Слайд 1
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю
– я усваиваю.
Китайская мудрость
Слайд 2Математический диктант
Решите уравнения:
3х-6=9;
Как найти степень
-10х=3; целого уравнения?
(х+2)(5-х)=0;
3х2 – 27=0;
х2 + 25=0;
х2 +3х=0;
х2 -3х+2=0
Слайд 3Посмотрите на уравнения и скажите, что объединяет эти уравнения?
1) 3x
– 6 = 0, 2) x2 – 6х +5 = 0, 3) x4 – 6x2 +8= 0, 4) x3 – 25x = 0, 5) у3 - 3у2 – 3у + 1=0, 6) x3 – 2х = 2,
7) 2у3 + 2у2 – (у+1)2 = 0.
Слайд 4Повторение некоторых вопросов и постановка целей урока
1. Какое уравнение называется целым.
2. Сколько корней может иметь уравнение 1,2,n-степени?
3.Какие приемы уже известны для решения уравнений более высокой степени? Все ли типы уравнений можно решить с помощью этих приемов ?
Слайд 5
Посмотрите на уравнения, которые записаны ниже. Знаете ли вы способы
решения этих уравнений ?
1. 313х² +326х+13=0.
2. 718х² + 717х – 1=0.
3. х³ + х – 2 = 0.
4. х³- 4х²+ 3х +2 = 0 ?
Не могли бы вы сформулировать цель урока? Как могли бы определить тему урока?
Слайд 6Тема урока, цели урока
Тема «Некоторые приёмы решения целых уравнений»
Цель: формировать
представление о приёмах решения целых уравнений. Ознакомить учащихся с теоремой Безу и теоремой о целых корнях целого уравнения
Слайд 7Приёмы решения квадратных уравнений
Решая квадратные уравнения, много тратится времени, работая по
алгоритму. Но, используя свойства коэффициентов, можно упростить решение:
ах 2 +вх+с=0, а+в+с=0, то один из корней равен 1, а другой равен с/а;
ах 2 +вх+с=0, а+с=в, то один из корней равен -1, а другой равен -с/а.
Решите уравнение 1,2 устно, используя этот прием.
Слайд 8Теорема о целых корнях
Если уравнение, в котором левая часть многочлен,
а правая часть 0 и все коэффициенты – целые числа, причём свободный член отличен от 0, имеет целый корень, то этот корень является делителем свободного члена.
Составляем план решения.
Слайд 9План решения
1. Найти целые делители свободного члена.
2. Среди них найти корень
уравнения путём проверки.
3. По теореме Виета найти второй корень.
Слайд 10Индусская задача
Стая обезьян на две партии разбившись, забавлялись обезьяны. Часть
восьмая их в квадрате в роще весело резвилась. Криком радостным двенадцать воздух свежий оглашали. Вместе сколько, ты мне скажешь. Обезьян там было в роще?
Составьте уравнение к этой задаче и решите его.
Слайд 11Теорема Безу
Если число n является корнем многочлена, то этот многочлен делится
без остатка на выражение (х – n).
Пример. Отношение многочленов можно записать в виде дроби , у которой степень числителя равна степени знаменателя, то есть, дробь неправильная и «целую часть» можно выделить выполнив деление уголком.
Следовательно, целая часть равна двум, остаток от деления многочленов есть двучлен .
Составить план решения. Решаем задание № 4.
Слайд 12САМОСТОЯТЕЛЬНО
Разобрать пример с применением теоремы Безу и разработать свой план решения
Пример: х³- 8х² + 19х -12 = 0.
Свободный член – 12 имеет делители 1;-1;2;-2;3;-3; 4;-4; 6;-6;12;-12.При x=1 значение многочлена равно 0. Это означает, что 1 является корнем уравнения, а х3-8х2+19х-12 делится на x-1. Выполнив деление, получим уравнение х2-7х+12=0 , решая которое, получим что x=3 или x=4.
Ответ: 1; 3; 4.
Слайд 13План решения
1. Найти целые делители свободного члена.
2. Среди них найти корень
уравнения путём проверки.
3. Разложить на множители многочлен из левой части уравнения (разделить этот многочлен на выражение (х-n), где n – найденный путём подбора корень уравнения).
4. Найти остальные корни.
Слайд 14Итог урока
Оцените работу на уроке в технологических картах. Поставьте себе
отметку в соответствие с критериями: те, кто решил вперёд класса 2-3 задания – ставят себе отметку «5»; те, кто решил 1 задание – отметку «4».
Что нового узнали вы на уроке ?
Обобщить несколькими словами
Слайд 15Домашнее задание.
Выучить формулировки теорем 1 и 2, привести 2 примера на
данные теоремы, записать их решение в тетрадь. Подумать над возможной темой следующего урока и над его целями.
Решить: № 29.35 (а,б), 28.38 (а,в). Дополнительно на отметку «5» – 29.39.