Презентация, доклад на тему Арифметическая и геометрическая прогрессии

Содержание

Цель работы: установить картину возникновения понятия прогрессии; выявить примеры их применения. Задачи:Изучить наличие задач на прогрессии с практическим содержанием в различных учебных пособиях. Выяснить: когда и в связи с какими потребностями человека появилось понятие последовательности,

Слайд 1Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.
Автор работы: Полякова Марина, ученица

9 класса,
филиала МБОУ Токарёвской СОШ
в с.Полетаево.
Руководитель: Зуева И.П., учитель математики

Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни. Автор работы: Полякова Марина, ученица 9 класса,филиала МБОУ Токарёвской

Слайд 2 Цель работы:
установить картину возникновения понятия прогрессии;
выявить примеры их

применения.
Задачи:
Изучить наличие задач на прогрессии с практическим содержанием в различных учебных пособиях.
Выяснить:
когда и в связи с какими потребностями человека появилось понятие последовательности, в частности -прогрессии;
какие ученые внесли большой вклад в развитие теоретических и практических знаний по изучаемой проблеме.
Установить: имеют ли арифметическая и геометрическая прогрессии прикладное значение? Найти примеры применения прогрессий в нашей жизни.

Объект исследования: последовательности: арифметическая и геометрическая прогрессии.
Предмет исследования: практическое применение этих прогрессий


Цель работы: установить картину возникновения понятия прогрессии; выявить примеры их применения. Задачи:Изучить наличие задач на прогрессии

Слайд 3В работе дается ответ на вопрос: действительно ли прогрессии играют большую

роль в повседневной жизни? Для этого сделан исторический экскурс для установления авторства теории о прогрессиях. Приведены примеры применения прогрессий в различных отраслях хозяйства. Сделан анализ влияния размножения живых организмов в геометрической прогрессии на жизнь на Земле.

Актуальность

В работе дается ответ на вопрос: действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни? Для этого

Слайд 4Гипотеза исследования:
На уроках математики

мы много раз слышали о том, что математика – наука очень древняя и возникла она из практических нужд человека. Видимо, и прогрессии имеют определенное практическое значение.
Методы исследования:
Анализ школьных учебников математики.
Анализ школьных учебников математики, математической, справочной литературы, литературы по истории математики, материала из Интернета.
Гипотеза исследования:      На уроках математики мы много раз слышали о том, что

Слайд 5



Арифмети́ческая прогре́ссия — числовая последовательность, в которой каждое последующее число,

начиная со второго, получается из предыдущего увеличением его на определённое число d.
Имеет вид:
a1, a1+d, a1+2d, a1+3d, …, a1+(n-1)d,…


Арифмети́ческая прогре́ссия —  числовая последовательность, в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего

Слайд 6




Геометри́ческая прогре́ссия — последовательность чисел, все члены которой отличны от нуля

и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число q.
Имеет вид:
b1, b1q, b1q2, b1q3,… ,b1qn-1,…
 

Геометри́ческая прогре́ссия — последовательность чисел, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со

Слайд 7Из истории прогрессий.
Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас

в документах Древней Греции. В Древнем Египте в V до н.э. греки знали прогрессии и их суммы:
1+2+3+…+n = =2+4+6+…+2n = n·(n+1). Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым (V в.).

Из истории прогрессий.Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции.  В

Слайд 8Примеры отдельных арифметических и геометрических прогрессий можно встретить еще в древневавилонских

и греческих надписях, имеющих возраст около четырех тысячелетий и более.
В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий.
Пифагор (IV в. до н. э.) и его ученики рассматривали последовательности, связанные с геометрическими фигурами.
Примеры отдельных арифметических и геометрических прогрессий можно встретить еще в древневавилонских и греческих надписях, имеющих возраст около

Слайд 9Вопросами последовательности занимался Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Наиболее известной из сформулированных Фибоначчи

задач является "задача о размножении кроликов", которая привела к открытию числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ..., именуемой впоследствии "рядом Фибоначчи".

Вопросами последовательности занимался Леонардо Пизанский (Фибоначчи). Наиболее известной из сформулированных Фибоначчи задач является

Слайд 10Все организмы обладают интенсивностью размножения в геометрической прогрессии. Примеры этих организмов.

БАКТЕРИИ…

Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на две; каждая из этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии; из этих четырех в результате деления получаются восемь бактерий и т. д. (геометрическая прогрессия).

Прогрессии в природе.

Все организмы обладают интенсивностью размножения в геометрической прогрессии. Примеры этих организмов.БАКТЕРИИ…   Известно, что бактерии размножаются

Слайд 11
в пищевой
промышленности
(для приготовления
напитков,
кисломолочных
продуктов,
при квашении,

солении и др.)

Интенсивность размножения бактерий используют…


в сельском
хозяйстве
(для приготовления
силоса, корма
для животных и др.)


в фармацевтической промышленности (для создания лекарств, вакцин)



в коммунальном
хозяйстве и
природоохранных
мероприятиях
(для очистки сточных
вод,ликвидации
нефтяных пятен)

в пищевой промышленности (для приготовлениянапитков, кисломолочных продуктов, при квашении, солении и др.)Интенсивность размножения бактерий используют…в

Слайд 12ИНФУЗОРИИ…
Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам.
Вопрос: сколько будет инфузорий после

15-го размножения?

Решение:

Численность любого вида при отсутствии ограничений растёт в соответствии с геометрической прогрессией;
Кривая роста численности любого вида при отсутствии ограничений называется экспонентой.

b15 = 2·2 ^ 14 = 32 768

ИНФУЗОРИИ…Летом инфузории размножаются бесполым способом делением пополам.Вопрос: сколько будет инфузорий после 15-го размножения?Решение:Численность любого вида при отсутствии

Слайд 13ТЛИ……. Всего за пять поколений, то есть за 1 –

1,5 летних месяцев, одна единственная тля может оставить более 300 млн. потомков, а за год её потомство способно будет покрыть поверхность земного шара слоем толщиной почти в 1 метр.

ВОРОБЬИ…… Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни в четыре года может покрыть весь земной шар за 35 лет.
 
ТЛИ…….  Всего за пять поколений, то есть за 1 – 1,5 летних месяцев, одна единственная тля

Слайд 14Прогрессии и банковские расчеты.
Представьте себе, что вы открыли в банке

вклад в сумме а р. Под р% годовых на t лет. У вас есть две стратегии поведения: либо в конце каждого года хранения вклада снимать проценты по вкладу, т.е. полученную прибыль в размере р., либо прийти в банк один раз — в конце срока хранения вклада. Kaкой доход вы получите в том и другом случаях?

В первом случае при t = 1 вы получите (а + )р., при
t = 2 ваша итоговая сумма составит (а + )р., при t = 3
(а + )р. и т. д. Математическая модель ситуации — конечная
арифметическая прогрессия а, а + , а + ,а + …, а + .
Итак, при первой стратегии поведения за t лет вы получит)
а(1 + )— это так называемая формула простых процентов
Прогрессии и банковские расчеты. Представьте себе, что вы открыли в банке вклад в сумме а р. Под

Слайд 15Прогрессии и банковские расчеты.

Если вы решили прийти в

банк только в конце срока хранения вклада, то при t = 1 получаемая сумма составит, как и в первом случае, (а + )р., т. е. а (1 + )р.; сумма вклада увеличится в (1 + )раз. Во столько же раз она увеличится и к концу второго года хранения, и к концу третьего года хранения и т. д.
Математическая модель ситуации — конечная геометрическая прогрессия а, а(1 + ), а(1 + )2,а(1 + )3,…, а(1 + )t.
Итак, при второй стратегии поведения за t лет вы получите
а(1 + )tруб..— это так называемая формула сложных процентов.
Прогрессии и банковские расчеты.  Если вы решили прийти в банк только в конце срока хранения вклада,

Слайд 16Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает

5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?

Прогрессии в медицине.

Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий

Слайд 17Решение. Составим математическую модель задачи:
5, 10, 15,…,40,

40, 40, 35, 30,…,5




ап=а1+d(n-1),
40=5+5(п-1),
п=8,
Sп=((a1+aп)n)/2, S8 =(5+40)·8:2=180,
180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.

возрастающая
арифметическая
прогрессия
а1=5, d=5

убывающая
арифметическая
прогрессия
с1=5, d=-5

Решение. Составим математическую модель задачи:    5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5  ап=а1+d(n-1),

Слайд 18Прогрессии в спорте.
В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии

из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?
Решение. Составим математическую модель задачи. Система штрафных очков составляет арифметическую прогрессию, первый член которой равен 1, а разность – 0,5. Сумма первых n членов ( количество промахов) равно 7. Найдем число промахов - n.
Прогрессии в спорте. В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал

Слайд 19В поселке 16 000 жителей. Приезжий в 8.00 рассказывает новость трем

соседям; каждый из них рассказывает новость уже трем своим соседям и т. д. Во сколько эта новость станет известна половине посёлка? Решение. Итак, в 8. 15 утра новость была известна только четверым: приезжему и трём местным жителям. Узнав эту новость, каждый из трёх граждан поспешил рассказать её трём другим. Это потребовало также четверти часа. Значит, спустя полчаса после прибытия новости в город о ней узнали уже 4+3·3=13 человек. Каждый из девяти вновь узнавших поделился в ближайшие четверть часа с тремя другими гражданами, так что к 8.45 утра новость стала известна 13+9·3= 40 гражданам. Если слух распространяется по посёлку и далее таким способом, то есть каждый узнавший эту новость успевает в ближайшие четверть часа передать её трём согражданам, то осведомление посёлка будет происходить по следующему расписанию:
в 9.00 новость узнают 40+27 ·3=121 (человек);
9.15 121+81 ·3 =364 (человек);
9.30 364+243 ·3=1093 (человек);
9.45 1093+729 ·3=3280 (человек);
10.00 3280 + 2187 ·3 =9841(человек).

О поселковых слухах.

В поселке 16 000 жителей. Приезжий в 8.00 рассказывает новость трем соседям; каждый из них рассказывает новость

Слайд 20Эту задачу можно решить по-другому, используя формулу сумму n первых членов

геометрической прогрессии.
В данном случае: q = 3, b1 = 1, Sn = 8000, n –неизвестно.
Подставляя известные числа в формулу, получим:




Чтобы найти n , заметим, что 36 = 729, 32 =9,
38 = 36· 32= 729 · 9=6561, 39=19683.
Значит, n должно быть не меньше 9. При n = 9 имеем:



Эту задачу можно решить по-другому, используя формулу сумму n первых членов геометрической прогрессии. В данном случае: q

Слайд 21Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Ямб

- это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7...пгн
Примеры:
Ямб: «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
Хорей: «Я пропАл, как звЕрь в загОне» Б. Л. Пастернак
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
«бУря мглОю нЕбо крОет»
прогрессия 1; 3; 5;7. А.С. Пушкин.

Прогрессии в литературе.

Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!   Ямб - это стихотворный размер с ударением

Слайд 22Установили, что сами по себе прогрессии известны так давно, что нельзя

говорить о том, кто их открыл.
Выяснили, что в развитие теории о прогрессиях внесли ученые Архимед, Пифагор и его ученики, французский математик Леонардо Фибоначчи.
Нашли много задач на арифметическую и геометрическую прогрессию в старых и в современных учебниках по математике. Заметили, что арифметическая прогрессия в практических задачах встречается чаще геометрической.
Обнаружили, что интенсивное размножение бактерий в геометрической прогрессии широко применяется в пищевой промышленности, в фармакологии, в медицине, в сельском и коммунальном хозяйствах, в банковских расчетах (начисление сложных процентов).
 

Вывод.

Установили, что сами по себе прогрессии известны так давно, что нельзя говорить о том, кто их открыл.Выяснили,

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть