974-й.
Слайд 412 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 4 балла. Если играть без системы,
то для достижения цели потребуется миллион лет.
Слайд 422 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 3 балла. Эта игра — наглядное
пособие по стереометрии, комбинаторике, программированию.
Слайд 432 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 2 балла. Игру называют «Игрой столетия».
Она полезный спутник в дальней дороге. Внешний вид — правильный многогранник.
Слайд 442 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 1 балл. Состоит из 26 разноцветных
кубиков шести цветов и носит имя автора.
Слайд 452 предмет в черном ящике.
Комментарий. Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик
придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Одно время увлечение кубиком Рубика было всеобщим. В 1982 году проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время сборки — 23 секунды.
Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода.
Слайд 463 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 5 баллов. Один из аналогов этого
предмета пролежал в земле 2000 лет.
Слайд 473 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 4 балла. Под пеплом Помпеи археологи
обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено в Нижнем Новгороде.
Слайд 483 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 3 балла. За многие годы конструкция
этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
Слайд 493 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 2 балла. В Древней Греции умение
пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью — признаком большого ума.
Слайд 503 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 1 балл. Этот предмет незаменим в
архитектуре и строительстве для выполнения чертежей окружностей.
Слайд 513 предмет в черном ящике.
Циркуль
Комментарий. Существует легенда о греческом изобретателе
Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и циркуль. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Слайд 524 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 5 баллов. История изобретения этого
предмета насчитывает тысячи лет.
Слайд 534 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 4 балла. Эта вещь на
протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах.
Слайд 544 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 3 балла. Слово, которым эта
вещи называется, не имеет единственного числа.
Слайд 554 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 2 балла. В математике без
этой вещи трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
Слайд 564 предмет в черном ящике.
Вопросы-подсказки.
• 1 балл. Почти у каждого
из вас есть эта замечательная вещь: механическая, электронная, противоударная, водонепроницаемая.
Слайд 574 предмет в черном ящике.
Комментарий. Самые первые часы на земле
— солнечные. Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый наливали воду, вытекая она вытесняла воздух из второго сосуда. Воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.
Слайд 58Конкурс №6
«Следственный эксперимент»
Итоги