Слайд 1Учимся мыслить
Презентацию подготовила:
Гурских Марина Викторовна, учитель биологии
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
«Знание только
тогда знание,
когда оно обретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Лев Толстой
Слайд 2
Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся,
указывает путь, но не преподносит готовые решения.
Слайд 3Я - учитель. Каждый день я вижу своих учеников. Главной целью
моей педагогической деятельности является подготовка ребенка к жизни.
Человек с первых дней своей жизни включается в процесс познания окружающего мира, здесь особое место занимает мышление. Его развитие направляет и как бы предопределяет становление личности в целом. И кому же, как не нам, учителям, заниматься развитием мышления, то есть учить детей «думать».
Слайд 4«Формирование мыслительной деятельности у учащихся на уроках биологии через приемы технологии
развития критического мышления(ТРКМ)»
Слайд 5Критическое
мышление
Помогает определить собственные приоритеты
Позволяет развивать культуру диалога в совместной
деятельности
Повышает уровень культуры работы с информацией
Помогает прогнозировать последствия своих решений
Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы
Слайд 6Что такое технология
«критического мышления»?
«Критическое мышление»- обозначение некоторого педагогического подхода.
«Критическое
мышление»-новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
Слайд 7Цели технологии
«развития критического мышления»
Цели
1. Мотивация к учению
3. Развитие рефлексивного умения
2.
Расширение знаний и развитие
интеллектуальных умений
4. Формирование обобщений
Слайд 8Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии
«РКМ»
Заинтересовать учащихся.
Побудить его к деятельности.
Создать условия для обобщения.
Научить добывать информацию.
Способствовать развитию критического мышления.
Научить самоанализу.
Рефлексия.
Слайд 9Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов –
Осмысление – Рефлексия».
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока.
Слайд 10Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и
огромное разнообразие педагогических приемов:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
КОРЗИНА ИДЕЙ
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»);
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
КЛАСТЕРЫ;
ИНСЕРТ;
ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ;
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ;
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»;
СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»;
СТРАТЕГИЯ «РАФТ»;
СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»;
Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал)
СИНКВЕЙН и др.
Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Слайд 11Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы –
кластеров. (klaster – «гроздь», «пучок»)
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:
актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
запомнить теоретический материал по теме
Слайд 12Правила составления кластеров
(модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета и
её спутники»)
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Слайд 13« Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на
начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Слайд 14Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу
индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Слайд 15Прием «Таблица верных и неверных утверждений»
позволяет организовать работу по изучению учебного
текста на стадии «осмысление».
Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?
Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.
Слайд 16Приём «Insert» (является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла).
Используется
на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.
Преимущества данного приёма:
ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления
Слайд 17Приём «Fishboun» («рыбий скелет»)
ПРОБЛЕМА
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
фактЫ
фактЫ
фактЫ
ВЫВОД
В основе метода - схематическая диаграмма в форме
рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.
Слайд 18С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия
информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ.
Слайд 19Приём «Синквейн»
Используется на стадии «рефлексия».
Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё
отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ:
1. В первой строчке название темы
2. Описание темы в двух словах (прилагательные)
3.Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4. Фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме
5. Синоним(метафора) из одного слова, передающее суть темы
Слайд 20Прием
«Взаимоопрос»
Используется на стадии «осмысления». Один из способов работы
в парах. Ученики читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Слайд 21Прием
«Ключевые термины»
Используется на стадии «вызова» и «рефлексии». Направлен на активизацию
мышления. Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.