Презентация, доклад на тему Возможности ранней психокоррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Содержание

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Классификация нарушений слуха Л. В. Неймана (1977). Дети с нарушениями слуха подразделяются на две группы: тугоухие и глухие. В основу определения степени снижения

Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Слайд 2 Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать

и понимать звуки. Классификация нарушений слуха Л. В. Неймана (1977). Дети с нарушениями слуха подразделяются на две группы: тугоухие и глухие. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудио-метрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия. Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.). В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости: 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих: 1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц; 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки.		Классификация нарушений слуха Л.

Слайд 3ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Познавательное развитие

У детей с врожденной глухотой некоторое своеобразие в развитии зрительного восприятия возникает уже в первые месяцы жизни, так как у них не формируются связи между слуховыми и зрительными воздействиями. По сравнению со слышащими детьми задерживается развитие локомоторных и статических функций, что отражается на формировании межанализаторных связей, сужает пространство, доступное ребенку. Негативно отражается на развитии восприятия невозможность зрительно-слуховой ориентации в пространстве, зрительного поиска невидимых звучащих предметов, локализации звуков в пространстве, в основе которой лежит бинауральный слух. Практическая ориентировка на качества и свойства предметов складывается у большинства неслышащих детей на третьем году жизни, в то время как у нормально слышащих малышей она формируется в основном на втором году жизни. Одной из основных причин отставания в сенсорном развитии является отсутствие или резкое недоразвитие речевого общения и средств невербальной коммуникации (жестов, мимики и др.). Тенденции развития предметной деятельности у глухих детей совпадают с основными направлениями формирования этой деятельности у нормально слышащих детей. Однако предметная деятельность у детей раннего возраста с нарушениями слуха только начинает складываться, она не становится ведущей на этом этапе развития (А. А. Катаева, 1977).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА	Познавательное развитие

Слайд 4 Речь В первые 2—3 месяца жизни различия между глухим и слышащим

ребенком почти не обнаруживаются (Е. Ф. Pay; Ф. Ф. Pay). Крик, а в дальнейшем и гуление глухого ребенка резко не отличают его от слышащего. Вибрационные и кинестетические ощущения, которые испытывает ребенок в процессе голосовых реакций, вызывают у него положительные эмоции и стимулируют голосо-артикуляционные реакции. У глухих детей появляется лепет, однако невозможность слухового восприятия речи окружающих и контроля за собственными произношением обуславливают его постепенное угасание. У маленьких глухих детей наблюдаются звонкие голоса, естественный смех, плач.
Предпосылки формирования личности
Для глухих и слабослышащих детей раннего возраста характерны те же тенденции по отношению к взрослому, которые есть у слышащих детей этого возраста: они стремятся к контакту со взрослыми и активны в его поддержании, проявляют заинтересованность в общении с ним в процессе совместной деятельности, чаще всего игры. Этапы познания себя формируются у глухих малышей позже, чем у их слышащих сверстников. По данным Е. И. Исениной, глухие дети и указывать на себя начинают позже, чем слышащие. Появление жеста, указывающего на себя и части своего тела или свои вещи, связывается исследователем с появлением у детей взглядов «ищущий оценку» и «соединяющий», которые формируются в процессе занятий родителей с детьми.

Речь 								В первые 2—3 месяца жизни различия между глухим и слышащим ребенком почти не обнаруживаются (Е. Ф.

Слайд 5ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями

организации своевременной педагогической помощи детям в семье и в дошкольных учреждениях. В настоящее время проблеме ранней (с первых недель жизни) помощи детям с нарушенным слухом уделяется большое внимание. Введены в действие приказ Минздрава «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» Исследование слуха новорожденных детей организуется в родильных домах, детей младенческого, раннего и дошкольного возраста — в детских поликлиниках. В случае выявления снижения слуха или подозрения на его нарушение детей направляют в сурдологические кабинеты или центры, которые есть во всех областных городах. Врачи-сурдологи проводят дифференцированную диагностику состояния слуховой функции ребенка, используя результаты отиатрического осмотра, данные аудиологического исследования, проверки слуха с помощью неречевых звучаний и речи. Специалисты назначают лечение, при необходимости подбирают индивидуальные слуховые аппараты. В сурдологических кабинетах с ребенком и его родителями работают и другие специалисты: детский психиатр, психолог, сурдопедагог. Они знакомят родителей с методикой специальных занятий с ребенком, дают советы по их организации в семье.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ	Раннее выявление и диагностика нарушений слуха являются важными условиями организации своевременной педагогической помощи детям в

Слайд 6СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКА
Для скрининг-диагностики слуха ребенка применяются следующие методики:
1. Анкета-вопросник для родителей, разработанная

Центром аудиологии и слухопротезирования.
2. Обследование с помощью специального портативного аудиометра – звукореактотеста (ЗРТ – 01).
3. Метод «гороховых проб» (авторы Невская А.А., Леушина Л.И.).
4. Обследование слуха с помощью шепотной речи.
5. Методика Л.В. Неймана.

СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКА 	Для скрининг-диагностики слуха ребенка применяются следующие методики:1.	Анкета-вопросник для родителей, разработанная Центром аудиологии и слухопротезирования.2.	Обследование с помощью

Слайд 7ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Что

же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроля за своей речью.
ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА  	Что же понимается под ранним

Слайд 8 Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организуется взрослым

и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, некоторые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом.
Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организуется взрослым и связана с педагогическим воздействием на

Слайд 9 Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного

и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на занятиях. Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи. Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Научиться общаться слышащим родителям с неслышащим ребенком не всегда просто. В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе.
Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого,

Слайд 10
На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и

развивающей работы, в обучении детей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного подкрепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ребенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас большим количеством слов и фраз. Раннее обучение чтению (методика «Глобального чтения») связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей.

На втором году жизни ребенка, при условии проведения систематической коррекционной и развивающей работы, в обучении детей с

Слайд 11 По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и

понимания их состава начинают учить детей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть некоторый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и простыми по составу словами.
Также проводится фонетическая ритмика. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями. Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам-пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить детей

Слайд 12 СИСТЕМА РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В настоящее время

разработана оригинальная система ран­ней коррекционной работы, которую начинали проводить с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фо­тографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией. Важное значение уделяется обучению ребенка освоению но­вого пространства (ориентации в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной про­грамме с последовательным изучением различных тем: «Одеж­да», «Продукты питания», «Посуда» и т.д. Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива уста­новления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совмест­ной предметно-практической деятельности.
На следующем этапе у ребенка формируют мотив достиже­ния успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.

СИСТЕМА РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА	В настоящее время разработана оригинальная система ран­ней коррекционной

Слайд 13РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех

лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей. Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу. Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность ранней работы с плохослышащим ребенком.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ	Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители

Слайд 14 Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого

и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребен¬ка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим трудом и в более длительные сроки. В работе с родителями специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Целесообразно использовать многочисленные издания, рекомендованные родителям по воспитанию неслышащих детей младенческого и раннего возраста, в частности по развитию движений, сенсорному воспитанию, различным видам игр, ознакомлению с окружающим миром (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др).

Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для

Слайд 15СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями

слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст /Под ред. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Полиграф сервис, 2002.
Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2004.
http://doshkolnuk.com/lechebno-pedagogicheskaya-5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГоловчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть