Слайд 1 Ельнинская подкова
В. И. Даль: «подкова —
железная скоба, выкованная по конскому копыту, обычно с шипами назади, по концам, и с одним напереди, с продольной снизу бороздкой и восемью дырами в ней, для гвоздей».
МБОУ Павловская средняя школа
Ельнинского района Смоленской области
Слайд 3 Первая металлическая подкова-
гиппосандалия
Римляне употребляли для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на копыте веревкой или ремнем. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями .
И только в III-ем веке нашей эры на территории нынешней Германии появились металлические приспособления, напоминающие современную подкову.
Слайд 4 Подковы нашего краеведческого уголка
Слайд 5Нет подковы – нет кавалерии
/старинная английская
поговорка/
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя
– Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
Сражение у д. Ляхово Ельнинского уезда
1812 год
Слайд 6На нашей территории вели боевые действия кавалерийские соединения разных армий и
даже разных народов, поэтому и подковы чаще всего имеют армейское происхождение. Особенно много их осталось после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Это подкова имеет российско - советское происхождение. Подкова со сменными, вкручивающимися шипами, изготовленная заводским способом на механических станках. Согласно стандарту, подковы для верховых лошадей делались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист), номер подковы (всего существовало 10 номеров) и пометка, на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).
С 1941 г. заводское производство подков прекратилось.
Слайд 7 Германские подковы
Толстая дорожная подкова с
десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
В германских войсках было установлено 11 номеров подков для верховых лошадей, а для артиллерийских - 8 номеров. Подковы имели от 14 до 22 гвоздевых отверстий. Острые винтовые шипы для войск имели долотообразную форму, а в частной ковке применялись шипы самой разнообразной формы. В боевых условиях подковы менялись каждые 4-6 недель. Обычно ресурс германской конской подковы составлял 600 км. Но иногда, в условиях особо сложного рельефа местности, подковы приходилось менять уже после совершения маршей, протяженностью 300 км.
Слайд 8
Шведская подкова.
В России подковы такого
типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами.
Скорее всего, к концу века на них начинает появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей и третий передний шип. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерно почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части - 4-6 см, толщина - 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.
Слайд 9Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями .
Желобок,
соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Слайд 10 Во французской армии были приняты подковы недорожные и довольно широкие. Подковы
такого типа появились в нашей местности после Отечественной войны 1812 года. Особенно много их в районе старого Ельнинского тракта у д. Ляхово, где партизанами под руководством Давыдова, Фигнера, Сеславина и Орлова-Денисова была разгромлена и взята в плен бригада наполеоновского генерала Ожеро. Передние подковы были без шипов, задние - иногда с простыми, загнутыми четырёхугольным шипами. Гвоздевые отверстия широкие, а гвозди с большими заостренными головками, наполовину торчащими наружу и заменяющими шипы.
Зимой применялись также шипы винтовые, конусообразные, по четыре в каждой подкове - два из них в зацепной части.
Слайд 11Говорят, хорошо «работают» также подковки-броши, булавки для галстука, серьги, просто сувениры,
сделанные из золота, серебра, меди, железа, а не только найденные лошадиные подковы.
Слайд 12 Форма подковы заложена и в одном из чудес
света — Стоунхендже.
Слайд 13 Подковы и математика
Вырежьте из бумаги подкову, изображенную на нашем
рисунке. Не могли бы вы, взмахнув два раза прямыми ножницами, разрезать ее на 7 частей, в каждой из которых содержалась бы дырка для гвоздя? После первого разреза можно даже передвигать куски и складывать их один на другой. Однако сгибать или складывать бумагу каким-либо другим способом не разрешается.
Слайд 14Задача №2
Как двумя ударами топора разрубить подкову на шесть частей, не
перемещая частей после удара?
Слайд 15Задача №3
Двумя ударами топора разрубить подкову с отверстиями для гвоздей на
максимальное количество частей. Перекладывать части после первого удара нельзя.
Слайд 16Задача №4
48 кузнецов должны подковать 60 лошадей.
Какое наименьшее время они
затратят на работу, если каждый кузнец тратит на 1 подкову 5 минут?
Слайд 17Задача №5
Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец
сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. "Хорошо,-ответил продавец,-если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за его гвозди в подковах. А гвоздей во всякой подкове по 8 штук. И будешь ты мне за них платить таким образом: за первый гвоздь полушку, за второй гвоздь заплатишь две полушки, за третий гвоздь-четыре полушки, и так далее за все гвозди: за каждый в два раза больше, чем за предыдущий". Купец же, думая, что заплатит намного меньше 1000 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то насколько?