Слайд 1Ценностные ориентации в ориентации госслужащего
Подготовила: Беспалова Анастасия
Слайд 2Основные регуляторы социального поведения государственных служащих
сложившаяся иерархическая структура взаимоотношений между
индивидами внутри аппарата органа государственной власти и работников аппарата с представителями населения и организаций - так называемый организационный регулятор;
собственно поведенческий регулятор - как типичный способ поведения, определяемый системой потребностей, мотивов, ценностей и норм, обычаев и традиций поведения;
этический регулятор - система норм и ценностей, задающая моральную значимость потребностям и мотивам поведения индивида и определяющая общественно приемлемый способ действий
Слайд 3В каждом из указанных видов регуляторов поведения индивида присутствует ценность как
«сбалансированный механизм согласования индивидуальной инициативы и социальных условий их реализации, общечеловеческой перспективы и личностной формы ее освоения, социокультурных образцов и ориентации на них сменяющих друг друга во времени поколений»
Слайд 4Изучение природы ценностей в отечественной науке связаны с именами Л. С.
Выготского, А. Г Здравомыслова, В. А. Ядова и др.
Новые подходы к истокам формирования ценностных ориентаций заложены в работах А. Г Асмолова, Д. А. Леонтьева, М. С. Яницкого.
Слайд 5Формы существования ценностей (по Леонтьеву Д.А.)
общественные идеалы - выработанные общественным сознанием
и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;
предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;
мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.
Слайд 6Эти формы, по мнению Д. А. Леонтьева, переходят одна в другую
- общественные идеалы побуждают активность личности, и та воплощает их в конкретные дела и поступки.
Именно они выступают ориентирами человеческой деятельности.
Слайд 7В сознании чиновников как определенной группы общества присутствуют все указанные формы.
Некоторые формы из-за особенностей профессиональной жизни получают максимальное развитие, другие отходят на второй план.
Слайд 8В целях изучения представлений чиновника о ценностях-целях и ценностях-средствах автором в
2011 г. в Институте дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих Уральской академии государственной службы был проведен опрос 75 федеральных государственных служащих (работников территориальных органов исполнительной власти). Представленность мужчин и женщин практически соответствует соотношению полов в генеральной совокупности.
Исследование проводилось с использованием методики М. Рокича, созданной в 70-е годы прошлого века в США
Слайд 9М. Рокич выделяет такие признаки ценностей :
Истоки ценностей находятся в обществе,
культуре, личности.
Влияние ценностей фиксируется во всех социальных явлениях.
В общем и целом число ценностей сравнительно невелико.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хоть и в неодинаковой степени.
Ценности образуют системы
Слайд 10М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные - убеждения в том, что
какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности
является предпочтительным в любой ситуации
Слайд 11Структура ценностных предпочтений - жизненных целей
Слайд 12Если попытаться на основании методики, предложенной Д. А. Леонтьевым , сгруппировать
средние ранги ценностных представлений госслужащих, то получается следующее.
Слайд 13Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) существенно доминируют
над абстрактными ценностями (познание, развитие, свобода, творчество).
Средний ранг ценностей личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, уверенность в себе и материально обеспеченная жизнь) превышает средний ранг ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь).
Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе и материально обеспеченная жизнь) госслужащих являются более предпочтительными, чем ценности межличностного общения (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других людей, общественное признание).
Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) по выбранным рангам выше, чем пассивные (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Слайд 14Женщины-госслужащие больше ценят полноту и эмоциональную насыщенность жизни, интересную работу, мужчины
- максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей, а также постоянное физическое и духовное совершенствование.
Слайд 15Использованная литература:
Плотников В. И. Ценность. // Современный философский словарь. М., 2004.
С. 789.
Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол.журн., 1992. Т. 13. № 2. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр.филос. 1996. № 4.
КокеасИ М. ТИе паГиге оГ Иитап а!ез. ЫУ : Ггее Ргезз, 1973.
Петрова Н. И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей. Психологический журнал. Том 32. № 1. - 2011.
Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамичная система. Кемерово, 2000.
Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.