Презентация, доклад на тему Формирование познавательных УУД посредством исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в средней школе

Содержание

Принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения заключается в их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, которая обеспечивает успешность в познавательной

Слайд 1Выполнила учитель математики
ГБОУ школа №174 Центрального района
Кузнецова Наталья Викторовна
Формирование познавательных УУД

посредством исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в средней школе
Выполнила учитель математикиГБОУ школа №174 Центрального районаКузнецова Наталья ВикторовнаФормирование познавательных УУД посредством исследовательской и проектной деятельности на

Слайд 2Принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения заключается в их ориентация
на

достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего,
на формирование личности обучающихся,
овладение ими универсальными способами учебной деятельности, которая обеспечивает успешность
в познавательной деятельности
на всех этапах дальнейшего образования. 
Принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения заключается в их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов,

Слайд 3Познавательные
универсальные учебные действия:
общеучебные универсальные действия
логические учебные действия
постановка и решение проблемы

Познавательные универсальные учебные действия:общеучебные универсальные действиялогические учебные действияпостановка и решение проблемы

Слайд 4произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; 
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;использовать знаково-символические средства,

Слайд 5выделять существенную информацию из текстов разных видов;
уметь осуществлять анализ объектов с

выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 
уметь устанавливать аналогии;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;уметь осуществлять

Слайд 6владеть общим приемом решения учебных задач;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); 
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
владеть общим приемом решения учебных задач;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края

Слайд 7Общий алгоритм решения математической задачи:
Изучение содержание задачи.
Проведение анализа текста задачи (перевод

текста задачи на язык математики) и поиск ее решения.
Составление плана решения задачи на основе анализа (математической модели) или формулирование известного плана решения задач такого класса.
Решение задачи по составленному плану.
Проверка или исследование решения.
Рассмотрение других возможных способов решения, выбор наиболее рационального способа.
Запись ответа.
Общий алгоритм решения математической задачи:Изучение содержание задачи.Проведение анализа текста задачи (перевод текста задачи на язык математики) и

Слайд 8Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной

школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Цели и задачи этих видов деятельности учащихся опре­деляются как их личностными мотивами, так и социальны­ми.
Исследовательская и проектная деятельность организуется таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей.
Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов позна­вательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую

Слайд 9Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты,

сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой иссле­довательской и проектной работы.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост

Слайд 10Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.
Задание
«Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

Цель:


формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, задача № 460): Дан квадрат со сто­роной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последователь­ность чисел.
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности.Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»Цель: формирование умения выдвигать гипотезы и проверять

Слайд 11Кто быстрее?
Найдите в таблице последовательно все числа от 1 до

25
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 1 до 25

Слайд 12Для это­го необходимо:
1. сравнить между собой время, затраченное каждым учени­ком на

выполнение задания;
2. описать способы выстраивания последовательности (движение по горизонтали, вертикали, наличие системы при поиске или поиск с опорой на запоминание рядом стоящих чисел), используемые каждым учеником;
3. найти оптимальную стратегию выстраивания последовательности по затрачиваемому времени;
4. проверить эту стратегию на представленных заданиях.
Для это­го необходимо:1. сравнить между собой время, затраченное каждым учени­ком на выполнение задания;2. описать способы выстраивания последовательности

Слайд 13Усложнение задания.
Кто быстрее?
Найдите в таблице последовательно все числа от

26 до 50.

Сделать вывод о наиболее эффективном способе вы­страивания последовательности чисел по таблице.

Усложнение задания. Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.Сделать вывод о наиболее

Слайд 14Одним из эффективных способов реализации требований ФГОС по математике является подход,

основанный на использовании тематических образовательных Web-квестов по математике,
который имеет информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами её изучения, и предполагает выполнение учащимися учебно-познавательных заданий по поиску и отбору информации с использованием Интернет-ресурсов, способствующих систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы .
Одним из эффективных способов реализации требований ФГОС по математике является подход, основанный на использовании тематических образовательных Web-квестов

Слайд 15ошибки – информация о больших и малых заблуждениях, курьёзных случаях, распространённых

или единичных ошибках по учебному материалу темы, имевших место когда-либо или с кем-либо

Основные компоненты Web-квеста

ТЕОРИЯ – дополнительная информация, учебно-познавательные задания, позволяющие углубить имеющиеся знания, получить целостное представление о их месте и роли в изучаемой теории

приложения – сведения и учебно-познавательные задания, расширяющие представления о возможных применениях изученного в учебной теме математического аппарата

проблемы – информация и учебно-познавательные задания исследовательского характера, позволяющие открывать неизвестные учащимся факты, закономерности, свойства, формулы или сведения, связанные с учебным материалом изученной темы

архивы – сведения историко-биографического характера, касающиеся учебного материала темы, и учебно-познавательные задания по их упорядочиванию, хронологическому или сюжетному представлению

ТЕОРИЯ

приложения

проблемы

архивы

ошибки

ошибки – информация о больших и малых заблуждениях, курьёзных случаях, распространённых или единичных ошибках по учебному материалу

Слайд 16Пример задания составленного с учётом комплекса требований,
определяющих содержательную специфику заданий тематического

образовательного
Web-квеста
 
Алгебра, тема школьного курса «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Пример задания составленного с учётом комплекса требований,определяющих содержательную специфику заданий тематического образовательного Web-квеста Алгебра, тема школьного курса «Арифметическая

Слайд 17I. Теория

Цель: Надо систематизировать теоретические сведения о числовых последовательностях.
1. Узнать: различные

определения понятий, используемых в теории последовательностей; взаимосвязи изученных понятий темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» друг с другом; зависимости, отражённые в формулировках утверждений, касающихся свойств арифметической и геометрической прогрессии.
2. Создать: тезаурус темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; опорный конспект темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; структурно-логическую схему системы понятий темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
3. Оформить отчёт (электронный ресурс).
I. ТеорияЦель: Надо систематизировать теоретические сведения о числовых последовательностях.1. Узнать: различные определения понятий, используемых в теории последовательностей;

Слайд 18II. Приложения
Цель: Изучить приложения теории числовых последовательностей.
1. Узнать: встречается ли человек

в быту (в повседневной жизни) с числовыми или геометрическими последовательностями; в каких сферах производственной деятельности вероятнее всего человеку приходится встречаться с числовыми или геометрическими последовательностями; в каких науках учёные непременно будут иметь дело с числовыми или геометрическими последовательностями?
2. Создать: карту приложений арифметической и геометрической прогрессий; подборку прикладных задач, решаемых с использованием свойств арифметических или геометрических прогрессий (технической направленности); подборку прикладных задач, решаемых с использованием свойств арифметических или геометрических прогрессий.
3. Оформить отчёт (электронный ресурс).
II. ПриложенияЦель: Изучить приложения теории числовых последовательностей.1. Узнать: встречается ли человек в быту (в повседневной жизни) с

Слайд 19III. Проблемы
Цель: Выполнить исследование особенностей числовых последовательностей.
1. Узнать: какие свойства арифметической

и геометрической прогрессий применяются при решении арифметических задач; какие свойства арифметической и геометрической прогрессий применяются при решении геометрических задач; какие свойства арифметической и геометрической прогрессий применяются при решении нестандартных задач по математике?
2. Создать: презентацию «Сопоставление скоростей роста арифметической и геометрической прогрессий»; анимационную презентацию «Отношение площадей вписанных друг в друга многоугольников»; памятку «Что нужно знать для решения задач с использованием свойств арифметической и геометрической прогрессий».
3. Оформить отчёт (электронный ресурс).
III. ПроблемыЦель: Выполнить исследование особенностей числовых последовательностей.1. Узнать: какие свойства арифметической и геометрической прогрессий применяются при решении

Слайд 20IV. Архивы

Цель: Изучить историю арифметических и геометрических прогрессий
1. Узнать: зачем могли

понадобиться людям числовые последовательности; когда и как люди научились суммировать простейшие арифметические и геометрические прогрессии; кто из учёных-математиков внёс вклад в создание и развитие теории рекуррентных последовательностей?
2. Создать: хронологию познания человеком сущности и свойств числовых последовательностей; галерею учёных-математиков, внёсший свой вклад в развитие теории числовых последовательностей; библиографию научных трудов, посвящённых числовым последовательностям.
3. Оформить отчёт (электронный ресурс).
IV. АрхивыЦель: Изучить историю арифметических и геометрических прогрессий1. Узнать: зачем могли понадобиться людям числовые последовательности; когда и

Слайд 21V. Ошибки

Цель: Систематизировать ошибки, которые допускают при решении задач с последовательностями.
1.

Узнать: распространённые ошибки, допускаемые при решении задач с последовательностями; заблуждения (недоразумения), связанные с числовыми последовательностями; «обманные» задачи; математические софизмы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.
2. Создать: банк математических ошибок по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»; памятку «Так нельзя применять свойства числовых последовательностей при решении математических задач»; плакат-предостережение «Осторожно, ошибка!».
3. Оформить отчёт (электронный ресурс).
V. ОшибкиЦель: Систематизировать ошибки, которые допускают при решении задач с последовательностями.1. Узнать: распространённые ошибки, допускаемые при решении

Слайд 22Математика представляет собой уникальную область знаний, которая сама по себе может

рассматриваться и как содержание, и как технология формирования «умения учиться». В содержании и технологиях самого предмета заложен аппарат, с помощью которого учитель может достигнуть значительных образовательных, развивающих и воспитательных результатов.
Математика представляет собой уникальную область знаний, которая сама по себе может рассматриваться и как содержание, и как

Слайд 23Нет ни одной школьной дисциплины, которая использовала бы при раскрытии учебного

материала такое многообразие видов деятельности, как математика: «математическая деятельность высоко инструментальна, т.е. позволяет легко транслировать учащимся образцы деятельности посредством предъявления учебных задач, в ходе решения которых эти образцы реализуются.»
Нет ни одной школьной дисциплины, которая использовала бы при раскрытии учебного материала такое многообразие видов деятельности, как

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть