Слайд 1
Виды одаренности и критерии,
символизирующие о наличии одаренности у ребенка.
Воспитатель
Кременцова Н.В
МБДОУ
Детский Сад №1
Слайд 2Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Слайд 3 Одаренность – это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.
«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».
Слайд 4Одарённые дети
Одаренные дети- дети, значительно опережающие своих сверстников
в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).
Слайд 5 • чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или
иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
• обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;
• отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;
• обладают большим словарным запасом;
• не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
• имеют обострённое чувство справедливости;
• предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
• обладают отличным чувством юмора;
• нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Слайд 8Всего насчитывают шесть ступеней выраженности
способностей у детей:
Задатки
Врожденные анатомо-физиологические особенности
нервной системы, мозга,
составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны
по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности,
они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что задатки. совсем нейтральны по
отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора
скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора
(рисование, проектирование, образное мышление), а особенности речевых центров
мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с
речевыми способностями (актерское мастерство, журналистика, иностранные
языки), и т. п.
В качестве таких задатков принято выделять:
1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость
образования временных неравных связей, их прочность, легкость
дифференцировок;
2. Анатомические особенности строения анализаторов — и отдельных областей
коры головного мозга.
Склонности
Склонности представляют собой определённые отношения человека к
деятельности. Это первый и наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к
определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Склонности
представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без
наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и
способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет
успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Слайд 9Одаренность
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением
человеком определённой деятельности,
то есть одарённость состоит из различных
способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а
только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса
способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо
обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Талант
Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и
опыта.
Гениальность
Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала
личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и
уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда
гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к
творческому процессу.
Любознательность
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека,
традиционно считают любознательность. Любопытство — жажда новизны,
интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и
как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового
ребенка.
Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах
продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.
Слайд 11Такими условиями являются:
* наличие специально подготовленных высококвалифицированных
педагогов и воспитателей;
* наличие богатой
предметно-развивающей среды, стимулирующей
самую разнообразную деятельность ребенка;
* наличие личностно-ориентированной воспитательно -образовательной
отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство
собственной значимости, поощряющей проявление его
индивидуальности;
* наличие личностно-ориентированной воспитательно -образовательной
системы, включающей в себя развивающие программы по различным
направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так
и возрастные особенности ребенка;
Слайд 12* введение системы психолого-педагогического мониторинга,
направленного на выявление особых способностей детей и
отслеживания
их дальнейшего развития;
* использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов
и приемов, игровых технологий,
* занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
* работа кружков и секции, развивающих творческую направленность
ребенка;
* участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях,
сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
* тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их
детей.