Презентация, доклад к докладу по теме: Развитие критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

Содержание

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Слайд 1Развитие критического мышления на уроках математики
Выполнила: учитель математики и информатики
МБОУ Новотроицкой

СОШ
Шишигина Ю.В.
Развитие критического мышления на уроках математикиВыполнила: учитель математики и информатикиМБОУ Новотроицкой СОШШишигина Ю.В.

Слайд 2«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для

восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».


Я.А. Коменский

«Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать

Слайд 3
«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не

будет способен создавать что-нибудь выдающееся»
И.В.Мичурин
«Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет способен создавать что-нибудь выдающееся»

Слайд 4Системно-деятельностный подход
Как учить?


Обновление педагогических технологий

Системно-деятельностный подходКак учить?Обновление педагогических технологий

Слайд 5Какую технологию выбрать ведущей?

Какую технологию выбрать ведущей?

Слайд 6ТРКМ - технология развития критического мышления

ТРКМ - технология развития критического мышления

Слайд 7Основная идея ТРКМ
Создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с

учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основная идея ТРКМСоздать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над

Слайд 8Определение критического мышления:


Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным,

а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Определение критического мышления:Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического

Слайд 9Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:

вызов
осмысление
рефлексия

Основа ТРКМ –трехфазная структура урока:вызовосмыслениерефлексия

Слайд 10Функции трех фаз технологии
развития критического мышления  

Функции трех фаз технологии развития критического мышления  

Слайд 11Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 12Роль учителя в ТРКМ:
направляю усилия учеников в определенное русло;
сталкиваю различные суждения;
создаю

условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
даю учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливаю новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Роль учителя в ТРКМ:направляю усилия учеников в определенное русло;сталкиваю различные суждения;создаю условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;даю

Слайд 13Ученик в ТРКМ учится:
формировать собственное мнение;
совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
решать

проблемы;
аргументировано спорить;
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Ученик в ТРКМ учится:формировать собственное мнение;совершать обдуманный выбор между различными мнениями;решать проблемы;аргументировано спорить;ценить совместную работу, в которой

Слайд 15Основные приемы ТРКМ
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов


Основные приемы ТРКМ Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 16Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Ромашка БлумаПростой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?

Слайд 17Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы

на работу памяти
Уточняющие вопросы (на понимание) – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – «объясните почему…»
Оценочные вопросы (сравнение) – «сравните это…»
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет, если…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?»



Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы (на понимание)

Слайд 18Какие виды призм бывают?
Какие фигуры могут лежать в основании?
Сколько рёбер имеет

треугольная призма?

Куб можно назвать призмой? Почему?

Сколько граней у четырёхугольной призмы?

Где встречается слово
«призма»?

призма

Математика

Какие виды призм бывают?Какие фигуры могут лежать в основании?Сколько рёбер имеет треугольная призма? Куб можно назвать призмой?

Слайд 19Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Таблица  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

Слайд 20Кластеры:


Кластеры:

Слайд 21Прием «Представление информации в кластерах».

Прием   «Представление информации в кластерах».

Слайд 22








Многогранник


Пирамида

Правильная Усеченная Неправильная


Ребра Грани

Вершины Основание

Кластер



Многогранник

Слайд 23

Инсерт- маркировка текста значками по мере его чтения.
«v» - уже знал
«+»

- новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы

Инсерт- маркировка текста значками по мере его чтения.«v» - уже знал«+» - новое  «-» - думал

Слайд 24призма
Многогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n-угольники, лежащие в

параллельных плоскостях(v), а остальные n граней – параллелограммы (боковые грани) (+). Стороны боковых граней, не лежащие на основаниях, называются боковыми ребрами. (-) Призму можно рассматривать как результат параллельного переноса основания вдоль некоторого отрезка (ребра). (?)
призмаМногогранник, две пары которого (основания) (+) – равные n-угольники, лежащие в параллельных плоскостях(v), а остальные n граней

Слайд 25Концептуальная таблица

Концептуальная таблица

Слайд 26Концептуальная таблица

Концептуальная таблица

Слайд 27 Концептуальная таблица «Многогранники»

Концептуальная таблица «Многогранники»

Слайд 28Концептуальная таблица

Концептуальная таблица

Слайд 29"Верные и неверные утверждения"


Слайд 30"Верные и неверные утверждения"


Слайд 31Прием «Составление «Синквейна»»
Для его написания существуют правила:

Прием «Составление «Синквейна»»Для его написания существуют правила:

Слайд 32Масштаб
Арифметический, географический
Делить,

находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение

:

МасштабАрифметический,    географическийДелить,

Слайд 33Прием «Лови ошибку»
Прием “Лови ошибку”
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает

текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.


Прием «Лови ошибку»Прием “Лови ошибку”Время выполнения: 5-6 минутОписание приема.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает

Слайд 34 Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Технологию

развития критического мышления необходимо применять на уроках математики, так как она:
развивает мыслительную деятельность учащихся;
формирует умение аргументировано высказываться,
задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения .
Методы и приёмы технологии способствуют:
лучшему запоминанию изученного материала;
активизируют деятельность учащихся на уроке;
формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Различные формы рефлексии развивают:
способность формулировать мысли;
помогают лучше понять причины явлений.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики Технологию развития критического мышления необходимо применять на

Слайд 36Список использованной литературы




Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.

Пособие для учителя. – М., 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык. 2002. № 29. С. 3
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
4. Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138— 144.
Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000. 
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

Список использованной литературыЗаир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.Клустер

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть