Слайд 1Головин Михаил Евсеевич (1756-1790)
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1-ГО
КУРСА МАГИСТРАТУРЫ
(ПРОФИЛЬ ПЕД.ОБРАЗОВАНИЕ:
МАТЕМАТИКА):
ГОРЯЧКИНА А.С.
ПРОВЕРИЛА:
Д.П.Н.
Слайд 2
Михаил Евсеевич Головин-русский физик и математик, почетный член С.-Петербургской Академии наук
с 1786 г. Один из первых методистов-математиков, профессор Петербургской учительской семинарии с 1786 г.
Слайд 3
Родился в 1756 году, в селе Матигорах Архангельской губернии и по
матери был племянником М.В.Ломоносова,и по чьей рекомендации Головин весной 1765 г. поступил в академическую гимназию, а затем был зачислен студентом университета.
Слайд 4Письмо М.В. Ломоносова, написанное 2 марта 1765 года и адресованное матери
Головина. М.В. Ломоносов писал о Головине:
«Государыня моя сестрица, Марья Васильевна, здравствуй на множество лет с мужем и с детьми.
Весьма приятно мне, что Мишенька приехал в Санкт-Петербург в добром здоровье и что умеет очень хорошо читать и исправно также пишет для ребенка нарочито. С самого приезда сделано ему новое французское платье, сошиты рубашки и со всем одет с головы и до ног, и волосы убирает по нашему, так чтобы его на Матигорах не узнали. Мне всего удивительнее, что он не застенчив и тотчас к нам и к кушанью нашему привык, как бы век у нас жил, не показал никакова виду, чтобы тосковал или плакал.
Третьего дня послал я его в школы здешней Академии наук, состоящия под моею командою, где сорок человек дворянских детей и разночинцев обучаются и где он жить будет и учиться под добрым смотрителем, а по праздникам и по воскресным дням у меня будет обедать, ужинать и ночевать в доме. Учить его приказано от меня латинскому языку, арифметике, чисто и хорошенько писать и танцевать.
Вчерашнего вечера был я в школах нарочно осмотреть, как он в общежитии со школьниками уживается и с кем живет в одно А камере. Поверь, сестрица, что я об нем стараюсь как должен добрый дядя и отец-крестный. Также и хозяйка моя и дочь его любят и всем довольствуют.
Я не сомневаюсь, что он через учение счастлив будет.
И с истиным люблением пребываю брат твой Михаил Ломоносов
Слайд 5
В 1773 г. окончил академическую гимназию и поступил в академический университет,
где изучал физику у Л.Ю.Крафта.
Так же в университете Головин изучал математику под руководством Эйлера и был одним из ближайших его учеников и помощников.
31 октября 1774 года Эйлер представил конференции два своих мемуара, об одном из которых в «Протоколах заседаний Конференций императорской Академии наук» читаем : «Первый мемуар был написан студентом Головиным и Эйлер-отец похвально высказывался об этом молодом человеке, который очень хорошо понял и схватил сущность этой части математики
Слайд 6Научные работы и публикации в 1776 г.
В 1776 г. Головин избран
адъюнктом по кафедре опытной физики (состоял в звании10 лет).
8 января 1776 года Головин представил академической конференции работу «Пример пояснений к трактату знаменитого Эйлера «О постройке и вождении кораблей.
В 1778 году Головин издал свой перевод «Морской науки» Эйлера, присовокупив сюда собственные примечания, разъяснявшие некоторые формулы и выкладки и сообщившие новые открытия в этой области.
В 1781 году он перевел популярную книгу по астрономии французского ученого Лаланда (17321807) и первые 6 глав 2-го тома «Введения в анализ» Эйлера.
Слайд 7
Самостоятельных научных работ у Головина мало. Из них следует отметить статью,
продолжавшую одну из работ Эйлера о звуке и напечатанную в «Актах Петербургской Академии наук» (1785, стр. 176-185) под заглавием «Приложение мемуара Эйлера о колебании колоколов».
Слайд 8
Свою деятельность в Академии наук Головин направил по другому руслу. Вместе
с П. Б. Иноходцевым принимал участие в трех экспедициях, организованных Академией наук и имевших целью получать необходимые материалы для составления генеральной карты России. Кроме того, Головин занимался составлением годичных календарей, производил одно время гидрологические наблюдения на Неве, участвовал в различных комиссиях, рассматривавших поступавшие в Академию технические проекты.
Слайд 9
В 1786 году, вследствие напряженных отношений с директором Академии наук Е.
Дашковой, Головин оставил Академию, сохранив за собой лишь руководство изданием сочинений своего дяди, М. В. Ломоносова. Он получил при уходе звание почетного члена Академии наук.
Слайд 10
Последние годы своей жизни Головин работал в Петербургском главном народном училище,
в комиссии училищ и учительской семинарии. Умер Головин 8 июня 1790 году 34 лет от роду.
Слайд 11
В 1782 году в Петербурге была создана особая комиссия об учреждении
народных училищ в составе П.В. Завадского, Ф.И.Эпинуса, П.И.Пастухова и Янковича де Мириево. Обязанностью комиссии было:
Составить и издать учебные руководства;
Разработать устав народных училищ;
Приготовить способных учителей;
Составить и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ.
Слайд 12
По поручению комиссии училищ он написал и издал следующие учебники: По
поручению комиссии училищ он написал и издал следующие учебники:
«Руководство к арифметике для употребления в народных училищах» (ч. 1, СПБ, 1783; ч. 2, СПБ, 1786),
«Краткое руководство к геометрии для народных училищ» (СПБ, 1786; 2-е издание, 1808),
«Руководство к механике, изданное для народных училищ Российской империи» (СПБ, 1785)
«Краткое руководство к гражданской архитектуре и зодчеству, изданное для народных училищ Российской империи» (СПБ, 1789).
Слайд 13Руководство к Арифметике
Головина содержало объяснения систем
счисления,
четырех действий над целыми и дробными
числами, арифметической и геометрической
пропорций на числовых примерах, точного
и приближенного извлечения корней.
Во вступлении к I части «Руководства»
вводились основные понятия единицы и целого
числа; при этом числами считались 2,3,…,9.
единица и нуль к числам не причислялись.
В этом отношении «Руководство к арифметике»
Головина было шагом назад по, сравнению с «Арифметикой» Магницкого. Зато изложению десятичных дробей Головин придал такое важное значение, какое мы не найдем в прежних учебниках арифметики. Головин исключил из курса арифметики геометрический материал и буквенные исчисления. Оставил в этом курсе только раздел об извлечении корней (указанный раздел имел важное практическое значение).
Слайд 14
Все объяснения в «Руководстве к арифметике» очень простые, толковые и соразмерные
в отдельных частях, но ведутся в рецептурной форме: перечисляются правила, которыми следует руководствоваться при вычислениях, а затем показывается, как эти правила надо применять к задачам и примерам. На доказательства правил или объяснения, заменяющие доказательства, не обращено никакого внимания. Такой способ изложения при большом количестве материала вел к заучиванию учеником книги наизусть, причем примеры и задачи заучивались так же, как и теория.
Структура:
предисловия и трех обычных отделов:
лонгиметрии, планиметрии и стереометрии.
В предисловии, сообразуясь с требованиями
«Новой методы обучения» Головин пишет
методические рекомендации для учителей,
перечисляет необходимые для обучения
инструменты/
Перечисляет необходимые для обучения
инструменты.
Особенно подчеркивалось практическое
значение геометрии. Дальше во вступлении
излагались основные понятия точки, линии,
поверхности и несколько аксиом.
Слайд 16
Лонгометрия содержала решение 41 задачи, при этом решение давалось в форме
правил. Теоретического материала в этом отделе было очень мало – несколько предложений об углах смежных, вертикальных и образуемых прямой, пересекающей две параллельные прямые.
В отделе планиметрии доказывались простейшие теоремы о сумме углов треугольника, углах при основании равнобедренного треугольника и некоторые другие. Весь остальной материал, как и в лонгиметрии, излагался в форме правил.
Предметом стереометрии являлось построение моделей различных тел и вычисление объемов и поверхностей.
Слайд 17
догматизм изложения;
пробелы в доказательствах;
несоразмерное распределение теоретического и практического материала.
Слайд 18
«Плоская и сферическая тригонометрия с алгебраическими доказательствами»
1) написана в 1780
г., издана в 1789 г.
2) состояла из двух частей: плоской и сферической тригонометрии.
Слайд 19
Плоская тригонометрия содержала три главы: «О названии и свойстве линий тригонометрических»,
«О нахождении и употреблении таблиц синусов» и «О разрешении треугольников». .
Первая глава начиналась с замечания, что радиус окружности принимается за единицу и что углы измеряются либо градусами, либо длиною соответствующей дуги. Затем выводились формулы, связывающие функции одного угла, формулы сложения и вычитания и формулы двойных и половинных углов. Во второй главе указывался элементарный способ составления тригонометрических таблиц, не лишенный интереса и для нашего времени. Третья глава содержала рассмотрение основных задач на решение треугольников.
Слайд 20
Сферическая тригонометрия начиналась рядом теорем о кругах на шаре и сферических
углах, о сторонах сферических треугольников и случаях их равенства. Далее рассматривались случаи решения сферических треугольников.
Слайд 21
Достоинства изложение в учебнике тригонометрии Головина ясное и мало отличающееся от
современного. Большой интерес к вычислениям придает этому учебнику особую ценность. Поэтому, «Тригонометрия» Головина была превосходным руководством по этой науке для своего времени.
Слайд 22«Руководство к механике»
Структура:
предисловие и пять глав;
В предисловии автор предлагает новые приемы
обучения к механике и методические
рекомендации;
Основное содержание - ознакомление учащихся с
равномерным и переменным движением (гл. 1),
с понятием силы (гл. 2), с простыми и сложными
машинами (гл. 3 и 4) и с законами трения (гл. 5);
Практическое значение механики автор выдвигает
на первое место.
Слайд 23«Краткое руководство к гражданской архитектуре или зодчеству»
Содержит небольшие сведения по статике
и крепости тел;
Состоит из 4-х частей:
Твердость здания.
Удобность здания.
Красота здания.
Чертежи архитектурные и строение здания.
Слайд 24
Разобранные учебники Головина по арифметике, геометрии и механике, созданные за сравнительно
короткое время, были долгие годы единственными руководствами для начальных училищ в России.