Слайд 1Творческий отчет по теме:
« Игровые формы обучения на уроках русского языка
в 5-8 классах»
Слайд 2Цель данной работы:
Показать значимость занимательных форм обучения
( игры ) в организации
учебного процесса для детей среднего школьного возраста
Слайд 3Почему же так важна занимательная форма обучения не только для младших
школьников, но и для ребят 5-8 классов?
Современные подростки 10 – 13 лет отличаются самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у них может быть своё мнение, суждение, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Их интересует многое – спорт, музыка, политика, проблемы этики и эстетики, взаимоотношения со взрослыми.
И всё же они…дети, которые любят всё новое, занимательное.
Поэтому учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, должен понимать, что только в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить и познавать в творчестве.
Следовательно, педагогу необходимо применять на уроках занимательные принципы, формы и методы обучения.
Слайд 4
. Принцип занимательности – один из важных принципов в преподавании русского
языка в школе.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из форм, способствующая развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогающих им уяснить сущность языкового материала.
Игры, упражнения – игры, игры – путешествия, конкурсы, загадки, игры – шутки создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагают к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.
Слайд 5 Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова – синонимы.
Гусь лапчатый- …
(пройдоха, проходимец)
Тише воды, ниже травы-… (робкий)
Рукой подать- … (близко)
Без задних ног (спать)- … (крепко спать)
Без сучка без задоринки- … (легко, гладко)
Воды не замутит- … (кроткий)
Слайд 6
Я думаю, элемент занимательности,, обязательно должен присутствовать и в разделе лингвистики
« Морфемика и словообразование». Стараюсь подобрать для учащихся слова для разбора по составу, таким образом, чтобы они были чем – то интересны. Например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания. Запись на доске или в тетради слов для разбора тоже должна быть запоминающаяся, чтобы привлечь детей к изучению данной темы. Записываю однокоренные слова, например, в воздушных шариках или создаём рисунок – цветок.
Слайд 7
Каждый ученик получает конверт с корнем слова.
Задача – за определённое
время (5-10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования.
О результатах работы докладывают все участники
Побеждает тот , кто уложился в срок и дал максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.
Материал для игры корни с чередованием
1) – раст-/ - ращ-/ - рос- ;
2) – лаг-/ -лож- ;
3) – кас -/ - кос- ;
4) – тир- / - тер-.
Слайд 8
Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту
реакции, активизируют память, но и подготавливают детей к тестовым видам заданий, которые будут обязательны в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 9Классификация дидактических игр по русскому языку
Я использую в своей работе с
детьми традиционную классификацию игр, основанную на тематическом принципе, добавляя игры , составленные самостоятельно. Игры распределены по разделам лингвистики:
1.Фонетические игры
2.Лексико-фразеологические игры
3.Игры по морфемике и словообразовании
4.Игры по орфографии
5.Морфологические игры
6. Игры по синтаксису и пунктуации
Слайд 10Игры по характеру педагогического процесса подразделяются на:
а)обучающие , контролирующие и обобщающие;
б)познавательные
, развивающие, творческие
Слайд 11Игра « Четвертый лишний»
1. а) Горе, нагорный, горевать, горестный
б) Переносить,
переносица, носовой , носик
Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.
2. а) Резонный сезонный, карманный, сенсационный.
б) Соловьиный, синий, бекасиный, воробьиный,
Это задание требует внимания к морфемному составу.
«Лишними» будут слова сенсационный ( суффикс – онн - , в остальных словах – н -), синий ( нет суффикса – ин - , как в других словах ряда).
Слайд 13В лексико – фразеологическом разделе наиболее распространенная и простая форма игры
– это игра со словом. Такие игры решают предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса. Они занимают 5 – 7 минут, и я провожу их в любое время урока.
Популярной остаётся у детей 5 – 7 классов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово.
Слайд 15Фонетические игры – разминки провожу в 5 классе для развития речевого
аппарата у детей и выявления степени усвоения лингвистического материала. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «Найди пару», «Поймай мяч», «Эхо». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Дети с интересом играют на уроке, а педагог незаметно создаёт почву для лучшего восприятия более сложного материала.
Слайд 16 Морфологические игры
Игра «Кто больше?»
Мой друг- преданный, верный. Чуткий , отзывчивый, внимательный…
Если приходит беда, мой друг становится храбрым, отважным, смелым, мужественным, бесстрашным…
2. Игра – упражнение.
Подберите антонимы к словам, характеризующим вашего четвероного друга:
Дружелюбный – враждебный, гигант – карлик, могучий – слабый, отважный – трусливый, простодушный – хитрый, угрюмый- веселый…
Слайд 17Одной из популярных игр у детей в разделе орфографии, по моему
мнению, является игра «Проверь безударную гласную!» ( игра с мячом)
Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово.
Правила достаточно просты:
1) проверять то, что требует проверки;
2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.
Играем так.
Ведущий ученик (или учитель) называет слово с безударной гласной в корне и бросает другому ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т. д.
Игра по своей сути очень проста, но польза от неё огромна. Благодаря ежедневной тренировке, умение подбирать проверочные слова у ребят автоматизируется.
Слайд 20
а) Летом в клетке зоопарка
Медвежонку очень жарко.
Ищет он застёжку,
Чтобы снять одёжку.
б)
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох.
в) – Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
- А он, лиска , тем хорош,
Что зубами не возьмёшь.
г) Я ручку куплю
У волшебника лично.
Такую, что пишет диктант
На «отлично».
Слайд 211. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы
получить много крупных плодов? ( ТЫ К ВЫ)
2. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
(ОНО, ТОТ)
3. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?
(ОН, НО)
4. К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? ( ЭТА Ж )
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи.
Эти слова были даны вместо имён и названий предметов и их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Слайд 22 Игра «Поищем междометия».
а) Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от
междометия и глагола? (Айболит).
б) Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это.
Когда в отчаянии говорят, что человеку пришёл конец, тоже говорят это.
В первом случае – это существительное, во втором – междометие. (крышка)
в) Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего в театре ). (Браво!)
г) Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп)
д) Крик победителя. (Ура)
е) Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис)
Как напишете? ( Через дефис, как и все слова с повторяющимися основами)
ж) Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук – тук)
Слайд 23 Продолжите пословицу или поговорку.
Укажите, какой частью речи является отгаданное слово,
в каком падеже?
1. Не красна изба углами, а красна… (пирогами)
Т. п.
2. Корова в тепле, молоко… ( на столе) П. п.
3. На свете всё найдёшь, кроме отца да… (матери) Р. п.
4. Добрая семья прибавит… (ума) В. п.
5. Большое горе, когда семья в … (раздоре) П. п.
6. Дальше в лес – больше… (дров) Р. п.
Слайд 24. Назовите существительные, которые обозначают самые дорогие для вас предметы, понятия,
явления природы, предметы окружающего мира и т. д, например: мир, мама, …
2. Назовите имена людей (имена собственные), значения которых всем понятны. Например: Вера, …
3. Подберите как можно больше рифм к слову ПОРТФЕЛЬ (метель, канитель, …)
4. Составьте из букв слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ новые слова.
Для справки. Слово ЛЕКАРСТВО один мастер игры в «превращения» превратил в 180 слов, т. е. Составил из букв этого слова 180 слов.
А сколько составите вы?
Слайд 25 Игра – упражнение «Верите ли вы?»
Помогает учителю узнать, как
дети
усвоили теоретические сведения о причастии или о какой-либо части речи.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
Например:
- Верите ли вы, что причастия своим «внешним» видом похожи на прилагательные?
- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
- Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?
Игры по орфографии
Одним из любимых игр учащихся, проводимых на уроках, является
« Грамматическое лото». В этой игре присутствует большинство изученного теоретического материала за курс начальных классов и 5-7 классов. Её можно проводить ежедневно по 3-4 минуты, все повторяется и непроизвольно запоминается, доходя до автоматизма.
Слайд 27Орфоэпическая игра-минутка
Упражнение в произношении скороговорок
1. Не по тропе, а около
2.
Катилось О и охало
О охало, о окало
Не по тропе , а около
Слайд 28 Применение ЦОРов:
ЦОР 1
ЦОР 2
ЦОР 3
Слайд 30Выводы:
Ученики ( как сильные в учёбе, так и слабые) с желанием
работают на уроках с упражнениями – играми. Задания в занимательной форме вызывают у детей заинтересованность, побуждают к духу игры, соперничества, победы.
Таким образом, ребята раскрепощаются на уроке, проявляют себя, свои творческие способности, активность. Отсюда хорошее настроение в коллективе во время урока и после него, а это положительно влияет на психическое здоровье детей.
Слайд 31Заключение
Исходя из вышесказанного подвожу такой итог:
1. Занимательность на уроке- эффективное средство
для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2.Игра-один из приемов преодоления пассивности учащихся на уроке.
3.Игра повышает умственную деятельность, развивает внимание , стимулирует интерес к предмету.
4.Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на определенном этапе образовательного процесса.