Презентация, доклад к открытому уроку

Содержание

Вопросы Что такое комбинаторика?От какого слова произошло слово «комбинаторика»?Какие приемы решения комбинаторных задач вы знаете?

Слайд 1Примеры комбинаторных задач
Тема урока:
9 класс
3 урок
§11 п.30

Примеры комбинаторных задачТема урока:9 класс3 урок§11 п.30

Слайд 2Вопросы
Что такое комбинаторика?
От какого слова произошло слово «комбинаторика»?
Какие приемы решения

комбинаторных задач вы знаете?

Вопросы Что такое комбинаторика?От какого слова произошло слово «комбинаторика»?Какие приемы решения комбинаторных задач вы знаете?

Слайд 3- раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных

комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

о

- раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям,

Слайд 4Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход немецким философом, математиком Лейбницем,

который в 1666 году опубликовал свой труд «Рассуждения о комбинаторном искусстве».

Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».

Термин «комбинаторика» был введён в математический обиход немецким философом, математиком Лейбницем, который в 1666 году опубликовал свой

Слайд 5Некоторые приемы решения комбинаторных задач

решение методом перебора;
решение с помощью

дерева возможных вариантов;
решение с помощью комбинаторного правила умножения;
решение с помощью таблиц;
решение с помощью графов.
Некоторые  приемы решения комбинаторных задач решение методом перебора; решение с помощью дерева возможных вариантов; решение с

Слайд 6Люди, которые умело владеют техникой решения комбинаторных задач, а следовательно, обладают

хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные варианты решений, очень часто находят выходы, казалось бы, из самых трудных безвыходных ситуаций.
Сейчас мы увидим, какими являетесь вы?
Люди, которые умело владеют техникой решения комбинаторных задач, а следовательно, обладают хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные

Слайд 7№715 (д\з)
У Ирины 5 подруг: Вера, Зоя, Марина, Полина и Светлана.

Она решила двух из них пригласить в кино. Укажите все возможные варианты выбора подруг. Сколько таких вариантов?

Замечание. При решении для краткости будем писать первые буквы имен.

№715 (д\з)У Ирины 5 подруг: Вера, Зоя, Марина, Полина и Светлана. Она решила двух из них пригласить

Слайд 8Составим сначала все пары, в которые входит Вера.
ВЗ, ВМ, ВП,

ВС

Выпишем теперь пары, в которые входит Зоя, но не входит Вера.

Далее составим пары, в которые входит Марина, но не входят Вера и Зоя.

Еще одна пара

ЗМ, ЗП, ЗС

МП, МС

ПС

Всего существует 4+3+2+1=10

Решение

Ответ:10 вариантов

Вера

Зоя

Марина

Полина

Света

Получим 4 пары.

Таких пар три.

Их две.

Далее составим пары, в которые входит Полина.

Составим сначала все пары, в которые входит Вера. ВЗ, ВМ, ВП, ВСВыпишем теперь пары, в которые входит

Слайд 9Задача №714.
Борщ

Рассольник
Гуляш
Котлета
Сосиски

Задача №714.БорщРассольник Гуляш Котлета Сосиски

Слайд 10Обед
Котлеты
Рассольник
Борщ
Гуляш

Гуляш

Сосиски
Пельмени
Сосиски
Котлеты
Пельмени

ОбедКотлетыРассольник Борщ Гуляш Гуляш Сосиски ПельмениСосискиКотлетыПельмени

Слайд 11Рассмотрим задачу. На цветочной клумбе сидели шмель, жук, бабочка и муха.

Два насекомых улетели. Какие пары насекомых могли улететь? Укажите все возможные варианты. Сколько таких вариантов?

Способ рассуждений, которым мы воспользовались при решении задачи, называют перебором возможных вариантов.

ш

ж

б

м

Рассмотрим задачу. На цветочной клумбе сидели шмель, жук, бабочка и муха. Два насекомых улетели. Какие пары насекомых

Слайд 12Решение
Всего 3+2+1=6
Ответ:6 вариантов
ш
ш
ш
ж
ж
б
б
б
ж
м
м
м

РешениеВсего 3+2+1=6Ответ:6 вариантовшшшжжбббжммм

Слайд 13 Таким образом, из

трёх данных цифр можно составить всего 9 различных двузначных чисел.
Ответ: 9 чисел.

Приемы решения комбинаторных задач метод перебора

33;35;37; (начали с 3)

Решение: Для того, чтобы не пропустить и не повторить ни одного из чисел, будем выписывать их в порядке возрастания:

Сколько двузначных чисел можно составить, используя цифры 3; 5; 7?

53;55;57; (начали с 5)

73;75;77; (начали с 7)

Таким образом, из трёх данных цифр можно составить всего

Слайд 14дерево возможных вариантов
Решим задачу о составлении трехзначных чисел из

цифр 1;4;7, так чтобы цифры не повторялись. Для её решения построим схему - дерево возможных вариантов.

число

1

4

7

4

4

7

7

1

1

7

7

1

1

4

4

Ответ: числа 147;174;417;471;714;741

6 чисел (вариантов)

дерево возможных вариантов  Решим задачу о составлении трехзначных чисел из цифр 1;4;7, так чтобы цифры не

Слайд 15
Заметим, что ответ на вопрос, можно получить, не выписывая

сами числа. Будем рассуждать так.


Первую цифру можно выбрать тремя способами. Так как после выбора первой цифры останутся две, то вторую цифру можно выбрать двумя способами. Остается приписать одну цифру. Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению
Заметим, что ответ на вопрос, можно получить, не выписывая сами числа. Будем рассуждать так.

Слайд 16«Если объект А можно выбрать m способами, а другой объект В

можно выбрать k способами, то объект «А и В» можно выбрать m ∙ k способами».

Мы нашли ответ на вопрос, используя так называемое комбинаторное правило умножения

«Если объект А можно выбрать m способами, а другой объект В можно выбрать k способами, то объект

Слайд 17У Куклы Светы 3 юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по

цвету. Сколько различных комбинаций одежды имеется у Светы?

Решение. 3·5 = 15

комбинаторное правило умножения

У Куклы Светы 3 юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций одежды имеется

Слайд 18 Решите задачу, используя дерево возможных вариантов
В класс пришли четыре новых

ученика Миша, Катя, Вася, Лиза. С помощью дерева возможных вариантов покажи, все возможные варианты расположения четырех учеников за одной партой. Сколько вариантов выбора будет?

Л

В

К

М

Решите задачу, используя  дерево возможных вариантовВ класс пришли четыре новых ученика Миша, Катя, Вася, Лиза.

Слайд 196
12 вариантов; но Ответ: 6 вариантов
Решение
М
В
К
Л

612 вариантов; но Ответ:  6 вариантов РешениеМВКЛ

Слайд 20У Миши 4 ручки разного цвета и 3 блокнота разного размера.

Сколько различных наборов из ручки и блокнота сможет составить Миша? Реши задачу, составив таблицу.

Приемы решения комбинаторных задач задачи, решаемые с помощью таблиц

м

с

б

с

з

ч

к

У Миши 4 ручки разного цвета и 3 блокнота разного размера. Сколько различных наборов из ручки и

Слайд 2112 различных наборов
м
с
б
з
ч
к
с

12 различных наборовмсбзчкс

Слайд 22о
ГРАФ – совокупность объектов со связями между ними. Объекты представляются как

вершины, или узлы графа, а связи – как дуги, или ребра.

вершины

ребра

оГРАФ – совокупность объектов со связями между ними. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи

Слайд 23Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал

руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Ответ:10 рукопожатий

Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?Ответ:10

Слайд 24Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки,

можно составить из чая, кофе, булочки, печенья и вафель?

Решите задачу, используя граф

ч

к

б

п

в

Сколько различных завтраков, состоящих из 1 напитка и 1 вида выпечки, можно составить из чая, кофе, булочки,

Слайд 256 завтраков
напитки
выпечка
ч
к
б
п
в
Приемы решения комбинаторных задач графы

6 завтраковнапиткивыпечкачкбпв Приемы решения комбинаторных задач графы

Слайд 26ч
к
б
б
п
п
в
в
Эту же задачу можно решить, используя дерево возможных вариантов

чкббппвв Эту же задачу можно решить, используя дерево возможных вариантов

Слайд 27ч
ч
ч
ч
к
к
к
к
п
п
п
б
б
б
в
в
в
Решение задачи с помощью таблицы

ччччккккпппбббввв Решение задачи с помощью таблицы

Слайд 28Шесть семей уехали отдыхать в разные города. Приехав к месту отдыха,

они поговорили друг с другом по телефону. Сколько звонков было сделано?

Решите задачу, используя граф

»

Шесть семей уехали отдыхать в разные города. Приехав к месту отдыха, они поговорили друг с другом по

Слайд 29Закончи построение графа, соответствующего данной задаче.

Закончи построение графа, соответствующего данной задаче.

Слайд 30 Приемы решения комбинаторных задач графы
Ответ:15 звонков

Приемы решения комбинаторных задач графыОтвет:15 звонков

Слайд 31




















Ответ:15 звонков
Приемы решения комбинаторных задач задачи, решаемые с помощью таблиц

–––––––––––––––––––––Ответ:15 звонков Приемы решения комбинаторных задач  задачи, решаемые с помощью таблиц

Слайд 32Домашнее задание:
п. 30
№ 724(умножение), 720 (дерево), 726 (граф), 727 (таблица), 728

(перебор вариантов).
Домашнее задание:п. 30№ 724(умножение), 720 (дерево), 726 (граф), 727 (таблица), 728 (перебор вариантов).

Слайд 33В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы

можно составить из двух разных шаров? Сколько наборов у тебя получилось?

Задачи, решаемые
методом организованного перебора

Приемы решения комбинаторных задач дополнительные задачи
Задача 1

В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы можно составить из двух разных шаров?

Слайд 34Задача 1







5 наборов

Задача 15 наборов

Слайд 35Приемы решения комбинаторных задач Задача 2
В парке 4 пруда. Было решено

засыпать песком дорожки между ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к другому кратчайшим путем, т.е. не нужно было идти в обход.






Задание: покажи, какие дорожки надо сделать.

Графы

Приемы решения комбинаторных задач  Задача 2В парке 4 пруда. Было решено засыпать песком дорожки между ними

Слайд 36Решение

Решение

Слайд 37В танцевальном кружке занимаются пять девочек: Женя, Маша, Катя, Юля и

Даша и пять мальчиков: Олег, Вова, Стас, Андрей и Иван. Сколько различных танцевальных пар можно составить? Заполни таблицу.

Приемы решения комбинаторных задач

Задачи, решаемые
с помощью таблиц

В танцевальном кружке занимаются пять девочек: Женя, Маша, Катя, Юля и Даша и  пять мальчиков: Олег,

Слайд 38Ответ: 25 пар
Женя
Маша
Катя
Юля
Даша
Олег
Вова
Стас
Андрей
Иван
Олег
Олег
Олег
Олег
Олег
Вова
Вова
Вова
Вова
Вова
Стас
Стас
Стас
Стас
Стас
Андрей
Андрей
Андрей
Андрей
Андрей
Иван
Иван
Иван
Иван
Иван
Женя
Женя
Женя
Женя
Женя
Маша
Маша
Маша
Маша
Маша
Катя
Катя
Катя
Катя
Катя
Юля
Юля
Юля
Юля
Юля
Даша
Даша
Даша
Даша
Даша

Ответ: 25 парЖеняМашаКатяЮляДашаОлегВоваСтасАндрейИванОлегОлегОлегОлегОлегВоваВоваВоваВоваВоваСтасСтасСтасСтасСтасАндрейАндрейАндрейАндрейАндрейИванИванИванИванИванЖеняЖеняЖеняЖеняЖеняМашаМашаМашаМашаМашаКатяКатяКатяКатяКатяЮляЮляЮляЮляЮляДашаДашаДашаДашаДаша

Слайд 39 Задачи, решаемые с помощью таблиц
На завтрак Миша может выбрать: плюшку,

бутерброд, пряник, или кекс, а запить он может: кофе, соком, кефиром. Сколько возможных вариантов завтрака?

Ответ:12 (4·3=12)

Задачи, решаемые с помощью таблицНа завтрак Миша может выбрать: плюшку, бутерброд, пряник, или кекс, а запить

Слайд 40Существует много видов комбинаторных задач, это лишь некоторые из них.
Спасибо за

внимание!
Существует много видов комбинаторных задач, это лишь некоторые из них.Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть