Презентация, доклад к проекту по математике 10 способов решения КВУР

Содержание

D = b² - 4acПроблема: насколько разнообразны способы решения квадратных уравненийГипотеза: Существует несколько различных способов решения квадратных уравнений Планируемый продукт: буклетЦель работы: изучение теории по теме и применение на практике различных способов решения квадратных уравнений Из данной

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №30»
Проект
по математике
на тему:
«10 способов решения

квадратных уравнений»
Выполнили ученики 8В класса
Данил Гордеев
Андрей Алферов
Руководитель:
Новикова С.А.
 

2018
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа №30» Проектпо математике 	на тему:	«10 способов решения квадратных уравнений»Выполнили ученики 8В

Слайд 2D = b² - 4ac

Проблема: насколько разнообразны способы решения квадратных уравнений
Гипотеза:

Существует несколько различных способов решения квадратных уравнений
Планируемый продукт: буклет
Цель работы: изучение теории по теме и применение на практике различных способов решения квадратных уравнений 
Из данной цели нами были поставлены  
задачи:  
-узнать историю квадратных уравнений 
-узнать новые способы решения квадратных уравнений  
-выявить наиболее удобные способы решения квадратных уравнений 
-научиться решать квадратные уравнения разными способами  

D = b² - 4acПроблема: насколько разнообразны способы решения квадратных уравненийГипотеза: Существует несколько различных способов решения квадратных

Слайд 3История
Из истории возникновения квадратных уравнений
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных

задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых действий, произведенных над искомыми и данными величинами. Такие задачи сводятся к решению одного или системы нескольких уравнений, к нахождению искомых с помощью алгебраических действий над данными величинами. В алгебре изучаются общие свойства действий над величинами.
Некоторые алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне.



Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

ИсторияИз истории возникновения квадратных уравненийАлгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в

Слайд 4В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится

систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.
При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает неизвестные.
Вот, к примеру, одна из его задач.
Задача 2. «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение — 96».
Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т. е. 10 + х. Другое же меньше, т. е. 10 - х. Разность между ними 2х. Отсюда уравнение:
(10+x)(10—x) =96,
или же
100 —x2 = 96.
x2 - 4 = 0
Отсюда х = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = - 2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.
В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и

Слайд 5Если решить эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых

чисел, то можно прийти к решению уравнения:
y (20-y)=96
y2 - 20y+96=0
Ясно, что, выбирая в качестве неизвестного полуразность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения.

Если решить эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых чисел, то можно прийти к решению

Слайд 6
Квадратные уравнения в Индии
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже

в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:
ax2 + bх = с, а>
В уравнении (1) коэффициенты, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.
В Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары.
Задача 3.
«Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?»

Квадратные уравнения в ИндииЗадачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в

Слайд 7Решение Бхаскары свидетельствует о том, что автор знал о двузначности корней

квадратных уравнений.
Соответствующее задаче 3 уравнение:

Бхаскара пишет под видом:
x2 - 64x = - 768
и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:
x2 - б4х + 322 = -768 + 1024,
(х - 32)2 = 256,
х - 32= ±16,
x1 = 16, x2 = 48.


Решение Бхаскары свидетельствует о том, что автор знал о двузначности корней квадратных уравнений.Соответствующее задаче 3 уравнение:Бхаскара пишет

Слайд 8Квадратные уравнения у Аль-Хорезми
В алгебраическом трактате Аль-Хорезми дается классификация линейных и

квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
1)  «Квадраты равны корням», т. е. ах2 = bх.
2)  «Квадраты равны числу», т. е. ах2 = с.
3)  «Корни равны числу», т. е. ах = с.
4)  «Квадраты и числа равны корням», т. е. ах2 + с = bх.
5)  «Квадраты и корни равны числу», т. е. ах2 + bх =с.
6)  «Корни и числа равны квадратам», т. е. bх + с == ах2.
Для Аль-Хорезми, избегавшего употребления отрицательных чисел, члены каждого из этих уравнений слагаемые, а не вычитаемые. При этом заведомо не берутся во внимание уравнения, у которых нет положительных решений. Автор излагает способы решения указанных уравнений, пользуясь приемами ал-джабр и ал-мукабала. Его решение, конечно, не совпадает полностью с нашим. Уже не говоря о том, что оно чисто риторическое, следует отметить, например, что при решении неполного квадратного уравнения первого вида Аль-Хорезми, как и все математики до XVII в., не учитывает нулевого решения, вероятно, потому, что в конкретных практических задачах оно не имеет значения. При решении полных квадратных уравнений Аль-Хорезми на частных числовых примерах излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.

Квадратные уравнения у Аль-ХорезмиВ алгебраическом трактате Аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов

Слайд 9Приведем пример.
Задача 4. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти

корень» (подразумевается корень уравнения х2 + 21 = 10х).
Решение: раздели пополам число корней, получишь 5, умножь 5 само на себя, от произведения отними 21, останется 4. Извлеки корень из 4, получишь 2. Отними 2 от 5, получишь 3, это и будет искомый корень. Или же прибавь 2 к 5, что даст 7, это тоже есть корень.
Трактат Аль-Хорезми является первой, дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения.[3,75]

Приведем пример.Задача 4. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень» (подразумевается корень уравнения х2 +

Слайд 1010 способов решение квадратных уравнений
1) Разложение левой части уравнения на

множители
2) Метод выделения полного квадрата;
3) Решений квадратных уравнений с помощью дискриминанта;
4) Решение с помощью теоремы Виета;
5) Решение с помощью «переброски»;
6) Решение квадратного уравнения геометрическим способом
7) Решение квадратного уравнения с помощью номограммы
8) Свойство коэффициентов квадратного уравнения
9) Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
10) Графический способ решения квадратных уравнений
10 способов решение квадратных уравнений 1) Разложение левой части уравнения на множители2) Метод выделения полного квадрата;3) Решений

Слайд 11Разложение левой части уравнения на множители
Решим уравнение х2 + 10х -

24 = 0. Разложим левую часть на множители:
х2 + 10х - 24 = х2 + 12х - 2х - 24 = х (х + 12) - 2 (х + 12) = (х + 12) (х - 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 12) (х - 2) = 0
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = - 12. Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х2 + 10х - 24 = 0.


Разложение левой части уравнения на множителиРешим уравнение х2 + 10х - 24 = 0. Разложим левую часть

Слайд 12Метод выделения полного квадрата
Решим уравнение х2 + 6х - 7 =

0. Выделим в левой части полный квадрат.
Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде:
х2 + 6х = х2 + 2* х * 3.
В полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как
х2 + 2* х * 3 + 32 = (х + 3)2.
Преобразуем теперь левую часть уравнения
х2 + 6х - 7 = 0,
прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:
х2 + 6х - 7 = х2 + 2* х * 3 + 32 - 32 - 7 = (х + 3)2 - 9 - 7 = (х + 3)2 - 16.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х + 3)2 - 16 =0, (х + 3)2 = 16.
Следовательно, х + 3 - 4 = 0, х1 = 1, или х + 3 = -4, х2 = -7.

Метод выделения полного квадрата Решим уравнение х2 + 6х - 7 = 0. Выделим в левой части

Слайд 13Решений квадратных уравнений с помощью дискриминанта
ЗАПОМНИ!
D = b2 – 4ас
ах2 + b

x + c = 0 – Полное

Решений квадратных уравнений с помощью дискриминанта ЗАПОМНИ!D = b2 – 4ас ах2 + b x + c = 0

Слайд 14Решение с помощью теоремы Виета
x2 + px + q = 0-Приведенное

квадратное уравнение

p = b
q = c

x2 + px + q = 0
=
ax2 + bx + c = 0

Решение с помощью теоремы Виетаx2 + px + q = 0-Приведенное квадратное уравнение p = bq =

Слайд 15Запомни!!!
x2 + px + q = 0

x1 + x2 = −p


x1 · x2 = q

где «x1» и «x2» — корни этого уравнения.

Пример:

x2 + 4x − 5 = 0

a = 1

p = 4
q = −5

x1 + x2 = −4

x1 · x2 = −5

Ответ: x1 = −5; x2 = 1

Проверим подстановкой
−5 + 1 = −4
−5 · 1 = −5

Запомни!!!x2 + px + q = 0x1 + x2 = −p x1 · x2 = q где

Слайд 16Метод переброски
Решить уравнение 6x2 – 7x – 3  = 0.
Решение.
Выполним «переброску»

и решим новое уравнение с помощью теоремы
Виета:

y2 – 7y – 3 · 6  = 0; x1 = y1 / 6 = 9 / 6 = 1.5
y2 – 7y – 18 = 0. x2 = y2 / 6 = -2 / 6 = -1/3

y1 + y2 = – p Ответ: -1/3; 1,5.
y1 · y2 = q

y1 = 9
y2 = -2
Метод переброскиРешить уравнение 6x2 – 7x – 3  = 0.Решение.Выполним «переброску» и решим новое уравнение с помощью

Слайд 17Геометрический способ решение квадратных уравнений
В древности, когда геометрия была более развита,

чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведем ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал – Хорезми.
Примеры.
Решим уравнение х2 + 10х = 39.
 В оригинале эта задача формулируется следующим образом: «Квадрат и десять корней равны 39» (рис.15).
 Решение. Рассмотрим квадрат со стороной х, на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна 2,5, следовательно, площадь каждого равна 2,5х. Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата ABCD, достраивая в углах четыре равных квадрата, сторона каждого их них 2,5, а площадь 6,25.

Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х2, четырех прямоугольников (4• 2,5х = 10х) и четырех пристроенных квадратов (6,25• 4 = 25), т.е. S = х2 + 10х + 25. Заменяя
х2 + 10х числом 39, получим, что S = 39 + 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата ABCD, т.е. отрезок АВ = 8. Для искомой стороны х первоначального квадрата получим


Геометрический способ решение квадратных уравненийВ древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не

Слайд 18Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
z2 + pz + q =

0
Криволинейная шкала номограммы построена по формулам (рис.11):



Полагая ОС = р, ED = q, ОЕ = а (все в см.), из подобия треугольников САН и CDF получим пропорцию


откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение
z2 + pz + q = 0

Решение квадратных уравнений с помощью номограммыz2 + pz + q = 0Криволинейная шкала номограммы построена по формулам

Слайд 19Свойства коэффициента квадратного уравнения
Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх +

с = 0, где а ? 0.
1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1,
х2 = с/а.
Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ? 0, получим приведенное квадратное уравнение
x2 + b/a * x + c/a = 0.
Согласно теореме Виета
x1 + x2 = - b/a,
x1x2 = 1* c/a.
По условию а - b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,
x1 + x2 = - а + b/a= -1 - c/a,
x1x2 = - 1* (- c/a),
т.е. х1 = -1 и х2 = c/a, что м требовалось доказать.

* Примеры.
1) Решим уравнение 345х2 - 137х - 208 = 0.
Решение. Так как а + b + с = 0 (345 - 137 - 208 = 0), то
х1 = 1, х2 = c/a = -208/345.
Ответ: 1; -208/345.
2) Решим уравнение 132х2 - 247х + 115 = 0.
Решение. Так как а + b + с = 0 (132 - 247 + 115 = 0), то
х1 = 1, х2 = c/a = 115/132.
Ответ: 1; 115/132.

Свойства коэффициента квадратного уравненияПусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ?

Слайд 20Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки



Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки

Слайд 2110.Графическое решение квадратных уравнений
Первый способ.
Построим график функции x2−2x−3=0.
1. Имеем: a=1,b=−2,x0=−b2a=1,y0=f(1)=12−2−3=−4. Значит,

вершиной параболы служит точка (1;−4), а осью параболы — прямая x=1.

2. Возьмём на оси x две точки, симметричные относительно оси параболы, например точки x=−1 и x=3. Имеем f(−1)=f(3)=0. Построим на координатной плоскости точки (−1;0)и(3;0).

3. Через точки (−1;0),(1;−4),(3;0) проводим параболу.

Корнями уравнения x2−2x−3=0 являются абсциссы точек пересечения параболы с осью х; значит, корни уравнения таковы: x1=−1;x2=3.

10.Графическое решение квадратных уравнений Первый способ.Построим график функции x2−2x−3=0.1. Имеем: a=1,b=−2,x0=−b2a=1,y0=f(1)=12−2−3=−4. Значит, вершиной параболы служит точка (1;−4),

Слайд 22Третий способ.
 
Преобразуем уравнение к виду x2−3=2x. Построим в одной системе координат

графики функций: y=x2−3;y=2x.
 

 
Они пересекаются в двух точках C(−1;−2) и D(3;6). Корнями уравнения являются абсциссы точек C и D, поэтому x1=−1;x2=3.

Второй способ.
Преобразуем уравнение к виду x2=2x+3. Построим в одной системе координат графики функций: y=x2;y=2x+3.
 Они пересекаются в двух точках C(−1;1) и D(3;9). Корнями уравнения служат абсциссы точек C и D, значит, x1=−1;x2=3.
  

Третий способ. Преобразуем уравнение к виду x2−3=2x. Построим в одной системе координат графики функций: y=x2−3;y=2x.  Они пересекаются в двух

Слайд 23Четвёртый способ.
Преобразуем уравнение к виду x2−2x+1−4=0 и далее x2−2x+1=4→(x−1)2=4. Построим в одной

системе координат параболу y=(x−1)2 и прямую y=4.
 

 
Они пересекаются в двух точках C(−1;4) и D(3;4). Корнями уравнения служат абсциссы точек C и D, поэтому x1=−1;x2=3.

Пятый способ.
Разделив почленно обе части уравнения на x, получим x−2−3x=0x−2=3x
Построим в одной системе координат гиперболу y=3x и прямую y=x−2.
 

 
Они пересекаются в двух точках A(−1;−3) и B(3;1). Корнями уравнения являются абсциссы точек A и B, следовательно,  x1=−1;x2=3.
 
Итак, квадратное уравнение x2−2x−3=0 мы решили графически пятью способами.

Четвёртый способ.Преобразуем уравнение к виду x2−2x+1−4=0 и далее x2−2x+1=4→(x−1)2=4. Построим в одной системе координат параболу y=(x−1)2 и прямую

Слайд 24Вывод
  При работе над темой мы ставили задачу выяснить какие методы

являются стандартными, а какие нестандартными.
Итак, стандартные методы (используются чаще при решении квадратных уравнений):
Решение квадратных уравнений по формулам
Теорема Виета
Графическое решение уравнений
Разложение левой части на множители
Выделение полного квадрата
Нестандартные методы:
Решение способом переброски коэффициентов
Свойства коэффициентов квадратного уравнения
Решение квадратных уравнений, с помощью циркуля и линейки.
Решение с помощью номограммы
Геометрический способ
 При решении квадратных уравнений мы сделали следующие выводы: Для того, чтобы хорошо решать любое квадратные уравнения необходимо знать: 

Вывод  При работе над темой мы ставили задачу выяснить какие методы являются стандартными, а какие нестандартными.Итак, стандартные

Слайд 25формулу нахождения дискриминанта;
формулу нахождения корней квадратного уравнения;
алгоритмы решения уравнений данного вида.
уметь:

решать неполные квадратные уравнения;
решать полные квадратные уравнения;
решать приведенные квадратные уравнения;
находить ошибки в решенных уравнениях и исправлять их;
делать проверку.
Думаем, что наша работа будет интересна учащимся 8 классов, а также тем, которые хотят
научиться решать рационально квадратные уравнения и хорошо подготовиться к
выпускным экзаменам. Наша работа, также будет интересна и учителям математики, так как в своей работе мы не только рассмотрели методы решения квадратных уравнений, но и историю их развития.
формулу нахождения дискриминанта;формулу нахождения корней квадратного уравнения;алгоритмы решения уравнений данного вида.уметь: решать неполные квадратные уравнения;решать полные квадратные

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть