Слайд 1Учебные исследования школьников как основа обучения дивергентному мышлению
Выполнил: Суслова Лариса Николаевна,
Слайд 2Суслова Лариса Николаевна
Учитель изобразительного искусства и технологии, МАОУ «СОШ№7», методист муниципального
образовательного центра оценки качества образования, член региональной общественной организации «Ассоциация педагогов-исследователей» г. Улан-Удэ;
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Актуальность :
Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных
интересов учащихся.
Формирование умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
Формирование исследовательского, творческого и дивергентного мышления в учебно-познавательной деятельности.
Слайд 4Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к
развитию творческой самостоятельности и проведение учебных исследований через обучение дивергентному мышлению.
Объект исследования: процесс обучения школьников дивергентному мышлению;
Предмет исследования: обучение школьников дивергентному мышлению через проведение учебных исследований;
Гипотеза: эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную исследовательскую и проектную деятельность через обучение дивергентному мышлению.
Слайд 5Задачи проекта
1. Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету, исследованиям
и определить уровень мотивации достижения успеха , боязни неудачи, используя специальные диагностические методики.
2.Ознакомится с методиками, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, развитию творческой инициативы.
3. Использовать различные виды проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся для развития дивергентного мышления и творческих способностей.
4. Способствовать формированию интереса к учебному исследованию
5. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и
предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и
интегрировать знания из разных областей и применять их для решения
практических задач.
Ожидаемый результат: повышение уровня творческой самостоятельности в
технологическом образовании и искусстве, выполнение творческих проектов и учебных исследований школьников.
Слайд 6Ключевые слова
Творческое мышление –мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации,
приводящее к новым идеям и открытиям.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Конвергентное мышление –(от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Дивергентное мышление – (от лат. divergere - расходиться) - форма мышления - . Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества.
Учебное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня -эмпирический и теоретический.
Учебный проект – (от лат. projectus - букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Слайд 8Мышление
Конвергентное – линейное мышление;
Дивергентное – нелинейное мышление
Слайд 9Показатели способности к творчеству
Продуктивность – легкость или «беглость» генерирования идей, сюжетов,
ассоциаций в заданиях открытого типа, в которых можно дать множество различных ответов
Гибкость – измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
Слайд 10Показатели способности к творчеству
3. Оригинальность – определяется числом редко встречающихся ответов,
например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух участников в группе из десяти человек.
4. Точность - законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям.
Слайд 11Другие тесты на выявление творческого мышления
Слайд 12Левополушарные школьники
Левополушарные школьники чаще выбирают и легче решают логические задания или
задания с определенным алгоритмом решения, например:
Слайд 13Правополушарные школьники
Правополушарные школьники чаще выбирают и легче решают задания, связанные с
образным или абстрактным мышлением, например:
Слайд 14* обдумывания
Школьники разбивают на составляющие элементы целого изделия и подвергают изменению
каждый из них. В результате получается принципиально новое изделие.
Слайд 15На основании анализа тестов определяется область интересов школьника. В дальнейшем задания
подбираются с учетом этих интересов.
Включение школьников в исследовательскую деятельность способствует овладению технологией анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях. Способствует в целом формированию умения мыслить творчески и креативно.
Слайд 16Методика обучения дивергентному мышлению
Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел
Дж. Гилфорд (1967). Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях»3. Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Фактически дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
В исследованиях Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.
Слайд 17Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками,
она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Слайд 18Заключение
В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. Результатом
проекта является:
- устойчивая положительная мотивация к развитию творческой самостоятельности, что доказывают проведённые диагностики, большая посещаемость учащимися кружков;
- формирование умений и навыков проектной деятельности. Наши учащиеся ежегодно становятся победителями и призерами различных фестивалей конкурсов, олимпиад;
- проекты учащихся получают высокую оценку внешней экспертизы победы в конференциях.
Использование проектной технологии обучения обеспечивает оптимальные условия для формирования навыков самообучения и самоорганизации, которые позволят обеспечить выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе планируется разработка программы элективного курса предпрофильной подготовки «Декоративно – прикладное творчество в швейных изделиях». Актуальность данного курса заключается в следующем:
- сокращение часов по основной программе;
- недостаточно возможности на уроках для детей способных и увлечённых швейным делом реализовать свои потребности.