Слайд 1Актуальные теории развития личности учащихся в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода
Преподаватель кафедры
педагогики
и психологии
ГБУ ДПО ЧИППКРО,
Яковлева Екатерина Викторовна
Слайд 2 ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП:
1. Личностные (мотивация, ценности,
межличностных отношения и т.д.);
2. Метапредметные (межпредметные понятия и УУД);
3. Предметные (специфические умения для конкретной предметной области).
Слайд 3Изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л.
С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ ВПФ личности.
Выготский Л.С.: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.
Культурно-исторический подход
Слайд 4Личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как
особой формы психической активности человека
Внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности.
Через деятельность отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством
Деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта)
Деятельностный подход
Слайд 5Психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во
внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода
Представление о содержании образования определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей (система взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук), но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.
Системно-деятельностный подход
Слайд 6Человек – биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия
труда и пользоваться ими, и т.д.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в процессе социокультурной деятельности и общения
Индивид – самостоятельно существующий организм.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, организма, человека
Слайд 7Личность –
Участник исторического эволюционного процесса
Носитель социальных ролей
Человек, обладающий возможность выбора
жизненного пути
Преобразователь природы, общества и самого себя
Особое качество человека
Человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества
Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности
Определенная включенность человека в общественные отношения
Слайд 8Субъект
Индивид
Личность
Индивидуальность
Слайд 9Индивидуальность – это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным
сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Быть личностью – (по Л.Д.Столяренко)
иметь активную позицию
осуществлять выбор
иметь свободу
Слайд 10Функции теории личности:
Обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснять те или иные
классы наблюдаемых взаимосвязей и событий;
Предсказание событий и связей, до сих пор неизучавшихся
Слайд 11Теории личности зарубежных авторов
Психоаналитическая теория
Зигмунда Фрейда (1856–1939)
Поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты
Слайд 13Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние
возбуждения, которое ищет разрядки.
В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
Наиболее значимыми для формирования личности Фрейд называл сексуальные инстинкты, основную энергию которых он определял как либидо (половое влечение к лицу противоположного пола). Позже он стал использовать данный термин для обозначения в целом жизненной энергии инстинктов.
Слайд 15За каждым поступком ребенка стоит определенный мотив, осознаваемый или нет, он
влияет на поведение обучающегося.
Теория З. Фрейда раскрывает наличие защитных механизмов психики личности
Слайд 16Теории личности зарубежных авторов
Аналитическая психология Карла Юнга (1875 – 1961)
Юнг уделял
внимание роли судьбы или цели человека в отличие от З. Фрейда, сконцентрированном на бесконечном повторении инстинктуальных тем до самой смерти.
Слайд 18Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия
и интроверсия.
Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы.
Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.
Слайд 22Тест на определение экстравертов и интровертов
Слайд 25Теории личности зарубежных авторов
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870–1937)
Описывает человека как единого, самосогласующегося
и целостного; признание человека изначально существом социальным
Слайд 26Сначала был приверженцем теории Фрейда, но затем избрал путь создания собственной
оригинальной теории.
Критиковал Фрейда за придание чрезмерно большого значения сексуальности и агрессии.
Адлер выделял социальные детерминанты личности:
Творить свою судьбу;
Преодолевать примитивные побуждения в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
Совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
Слайд 27Постулаты А. Адлера:
1. Признание изначально социальной природы человека;
2. Стремление человека
к совершенству;
3. Понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.
Индивидуальная психология – теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям
Слайд 28Комплекс неполноценности – сильная неуверенность в себе, низкая самооценка, стабильное ощущение полной собственной никчемности, беспомощности,
превосходства всех над собой.
Слайд 29Комплекс неполноценности
неуверенность в себе,
низкая самооценка,
ощущение собственной никчемности,
беспомощность,
превосходство всех над собой,
недостаточность контактов,
боязнь людей,
боязнь
сделать ошибку,
постоянное напряжение,
иногда дефекты речи.
Слайд 30Причины комплекса неполноценности
- неблагополучное детство,
- критика и негативные внушения от
окружающих,
- неуспешность в делах и невезучесть по жизни,
- отсутствие привычки к уверенному поведению,
- негативные самовнушения.
Слайд 31Как избавиться от комплекса неполноценности?
перестаньте делать то, что Вы обычно делаете
проанализируйте
свои чувства, чтобы понять ваши проблемы
можно посоветоваться с хорошим психологом
не отказывайтесь от предлагаемой должности, боясь, что вы не справитесь
делайте упор именно на ваши позитивные качества
прислушивайтесь, за что вас хвалят другие
не бойтесь удивлять
любите себя и цените !!!
Слайд 32Порядковая позиция детей в семье
Альфред Адлер
Слайд 33 Порядок рождения
А. Адлер считает:
«Важную роль в
формировании стиля жизни
играет порядок рождения ребенка в семье».
Самый старший
Скорее консервативен, стремится к власти и лидерству.
Хранитель семейных установок. При рождении второго
ребенка его положение – «монарх, лишенный трона».
Единственный
Никогда не делил своего центрального положения.
Не боролся с братьями и сестрами. Могут возникать
трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Средний
Характерна ориентация на достижения.
Использует как прямые, так и окольные методы.
Ставит перед собой высокие цели.
Младший
Обладает одним преимуществом: у него высокая
мотивация превзойти старших. В результате чего
добивается высоких результатов.
Слайд 34Теории личности зарубежных авторов
Гуманистическая теория
Карла Ренсома Роджерса (1902–1987)
Каждый организм наделен стремлением заботиться
о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать.
Слайд 36Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать
с самого рождения.
У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе – «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я».
К этому «Идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих.
Слайд 38Теории личности зарубежных авторов
Гуманистическая теория
Абрахама Харольда Маслоу (1908–1970)
Если человек стремится понять смысл
своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
Слайд 39Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя,
в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Ступень 1 – низшие, управляемые органами тела потребности (как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите).
Ступень 2 – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
Ступень 3 – потребности в общении, ласке, понимании людьми.
Ступень 4 – осознание собственного достоинства, уважение, престиж, социальном успехе.
Слайд 40Теории личности отечественных авторов
Лев Семенович Выготский
(1896 – 1934)
Принцип активности индивида —
активное вмешательство человека в ситуацию, его активная роль, его поведение, состоящее во введении новых стимулов.
культурно-исторический
подход
Слайд 41Л. С. Выготский выделил два уровня (зоны) развития.
Зона актуального развития –
характеризует наличные особенности психических функций ребенка на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказки со стороны окружающих людей.
Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития.
Слайд 45Л.С. Выготский разработал теорию культурно-исторического развития психики.
Искал новый путь в объяснении
психических явлений. Чтобы понять внутренние психические процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.
Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым
Слайд 46Высшие психические функции
ВПФ – функции произвольные, а произвольность второго списка под
вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.
Слайд 47Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:
- резкие изменения
в короткие отрезки времени;
- неотчетливость границ кризиса;
- конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; выпадение его из системы педагогического воздействия;
- наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».
Психологический кризис – состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Слайд 48Возрастные кризисы
1) кризис новорожденного
недостаточность эмоционального общения. Это переход от одной формы
существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.
2)кризис 1 года жизни
негативизм, упрямство, самоуправство, желания не совпадают с возможностями.
Слайд 493)кризис 3х лет
потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок в
это возрасте настаивает на своем мнении, Я сам!
цепь неудач или успехов в учебе приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.
4)кризис 7 лет
тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды. Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.
5)кризис 13 лет
Слайд 50плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со
сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.
6)кризис 17 лет
в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста. Начало семейной жизни.
7)кризис 21-23 года
Слайд 51несоответствие возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование
жизни. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.
8)кризис 30 лет
кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.
9)кризис 40 лет
Слайд 52кризис и стресс. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности,
возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии?
особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.
10)кризис 50 лет
11)кризис выхода на пенсию
Слайд 53Теории личности отечественных авторов
Алексей Николаевич Леонтьев
(1903-1979)
Роль социальной детерминации (установление причин
появления или проявления чего-либо) в развитии личности. Преодоления натуралистического понимания личности.
деятельностный
подход
Слайд 56При анализе деятельности правомерно задать три вопроса:
1) Ради чего совершается деятельность?
(мотив деятельности);
2) На что она направлена? (цель);
3) Какими способами реализуется? (средство).
Слайд 57Теории личности отечественных авторов
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Рассматривает познание как активную деятельность. На
основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности.
деятельностный
подход
Слайд 58Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:
чего хочет человек (потребности,
установки),
что может (способности, дарования),
что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
Слайд 59Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:
1) психический склад –
индивидуальные особенности протекания психических процессов;
2) личностный склад – качества характера и способности;
3) жизненный склад – нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
Слайд 60Теории личности отечественных авторов
Александр Григорьевич Асмолов
Предлагает развести понятия «индивид» и «личность»,
«личность» и «психические процессы», а также выделить новую схему детерминации развития личности
системно-деятельностный
подход
Слайд 61Асмолов утверждает, что многообразные виды деятельности индивида пересекаются и образуют узлы
объективных общественных отношений, в которые вступает субъект. Данные узлы, их иерархии и образуют тот «центр личности», или «Я», который находится не в индивиде, а в его бытии.
Слайд 63Говорит об определении ориентиров психологии XXI века и рождения вариативного образовательного
пространства России. В связи с тем, что психология разных течений и школ XX века превратилась в различные отрасли, которые в реальной жизни современной школы не применимы, изолированы друг от друга, автор утверждает, что они не могут помочь реальному ученику.
Слайд 64Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции – это выразительные движения лица и голоса в
сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма.
Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности.
Интуиция – чутьё, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-либо.
Слайд 65Развитие эмоционально-волевой сферы
0 – 3 года
Эмоциональная возбудимость
3 – 7 лет
Негативизм, оппозиционность,
страх, испуг
7 – 11 лет
Формируется самооценка, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность
12 – 15 лет
Обидчивость, раздражительность, смена настроения, конфликтность
16 – 18 лет
Самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, умение выходить из сложных ситуаций
Слайд 66Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:
неуверенностью в себе;
неадекватной самооценкой;
увеличенной тревожностью;
проблемами во
взаимодействии с другими людьми;
эмоциональным напряжением;
нежеланием что-либо делать;
увеличенной импульсивностью
Слайд 67Психологический тест «Животные»
Лошадь
Корова
Овца
Свинья
Тигр
Слайд 68Лошадь. Символизирует ваше отношение к семье. То каким вы себя видите
в семье, какую роль в ней выполняете.
Корова расскажет вам о вашем отношении к работе и карьере.
Овца символизирует ваше отношение к любви. То, на каком она месте, показывает, насколько для вас любовь важна.
Свинья говорит о вашем отношении к деньгам и материальным ценностям вообще.
Тигр символизирует уровень вашего честолюбия и эгоцентризма. Это ваше «Я», а так же отношение к власти, славе и уровень агрессии.
Слайд 69В основу ФГОС ОО положен системно-деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В современных мире человек существует в условиях постоянного обновления знаний: телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, который требует новых способов ее освоения.
Слайд 70В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции ФГОС
второго поколения, приоритетным направлением, которых является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения.
Слайд 71Системно-деятельностный подход
Воспитание и развитие качеств личности
Ориентация на результаты образования
Учет возрастных, психологических
и физиологических особенностей учащихся
Учет роли и значения видов деятельности и форм общения
Преемственность (наследование) образования
Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в т ч одаренных и детей с ОВЗ)
Слайд 72Принцип деятельности – формирование личности ученика и продвижение его в развитии
осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Слайд 73Младший школьный возраст
- внутренняя позиция школьника, учебная деятельность, общение.
- произвольность поведения
и всех психических процессов, их осознанность и «интеллектуализация»,
- словесно-логическое мышление, теоретическое мышление,
- внутренний и внешний план действий,
- мотив, внушаемость, мотивация достижений и мотивация избегания неудачи,
- произвольная регуляция, самооценка,
- уровень притязаний, развитие рефлексии.
Слайд 74Особенности детей младшего школьного возраста
безграничное доверие взрослым, главным образом учителям,
подчинение и подражание им,
признание авторитета взрослого,
принятие его оценки,
собственная самооценка складывается из
оценок взрослого.
К концу младшего школьного возраста обнаруживаются:
способности к каким-либо видам деятельности,
значимость отношений со сверстниками,
трудолюбие и развитая способность к саморегуляции.
Слайд 75Учителю при работе с детьми младшего школьного возраста необходимо:
стимулировать и максимально
использовать мотивацию достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей;
формировать положительную самооценку;
помочь в преодолении трудностей в адаптации к первому классу;
использовать потребность в межличностном общении детей в учебно-воспитательных целях;
обеспечивать ребенка различными дидактическими играми.
Слайд 76Средний школьный (Подростковый) возраст
Развитие самосознания, формирование самооценки,
Интенсивное формирование характера,
Чувство взрослости,
маскулинность, феминность,
Развитие интимно-личностного общения (группы),
Потребность в самоутверждении, девиантное поведение, делинквентное (антиобщественное, преступное) поведение,
Потребность в активности и социально значимой деятельности,
Критическое мышление, любознательность и жажда проверки себя,
Повышенная эмоциональность.
Слайд 77Особенности подросткового возраста
неравномерность физического и физиологического развития подростков;
повышенная чувствительность
подростка в отношении изменений собственной внешности;
ярко выраженная потребность подростка быть «значимым» в глазах сверстников, утвердиться среди них;
частое возникновение отклонений самооценки;
склонность к немотивированному риску, к неадекватному реагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительным поводам, неумение предвидеть последствия своих поступков.
Слайд 78Для детей пятого класса характерно повышенное внимание к тому положению, которое
они
занимают в классе среди сверстников.
Шестиклассники начинают проявлять
определенный интерес к своей внешности,
к детям противоположного пола и
взаимоотношениям с ними.
У семиклассников возникают общие
увлечения делового характера, проявляется особый интерес к развитию своих способностей в разных видах практической деятельности и к своей будущей профессии.
Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества.
Слайд 79Учителю при работе с подростками необходимо:
Проявить особое внимание к тем
переменам, которые происходят с растущим ребенком;
Проявлять особую гибкость педагогического такта, огромное терпение;
Уметь видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка;
Подобрать взаимоприемлемые способы признания повзросления подростка;
Опираясь на интересы подростков, активно
развивать у них нужные волевые, деловые и
другие полезные качества.
Слайд 80Старший школьный (Юношеский) возраст
ведущая деятельность: учебно-профессиональная;
жизненные планы, самоопределение (профессиональное, нравственное);
становление нравственного самосознания, максимализм, мировоззрение;
повышенное внимание к внутреннему миру человека;
относительная интеллектуальная зрелость, самовоспитание;
нравственно-мировоззренческая готовность ставить и решать различные жизненные задачи.
Слайд 81Задание на концентрацию внимания
Задание: назовите цвет, которым написаны слова. Постарайтесь дать
ответы как можно быстрее
Развивает межполушарные связи, восприятие, концентрацию внимания, активизирует творческое мышление. Тест используется для определения гибкости когнитивного мышления.
Слайд 82http://www.tiande-tiande.ru/index/za_chto_quot_otvechajut_quot_levoe_i_pravoe_polusharie_nashego_mozga/0-150
Слайд 90http://www.tiande-tiande.ru/index/za_chto_quot_otvechajut_quot_levoe_i_pravoe_polusharie_nashego_mozga/0-150
Слайд 93Светлана Александровна Изюмова выделяет 2 модели развития интеллекта школьника: «литераторов» и
«математиков»
Литераторы
- целостное схватывание материала;
- делают больше ошибок при слуховом предъявлении информации;
- затрачивают больше времени на решение словесно-логических заданий;
- больше нравятся гуманитарные предметы;
- мечтатели, с яркими фантазиями и воображением;
- склонны полагаться на интуицию, следовать чувству;
- нетерпеливы и эмоциональны.
Математики
- лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух);
- делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала;
- больше развит вербальный и общий интеллект;
- высокая потребность в постоянной умственной деятельности, желание решать трудные, необычные задачи;
- больше нравятся предметы физико-математического цикла;
- выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств;
- реалистичны, в поступках больше
подчиняются рассудку и логике;
- спокойны и уравновешенны.
Слайд 94Тест на определение доминирующего полушария
Сплетите пальцы рук в замок.
Если верхним окажется
большой палец левой руки, напишите на листе бумаги букву «Л», если большой палец правой руки - букву «П».
Прицельтесь в невидимую мишень.
Если для этого Вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите букву «Л», если наоборот - «П».
Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.
Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».
Поаплодируйте.
Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».
http://psychojournal.ru/tests/83-test-na-opredelenie-dominiruyuschego-polushariya.html
Слайд 95Оцените получившийся результат по данной схеме:
«ПППП» (100 % правша) – ориентация
на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить.
«ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность.
«ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…)
«ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий.
«ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…)
«ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…)
«ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие.
«ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность.
«ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
«ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость.
«ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность.
«ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.
«ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность.
«ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей.
«ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений.
«ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому.
Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.
Слайд 96Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал
с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Слайд 97Главными целями введения проектной деятельности являются:
- развитие интереса к
предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
- развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Слайд 98Проектная деятельность
Умение творчески доносить информацию
Исследовательский опыт
Интерес к предмету
Получение дополнительных знаний
Развитие монологической
речи
Умение работать самостоятельно, в парах и группах
Слайд 99 Эрик Эриксон выделяет 8 стадий:
1) младенчество (1-ый год жизни)
2) ранее детство
(1 – 3 года)
3) игровой возраст (3 – 6 лет)
4) школьный возраст (6 – 12 лет)
5) юность (12-19 лет)
6) ранняя зрелость (20 – 25 лет)
7) средняя зрелость (26 – 64 года)
8) поздняя зрелость (после 64 лет)
Слайд 100Младенчество
Доверие или недоверие
1-ый год жизни
Слайд 101Раннее детство
Стыд и сомнение
1 – 3 года
Слайд 102Игровой возраст
Инициативность – вина
3 – 6 лет
Слайд 103Школьный возраст
Трудолюбие - неполноценность
6 – 12 лет
Слайд 105Ранняя зрелость
Интимность – изоляция
20 – 25 лет
Слайд 106Средняя зрелость
Продуктивность – застой
26 – 64 лет
Слайд 107Поздняя зрелость
Целостность – отчаяние
после 64 лет
Слайд 110Эго-концепция Э. Эриксона
1год
2-3
4-7
6-12
13-20
20-25
26-64
65 лет
Возрастные доминанты психики личности
доверие
инициатива
самоконтроль
трудолюбие
идентичность
интимность
продуктивность
пересмотр жизненных решений
Слайд 111Личностью не рождаются, личностью человек становится в процессе деятельности и общения
или, если сказать иначе, в процессе социализации.
Слайд 112Индивидуализм – принцип общественного устройства, подчеркивающий приоритет индивидуальных потребностей над групповыми,
предпочтение слабых социальных связей и стремление быть сравнительно независимым от влияния других.
Индивидуализация – учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащегося во всех его формах, и методах, не зависимо от того, какие особенности в какой мере учитываются.
Слайд 114Основные проблемы в организации работы с одаренными детьми:
отсутствие у педагогов знаний
об особенностях проявления детской одаренности, ее видовом разнообразии;
функционально-целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.
Слайд 115Особенности познавательного
развития одаренных детей
Любознательность;
Сверхчувствительность к проблемам;
Высокий уровень развития логического мышления;
Повышенный интерес
к дивергентным задачам;
Оригинальность мышления;
Гибкость мышления;
Продуктивность мышления;
Легкость ассоциирования
Способность к прогнозированию;
Высокая концентрация внимания;
Отличная память;
Способность к оценке.
Слайд 117Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями интеллекта
(умственная отсталость различной степени).
Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития).
Дети с нарушениями слуха разной степени.
Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушениями речи (алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе, дизартрия – затруднение произношения отдельных слов, дисграфия – неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта, заикание, мутизм – полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь (в психологии: нарушение способности устанавливать социальные контакты)).
Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с ранним детским аутизмом (РДА), аутоподобное нарушение поведения, страхи, фобии.
Дети с нарушениями поведения и деятельности.
Слайд 118Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР используется метод
арт-терапии:
конструирование;
лепка;
аппликация из различных видов материалов;
бумагопластика;
рисование на различных поверхностях;
куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
коллаж;
двигательная терапия;
музыкотерапия.
Слайд 119Мигрант – это лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного
места жительства
Цель: создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
1. Психологическое сопровождение детей-мигрантов
2. Обеспечение эффективной интеграции в российскую школу детей-мигрантов
3. Повышение толерантности всех участников учебного процесса
Слайд 120Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги:
1) дети мигрантов часто испытывают трудности в
общении с одноклассниками;
2) дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых;
3) детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими;
4) частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания.
Слайд 121Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа:
1) планирование содержания общения
с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
2) обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в ОО, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;
3) определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;
4) установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;
5) повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;
6) совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;
7) обеспечение защиты прав детей в ОО и семье.
Слайд 123Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным
нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Девиантное поведение — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.
Слайд 125Биологические факторы
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки
конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
Слайд 126Психологические факторы
Наличие у ребенка психопатии или акцентуации (особенности) отдельных черт характера.
Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции.
Слайд 129Положительная мотивация деятельности
Система ценностей
Соотношение идеального и реального
Выбор профессии
Педагогическая коррекция
Взаимная работа с
родителями
Слайд 130Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств,
которые преобладали до появления «девиантности»
2. Компенсаторная —стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности и корректировка мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.
Слайд 131Тест на Ваше психологическое состояние
Слайд 133Картинка 1. Беззаботный, игривый, неунывающий. Жизнь для Вас – свобода и
спонтанность, стараетесь насладиться каждым моментом. Ваш девиз: «Мы живем всего лишь раз!». Открыты новым впечатлениям, любознательны и любите перемены. Нет ничего хуже, чем ощущать себя связанным, ограниченным обстоятельствами. Вы исследуете все грани Вашего окружения и всегда рады сюрпризам.
Картинка 2. Независимый, чуждый условностям, непосредственный. Вы всегда идете своей дорогой, не признаете сдерживающих факторов, которые мешают выбрать свой курс. У Вас есть артистические способности, которые Вы проявляете в работе или в свободное время. Вы жаждете свободы на столько, что поступаете совершенно другим образом, чем от Вас ожидали. Вы никогда не будете бездумно перенимать то, что сейчас «в моде». Вы живете в соответствии со своими представлениями и убеждениями о жизни, даже если это значит плыть против течения.
Картинка 3. Склонный к самоанализу и размышлениям, чувствительный, чаще чем большинство людей погружены в мысли о себе и мире вокруг Вас. Вы не переносите поверхностность. Предпочтете побыть наедине с самим собой, нежели терпеть пустую болтовню. Но Ваши отношения с друзьями очень насыщенные, что и дает Вам внутренние спокойствие и чувство гармонии, так необходимые для хорошего самочувствия. Вас не тяготит длительное уединение: Вы редко скучаете.
Слайд 134Картинка 4. Жизненный, уравновешенный, гармоничный. Цените естественность и простоту. Людям с
Вами комфортно, потому что Вы крепко стоите на земле и на Вас можно положиться. Тем, кто Вам дорог Вы даете чувство защищенности, но в то же время не давите на них. Вас видят как человека мягкого и сердечного. Вы не по душе ни кич (ни дешевка, ни безвкусица), ни банальность. Скептично относитесь к прихотям моды. Одежду Вы предпочитаете практичную и ненавязчиво элегантную.
Картинка 5. Прагматичный профессионал, уверенный в своих силах. Вы держите жизнь под контролем и не полагаетесь на удачу – только на свои действия. Вы решаете проблемы простыми способами, без лишних сложностей. Вы реалистично смотрите на жизнь и повседневные заботы, принимаетесь за них решительно. Вам доверяют на работе, возлагая ответственную часть, так как Вы надежны. Ваша сила духа ощущается окружающими. Вы не чувствуете удовлетворение, пока не доведете до конца начатое.
Картинка 6. Миролюбивый, рассудительный, не агрессивный. Вы легки в общении, но в то же время очень осторожны. Вы без труда заводите друзей, но в то же время любите уединение и независимость. Время от времени Вам необходимо отдохнуть от всего на свете и побыть наедине с самим собой, чтобы поразмыслить над смыслом жизни и насладиться уединением. Вам необходимо пространство, поэтому Вы порой скрываетесь в милых Вам местах. Но все же, Вы не одиночка. Вы в гармонии с самим собой и окружающим Вас миром, цените то, что предлагает Вам жизнь.
Слайд 135Картинка 7. Уверенный в своих силах аналитик, на которого можно положиться.
Молниеносная чувствительность помогает распознать то, что представляет собой настоящую ценность. Вы постепенно окружаете себя настоящими жемчужинами, которые были выпущены из поля зрения тех, кто не так проницателен. Культура играет особую роль в Вашей жизни. У Вас есть свой собственный стиль – эксклюзивный и элегантный, свободный от ширпотребной моды. Идеал, на основе которого Вы строите свою жизнь, во многом обусловлен удовольствием, которое она приносит.
Картинка 8. Романтичный, мечтательный, эмоциональный. Вы очень чувствительная натура. Вы отказываетесь смотреть на вещи с рациональной точки зрения. Вам важно то, что говорят чувства. Для Вас важно иметь мечты. Вам не интересны люди, которые отрицают романтизм и основываются только на разуме. Вы не принимаете ничего, что может ограничить разнообразие Ваших эмоций и чувств.
Картинка 9. Динамичный, активный, экстраверт. Вы склонны принимать риски и связывать себя некоторыми сильными обязательствами в обмен на интересную и разнообразную работу. Рутина Вас парализует.
Слайд 136Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и
область проявления и реализации личности.
Слайд 137Н.В. Самоукина представляет эффективность в профессиональной деятельности как «… достижение работником
значимой цели и преодоление или преобразование условий, препятствующих достижению этой цели».
Одним из факторов, оказывающих влияние (препятствующих «достижению этой цели» — эффективной профессиональной деятельности) на эффективность профессиональной деятельности работника является субъективный фактор, то есть личностные характеристики человека труда.
Слайд 138Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие на ученика,
направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования
Слайд 139коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность)
перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, гибкость,
способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний)
экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, чувство юмора)
организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность)
профессиональная работоспособность;
физическое и психическое здоровье
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Слайд 140Организаторская функция реализуется через организацию:
а) информации в процессе сообщения ее обучающимся;
б) различных
видов деятельности детей;
в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
Коммуникативная функция предполагает:
а) установление правильных взаимоотношений с учениками;
б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Слайд 141Учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающихся,
их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии
Учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом
Учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучающихся в учебно-воспитательный процесс
Учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории
Учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам
Уровни продуктивности деятельности учителя
Системно-моделирующий деятельность и поведение учеников
Системно-моделирующий знания учеников
Локально-моделирующий
Адаптивный
Репродуктивный
5
4
3
2
1
Слайд 142Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что
достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (по В.А.Дубровской).
Слайд 143Тест на мотивацию к успеху Т. Элерса
Слайд 144РЕЗУЛЬТАТЫ
От 1 до 10 баллов: Низкая мотивация к успеху; в этой
ситуации нет оснований отчаиваться. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Действуйте!
От 11 до 16 баллов: Средний уровень мотивации; в таком случае необходимо несколько активизировать себя. Если хотите быть преуспевающим, высококвалифицированным специалистом, работайте над собой! Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!
Слайд 145РЕЗУЛЬТАТЫ
От 17 до 20 баллов: Умеренно высокий уровень мотивации; то есть
вы отличаетесь сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.
Свыше 21 балла: Слишком высокий уровень мотивации к успеху. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успеха добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. Тем не менее, ситуации даже незначительного неуспеха переносятся болезненно и могут существенно осложнить жизнь респондента.
Слайд 146Тест на мотивацию к успеху Т. Элерса
Какие способы самомотивации используете вы?
Слайд 147Десять приёмов и правил самомотивации:
1) Образ цели
2) Положительное закрепление
3) Постановка задач
4)
Похвала
5) Книги, видео
6) Азарт (соревнование)
7) Амбиции
8) Единомышленники
9) Прошлые успехи
10) Окружение
Слайд 148Побалуйте себя
Отрекитесь от тв и интернета…
Сделайте доброе дело
Закончите начатые дела
Побудьте на
воздухе
Список достижений
Откажитесь от всех целей, которые не «ваши»
Помолчать
Вдохновиться
Новый опыт
Зри в корень (причина)
Слайд 149Профессиональное выгорание – синдром, который развивается на фоне хронического стресса и
ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.
Слайд 150Стадии профессионального выгорания:
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести
переживаний.
Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
На второй стадии возникают недоразумения с обучающимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии обучающихся.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Слайд 151Профессиональное выгорание
Личностный фактор
Ролевой фактор
Организационный фактор
Значимость на рабочем месте, возможность профессионального продвижения
и уровень контроля со стороны руководства
конфликт ролей и ролевая неопределенность
многочасовая неопределенная работа (не четко определены функциональные обязанности) либо работа не получающая должной оценки.
Слайд 154Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы
усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Слайд 155Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Слайд 157Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Оценка результатов: суммарный показатель
менее 3-х баллов
– низкий;
3-12 баллов – средний;
выше 12 баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.
Слайд 158Простейшие дыхательные упражнения:
1. вдыхаете на 4 счета
2. держите воздух в себе
2 счета
3. выдыхаете на 4 счета
4 секунды вдох — 2 секунды задержка — 4 секунды выдох — 2 секунды задержка.
Слайд 159Ищите и ищите – себя самого и то хорошее и светлое,
что есть в жизни каждого из нас.
Стремитесь видеть не пустую половину в стакане, до середины заполненном водой, а именно его наполненную часть.
Слайд 160Таблицы Шульте
Задание: назовите числа от 1 до 25 в прямом (обратном) порядке, показав
на них указкой
Тренируется внимание.
Если задание используется для расширения поля восприятия (при обучении скорочтению), смотреть надо в центр рисунка и боковым зрением искать числа.
Слайд 161Перевертыши пословиц и поговорок
От смелости затылок мал
Прикинулся поганкой — вылезай из
капота
Безделье любителя запугивает
Одно счастье — много вопросов
Это плохо, если плохо начинается
Безделью часы — унынию год
Себя спасай, а неприятеля бросай
Заведи 1 доллар, и избавься от одного врага
Занялся ерундой — сиди трусливо!
Купленной (украденной) машине в капот обязательно заглядывают
Там толсто, где не сшивается
Слайд 162Перевертыши пословиц и поговорок (ответы)
У страха глаза велики
Назвался груздем — полезай
в короб
Дело мастера боится
Много бед — один ответ
Все хорошо, что хорошо заканчивается
Делу время — потехе час
Сам погибай, а товарища выручай
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Сделал дело — гуляй смело!
Дареному коню в зубы не смотрят
Где тонко там рвется
Слайд 163Перевертыши строчек из известных песен и сказок
С ухмылкой веселая ночь темней
Ты
есть всегда обычная вещь с названием
Умерла у деда одна грустная курица
Увядали дыни и арбузы, тонули облака под землей
Нельзя ползать грациозно водителям в песке
Квадратик
Мышка в босоножках
Головастик-домосед
Собачья гостиница
Дождливый король
Чернодождик и 2 великана
Барашек-Прямоспинка
Трусливая швея
Рабыня-жаба
По рачьей просьбе
Жарилко
Принц в тыкве
Медная отмычка
Бодрствующее чудовище
Великан-уши
Слайд 164Перевертыши строчек из известных песен и сказок (ответы)
От улыбки хмурый день
светлей
Я был когда-то странной игрушкой безымянной
Жили у бабуси два веселых гуся
Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой
Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
Колобок
Кот в сапогах
Лягушка-путешественница
Кошкин дом
Снежная королева
Белоснежка и 7 гномов
Конек-горбунок
Храбрый портняжка
Царевна-лягушка
По щучьему веленью
Морозко
Принцесса на горошине
Золотой ключик
Спящая красавица
Карлик нос