Презентация, доклад на тему Творческий отчет по теме: Игровые формы обучения на уроках русского языка в 5-8 классах

Содержание

Цель данной работы:Показать значимость занимательных форм обучения( игры ) в организации учебного процесса для детей среднего школьного возраста

Слайд 1Творческий отчет по теме: « Игровые формы обучения на уроках русского языка

в 5-8 классах»
Творческий отчет по теме:  « Игровые формы обучения на уроках русского языка в 5-8 классах»

Слайд 2Цель данной работы:
Показать значимость занимательных форм обучения
( игры ) в организации

учебного процесса для детей среднего школьного возраста
Цель данной работы:Показать значимость занимательных форм обучения( игры ) в организации учебного процесса для детей среднего школьного

Слайд 3Почему же так важна занимательная форма обучения не только для младших

школьников, но и для ребят 5-8 классов?
Современные подростки 10 – 13 лет отличаются самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у них может быть своё мнение, суждение, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Их интересует многое – спорт, музыка, политика, проблемы этики и эстетики, взаимоотношения со взрослыми.
И всё же они…дети, которые любят всё новое, занимательное.
Поэтому учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, должен понимать, что только в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить и познавать в творчестве.
Следовательно, педагогу необходимо применять на уроках занимательные принципы, формы и методы обучения.


Почему же так важна занимательная форма обучения не только для младших школьников, но и для ребят 5-8

Слайд 4
. Принцип занимательности – один из важных принципов в преподавании русского

языка в школе.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из форм, способствующая развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогающих им уяснить сущность языкового материала.
Игры, упражнения – игры, игры – путешествия, конкурсы, загадки, игры – шутки создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагают к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.

. Принцип занимательности – один из важных принципов в преподавании русского языка в школе.Методика проведения уроков с

Слайд 5 Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова – синонимы.
Гусь лапчатый- …

(пройдоха, проходимец)
Тише воды, ниже травы-… (робкий)
Рукой подать- … (близко)
Без задних ног (спать)- … (крепко спать)
Без сучка без задоринки- … (легко, гладко)
Воды не замутит- … (кроткий)

Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова – синонимы.Гусь лапчатый- … (пройдоха, проходимец)Тише воды, ниже травы-… (робкий)Рукой

Слайд 6
Я думаю, элемент занимательности,, обязательно должен присутствовать и в разделе лингвистики

« Морфемика и словообразование». Стараюсь подобрать для учащихся слова для разбора по составу, таким образом, чтобы они были чем – то интересны. Например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания. Запись на доске или в тетради слов для разбора тоже должна быть запоминающаяся, чтобы привлечь детей к изучению данной темы. Записываю однокоренные слова, например, в воздушных шариках или создаём рисунок – цветок.

Я думаю, элемент занимательности,, обязательно должен присутствовать и в разделе лингвистики « Морфемика и словообразование». Стараюсь подобрать

Слайд 7
Каждый ученик получает конверт с корнем слова.
Задача – за определённое

время (5-10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования.
О результатах работы докладывают все участники
Побеждает тот , кто уложился в срок и дал максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.
Материал для игры корни с чередованием
1) – раст-/ - ращ-/ - рос- ;
2) – лаг-/ -лож- ;
3) – кас -/ - кос- ;
4) – тир- / - тер-.

Каждый ученик получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время (5-10 минут) составить гнездо однокоренных

Слайд 8
Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту

реакции, активизируют память, но и подготавливают детей к тестовым видам заданий, которые будут обязательны в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту реакции, активизируют память, но и подготавливают

Слайд 9Классификация дидактических игр по русскому языку
Я использую в своей работе с

детьми традиционную классификацию игр, основанную на тематическом принципе, добавляя игры , составленные самостоятельно. Игры распределены по разделам лингвистики:
1.Фонетические игры
2.Лексико-фразеологические игры
3.Игры по морфемике и словообразовании
4.Игры по орфографии
5.Морфологические игры
6. Игры по синтаксису и пунктуации

Классификация дидактических игр по русскому языкуЯ использую в своей работе с детьми традиционную классификацию игр, основанную на

Слайд 10Игры по характеру педагогического процесса подразделяются на: а)обучающие , контролирующие и обобщающие; б)познавательные

, развивающие, творческие
Игры по характеру педагогического процесса подразделяются на:  а)обучающие , контролирующие и обобщающие;  б)познавательные , развивающие,

Слайд 11Игра « Четвертый лишний»
1. а) Горе, нагорный, горевать, горестный
б) Переносить,

переносица, носовой , носик
Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.
2. а) Резонный сезонный, карманный, сенсационный.
б) Соловьиный, синий, бекасиный, воробьиный,
Это задание требует внимания к морфемному составу.
«Лишними» будут слова сенсационный ( суффикс – онн - , в остальных словах – н -), синий ( нет суффикса – ин - , как в других словах ряда).

Игра « Четвертый лишний»1. а) Горе, нагорный, горевать, горестный б) Переносить, переносица, носовой , носикЗдесь исключаются слова

Слайд 13В лексико – фразеологическом разделе наиболее распространенная и простая форма игры

– это игра со словом. Такие игры решают предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса. Они занимают 5 – 7 минут, и я провожу их в любое время урока.
Популярной остаётся у детей 5 – 7 классов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово.  

В лексико – фразеологическом разделе наиболее распространенная и простая форма игры – это игра со словом. Такие

Слайд 15Фонетические игры – разминки провожу в 5 классе для развития речевого

аппарата у детей и выявления степени усвоения лингвистического материала. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «Найди пару», «Поймай мяч», «Эхо». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Дети с интересом играют на уроке, а педагог незаметно создаёт почву для лучшего восприятия более сложного материала.
Фонетические игры – разминки провожу в 5 классе для развития речевого аппарата у детей и выявления степени

Слайд 16 Морфологические игры

Игра «Кто больше?» Мой друг- преданный, верный. Чуткий , отзывчивый, внимательный… Если приходит беда, мой друг становится храбрым, отважным, смелым, мужественным, бесстрашным… 2. Игра – упражнение. Подберите антонимы к словам, характеризующим вашего четвероного друга: Дружелюбный – враждебный, гигант – карлик, могучий – слабый, отважный – трусливый, простодушный – хитрый, угрюмый- веселый…  
Морфологические игры

Слайд 17Одной из популярных игр у детей в разделе орфографии, по моему

мнению, является игра «Проверь безударную гласную!» ( игра с мячом) Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие. Играем так. Ведущий ученик (или учитель) называет слово с безударной гласной в корне и бросает другому ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т. д. Игра по своей сути очень проста, но польза от неё огромна. Благодаря ежедневной тренировке, умение подбирать проверочные слова у ребят автоматизируется.  
Одной из популярных игр у детей в разделе орфографии, по моему мнению, является игра «Проверь безударную гласную!»

Слайд 20 а) Летом в клетке зоопарка Медвежонку очень жарко. Ищет он застёжку, Чтобы снять одёжку. б)

Я с утра в лесу гуляю. От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю Про берёзку и про мох. в) – Ты скажи мне, милый ёж, Чем ежиный мех хорош? - А он, лиска , тем хорош, Что зубами не возьмёшь. г) Я ручку куплю У волшебника лично. Такую, что пишет диктант На «отлично».  
а) Летом в клетке зоопарка Медвежонку очень жарко. Ищет он застёжку, Чтобы снять одёжку. б) Я

Слайд 211. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы

получить много крупных плодов? ( ТЫ К ВЫ) 2. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ОНО, ТОТ) 3. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (ОН, НО) 4. К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? ( ЭТА Ж ) Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Эти слова были даны вместо имён и названий предметов и их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.  
1. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? ( ТЫ

Слайд 22 Игра «Поищем междометия». а) Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от

междометия и глагола? (Айболит). б) Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришёл конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие. (крышка) в) Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего в театре ). (Браво!) г) Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп) д) Крик победителя. (Ура) е) Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис) Как напишете? ( Через дефис, как и все слова с повторяющимися основами) ж) Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук – тук)  
Игра «Поищем междометия». а) Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит). б)

Слайд 23 Продолжите пословицу или поговорку. Укажите, какой частью речи является отгаданное слово,

в каком падеже? 1. Не красна изба углами, а красна… (пирогами) Т. п. 2. Корова в тепле, молоко… ( на столе) П. п. 3. На свете всё найдёшь, кроме отца да… (матери) Р. п. 4. Добрая семья прибавит… (ума) В. п. 5. Большое горе, когда семья в … (раздоре) П. п. 6. Дальше в лес – больше… (дров) Р. п.  
Продолжите пословицу или поговорку. Укажите, какой частью речи является отгаданное слово, в каком падеже? 1. Не

Слайд 24. Назовите существительные, которые обозначают самые дорогие для вас предметы, понятия,

явления природы, предметы окружающего мира и т. д, например: мир, мама, … 2. Назовите имена людей (имена собственные), значения которых всем понятны. Например: Вера, … 3. Подберите как можно больше рифм к слову ПОРТФЕЛЬ (метель, канитель, …) 4. Составьте из букв слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ новые слова. Для справки. Слово ЛЕКАРСТВО один мастер игры в «превращения» превратил в 180 слов, т. е. Составил из букв этого слова 180 слов. А сколько составите вы?  
. Назовите существительные, которые обозначают самые дорогие для вас предметы, понятия, явления природы, предметы окружающего мира и

Слайд 25 Игра – упражнение «Верите ли вы?» Помогает учителю узнать, как

дети усвоили теоретические сведения о причастии или о какой-либо части речи. Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Например: - Верите ли вы, что причастия своим «внешним» видом похожи на прилагательные? - Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? - Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?  
Игра – упражнение «Верите ли вы?»   Помогает учителю узнать, как дети  усвоили теоретические

Слайд 26


Игры по орфографии
Одним из любимых игр учащихся, проводимых на уроках, является
« Грамматическое лото». В этой игре присутствует большинство изученного теоретического материала за курс начальных классов и 5-7 классов. Её можно проводить ежедневно по 3-4 минуты, все повторяется и непроизвольно запоминается, доходя до автоматизма.


Слайд 27Орфоэпическая игра-минутка Упражнение в произношении скороговорок 1. Не по тропе, а около

2. Катилось О и охало О охало, о окало Не по тропе , а около
Орфоэпическая игра-минутка Упражнение в произношении скороговорок 1. Не по тропе, а около

Слайд 28 Применение ЦОРов: ЦОР 1 ЦОР 2 ЦОР 3

Применение ЦОРов: ЦОР 1 ЦОР 2 ЦОР 3

Слайд 30Выводы:
Ученики ( как сильные в учёбе, так и слабые) с желанием

работают на уроках с упражнениями – играми. Задания в занимательной форме вызывают у детей заинтересованность, побуждают к духу игры, соперничества, победы.
Таким образом, ребята раскрепощаются на уроке, проявляют себя, свои творческие способности, активность. Отсюда хорошее настроение в коллективе во время урока и после него, а это положительно влияет на психическое здоровье детей.
 
Выводы:Ученики ( как сильные в учёбе, так и слабые) с желанием работают на уроках с упражнениями –

Слайд 31Заключение
Исходя из вышесказанного подвожу такой итог:
1. Занимательность на уроке- эффективное средство

для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2.Игра-один из приемов преодоления пассивности учащихся на уроке.
3.Игра повышает умственную деятельность, развивает внимание , стимулирует интерес к предмету.
4.Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают прочную базу знаний на определенном этапе образовательного процесса.
ЗаключениеИсходя из вышесказанного подвожу такой итог:1. Занимательность на уроке- эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть