Слайд 1САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
ТАТЬЯНА
МОРИНОВА
ГРУППА ФИС/МО205-2/1
Слайд 2Самостоятельная работа студента
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является
повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания.
В этой связи всё большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации и культуры умственного труда применительно к различным дисциплинам разного профиля.
Слайд 3Современные тенденции, влияющие на организацию самостоятельной работы студента
Современные социокультурные условия диктуют
самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний
В условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов
Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Слайд 4Виды самостоятельной работы студентов
В зависимости от места и времени проведения самостоятельной
работы студента (СРС), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами выделяются следующие виды:
СРС во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
СРС под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов и экзаменов;
Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера
Слайд 5Самостоятельная работа коллектива студентов
СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин,
поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, источниками, вырабатывает навыки принятия решений.
С этой точки зрения, перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоёмкости отдельных работ, что требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Имитируемый в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный), увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют.
Слайд 6Самостоятельная работа как форма создания мотивации студентов
При организации СРС большую роль
играет создание мотивации студентов. Различают три вида мотивации:
Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учёбы в вузе
Внутреннюю мотивацию - склонности студента, его способности к учёбе в вузе. Ею можно управлять в период довузовской подготовки путём использования тестов при выборе специальности
Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо показать студенту, что результаты СРС помогут ему лучше понять лекционный материал. Большой эффект даёт включение заданий для СРС составной частью курсовой, а тем более дипломной работы.
Слайд 7Курсовое проектирование
Изучение многих общепрофессиональных и профилирующих предметов в вузах завершается
разработкой проектов, которые называются курсовыми, так как выполнение их обычно занимает целый учебный год или семестр и относится к определенному курсу (году) обучения.
Моделирование профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса в процессе курсового проектирования требует максимально активного и всеобъемлющего использования студентами полученных знаний, умений и навыков, способствует формированию самостоятельно и творчески мыслящего специалиста.
Именно в процессе курсового проектирования для студентов окончательно проясняются смысл и значение изучения отдельных тем и вопросов данного курса и других предметов, взаимосвязь и взаимообусловленность мировоззрения, научно теоретической и практической подготовки.
Слайд 8Курсовое проектирование
Основное содержание этой формы обучения - углубление общепрофессиональной подготовки студентов
в процессе самостоятельного творческого применения полученных ими знаний для практических задач, оценка уровня профессиональной квалификации будущего специалиста.
В этой связи курсовое проектирование в вузе можно рассматривать не только как один из видов самостоятельной учебной и экспериментально - творческой работы студентов, но и в качестве организационной формы контроля знаний.
Высокая дидактическая эффективность курсового проектирования как одной из организационных форм контроля знаний студентов обусловлена возможностью интегральной оценки уровня профессиональной квалификации будущего специалиста. В этом отношении курсовые проекты (работы) значительно превосходят прочие формы контроля знаний в вузе.
Слайд 9Дипломное проектирование
Дипломное проектирование - организационная форма обучения, применяемая на завершающем этапе
обучения в среднем специальном учебном заведении. Она заключается в выполнении учащимися дипломных проектов, на основании защиты которых Государственная аттестационная комиссия (ГАК) выносит решение о присвоении учащимся квалификации специалиста.
В дипломном проектировании учитываются общие и профессиональные компетенции, разработанные основными профессиональными образовательными программами по соответствующей специальности
Слайд 10Дипломное проектирование
Дидактическими целями дипломного проектирования
являются:
расширение, закрепление и
систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач культурного строительства;
развитие умений и навыков самостоятельного умственного груда;
проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном производстве или в области культуры.
Слайд 11Заключение
Современное состояние общества отличается быстрыми и постоянными изменениями во всех сферах
жизнедеятельности. На вызовы и требования времени сможет адекватно реагировать человек, готовый и способный к самосовершенствованию, включающему, в том числе, профессиональное самосовершенствование.
Осознание данной реальности приводит к пониманию значимости самообразования, самовоспитания, саморазвития, овладение умениями и навыками которыми происходит в период личностно-профессионального становления и во многом зависит от того, какое внимание этому было уделено в семье, школе, вузе.
Именно с этим связана установка на необходимые изменения в учебно-воспитательном процессе во всех типах образовательных учреждений, в том числе в высшей школе, связанные с усилением внимания к самостоятельной работе обучающихся и увеличением в вузах доли данного вида в профессиональной подготовке специалистов, бакалавров и магистрантов.
Слайд 12Список источников информации
Щербакова Е. В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая
организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 175-190
Кремнева Л. В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация курсового и дипломного проектирования специальностей с учетом требований работодателей» г. Борисоглебск, 2014 г. - 35 с.
Мартишина Н.В. Еремкина О.В. Самостоятельная работа студентов. Рязань, 2014 г. – 38 с.