Презентация, доклад на тему Свойства системы домашних заданий и условия их формирования. Изменение домашней работы при переходе на новые образовательные стандарты.

Содержание

Дети учатся не только в школе, но и дома. Если в школе их труд организуется, направляется и контролируется учителем, то дома они часто бывают предоставлены самим себе. Если учителя не научат детей, как

Слайд 1 Свойства системы домашних заданий и условия их формирования. Изменение домашней работы

при переходе на новые образовательные стандарты.
Свойства системы домашних заданий и условия их формирования. Изменение домашней работы при переходе на новые образовательные

Слайд 2 Дети учатся не только в школе, но и

дома. Если в школе их труд организуется, направляется и контролируется учителем, то дома они часто бывают предоставлены самим себе. Если учителя не научат детей, как правильно организовать свой учебный труд дома, они будут приходить в школу с невыученными или плохо выученными уроками, это неблагоприятно отразиться на их школьной успеваемости, а, значит, и на отношении к учению.
М.Н. Скаткин. Совершенствование процесса обучения.
Дети учатся не только в школе, но и дома. Если в школе их труд

Слайд 3Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет собой одно из

явлений образовательного процесса. В педагогической литературе XIX  - XXI веков встречаются следующие названия рассматриваемого явления: домашняя учебная работа, домашнее прилежание, домашнее приготовление, домашние учебные занятия, домашнее обременение, задавание уроков, самостоятельная домашняя работа. В каждом из этих  понятий сделан акцент на определённой стороне рассматриваемого явления «домашняя работа».  
Например, домашняя учебная работа подразумевает, что дома ребёнок выполняет  учебную работу, возможно и не определённую учителем. А домашнее прилежание называют не только место выполнения работы, но и качества личности ребёнка, которые от него требуются при этой работе. Под домашним обременением просматривается некое принуждение над ребёнком, выраженное в определении заданий для работы после уроков, которое должно быть выполнено. Домашнее приготовление раскрывает идею подготовки ребёнка к предстоящим урокам.  

Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности

Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет собой одно из явлений образовательного процесса. В педагогической литературе

Слайд 4 Домашняя учебная работа (далее – домашняя работа) это организация школьниками

внеаудиторной работы по выполнению заданий, полученных от учителя, или собственному выбору во внеурочное время. Главной отличительной домашней работы  от аудиторной  являются изменившиеся условия: отсутствие учителя, местонахождение ребенка вне школы, временной интервал на выполнение заданий, самостоятельная организация деятельности, возможность помощи членов семьи.
Независимое положение домашней учебной работы подтверждает М.Л. Косицына, указывая на то, что «функции домашнего задания не ограничиваются обслуживанием урока». По мнению исследователя, домашние задания должны быть направлены на всесторонние познавательные возможности школьника, их основа – сочетание обязательности и добровольности, удовлетворение индивидуального интереса и склонностей, стимулирование поисково-исследовательского начала и самообразования.

Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности

Домашняя учебная работа (далее – домашняя работа) это организация школьниками внеаудиторной работы по выполнению заданий, полученных

Слайд 5Исследование литературы, результаты анкетирования учителей  и учащихся, результаты обсуждения на научно-практических

конференциях и семинарах, личный педагогический  и родительский опыт автора позволяют рассмотреть  домашнюю работу школьников как систему и процесс.  
В качестве элементов домашней работы как системы можно выделить:
-   функции  и роль домашней работы,
-  цели домашней работы,
-  способы управление домашней работой,
-  содержание,
-  условия выполнения,
 оценивание,
-  регуляторы на разных этапах образовательного процесса.



Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности

Исследование литературы, результаты анкетирования учителей  и учащихся, результаты обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах, личный педагогический  и

Слайд 6 Домашняя учебная работа  должна иметь связи и отношения с другими

элементами образовательного процесса как системы. Так,  цели  домашней работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа образовательной деятельности (в том числе, надпредметными), целями предмета, темы и урока, личными целями учащихся. В то же время домашняя работа школьников может решать особенные цели и задачи, присущие только данному виду деятельности. Домашняя учебная работа как часть динамического процесса должна  меняться в соответствии с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь. Различия между этапами могут проявляться в функциях, способах выполнения, объеме, степени обязательности. Цели, содержание и методы ведения урока, непосредственно связаны с целями, содержанием, и характером домашней работы. Некоторые этапы урока напрямую связаны с последующим выполнением домашней работы: проверка домашней работы, задавание уроков на дом. Опыт деятельности, полученный аудиторно, существенно и непосредственно влияет на организацию деятельности домашней работы.





Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности

Домашняя учебная работа  должна иметь связи и отношения с другими элементами образовательного процесса как системы. Так,

Слайд 7





Однако домашняя учебная работа школьников как один из

видов учебной деятельности должна иметь связи со всеми видами образовательной деятельности: не только с уроком,  но и с другими аудиторными видами деятельности, внеучебной работой, дополнительным образованием детей, социально-творческой деятельностью, социальной жизнью ребенка и его семьи – всем, что составляет образовательный процесс. Управление домашней работой школьников может осуществляться через домашние задания и самостоятельное управление школьниками своей работой (инициативная домашняя работа). Содержание домашней работы характеризуются способами деятельности, видами и типами заданий, объемом и ресурсными затратами. Способы деятельности определяют источники работы с информацией, индивидуальный или групповой характер работы. Объем домашней работы связан с ресурсными затратами: использованием времени, здоровьем учащегося. Данные трудозатраты должны планироваться и анализироваться в соответствии с нормированием времени, отведенного для домашней работы для учащихся разных возрастов. Также как один из ресурсов может  рассматриваться помощь родителей и репетиторов.


Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности

Однако домашняя учебная работа школьников как один из видов учебной деятельности должна иметь связи

Слайд 8Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов образовательной деятельности.

Оценке подлежат предметные, надпредметные и личностные результаты. Необходима связь самооценки и внешней оценки. Вид оценки  за работу  (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость должны быть определена до момента выполнения домашнего задания. Возможна рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за выполнение домашней работы. Условия выполнения домашней работы характеризуют гигиенические условия работы: наличие рабочего места, благоприятная семейная обстановка - и доступность источников информации (учебников, учебных пособий, Интернета). При отсутствии условий для реализации домашней работы должна быть возможность ее выполнения  вне дома..
В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты: предметные и надпредметные образовательные программы, нормирование времени на выполнение домашних заданий, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет трудоемкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями школы (параллели), между учителями и учениками, между учителями, учениками и их родителями.




Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности


Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов образовательной деятельности. Оценке подлежат предметные, надпредметные и личностные

Слайд 9Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы. Они должны определять ее

роль на разных этапах  образовательного процесса, особенности организации работы и параметры домашних заданий. Этапы образовательного процесса могут характеризоваться доминирующей функцией домашней работы.
Результативность системы домашней работы может быть рассмотрена, с одной стороны, через анализ достижения целей домашней работы и предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. С другой стороны, результативность системы домашней работы может определяться тем влиянием, которое она оказывает на образовательный процесс и его результаты.



Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности


Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы. Они должны определять ее роль на разных этапах  образовательного процесса,

Слайд 10В результате исследования «система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного

процесса» было выделено пять условий формирования системы.
1. Взаимообусловленность изменения качества образовательного процесса и формирования системы домашних заданий .
Существует взаимное влияние аудиторной и домашней работы, которое было выявлено в ходе изучения педагогической и методической литературы и анализа практики домашних заданий в современной школе. В связи с тем, что целенаправленность системы домашних заданий в современной школе связана с ориентацией на предметные результаты, содержание домашних заданий повторяет содержание аудиторной работы, а характер домашних заданий не стимулирует познавательный интерес учащихся. Это приводит к снижению как мотивации к самостоятельной работе дома, так и качества выполненных заданий, невыполнению части из них, число которых увеличивается от средней к старшей школе.

Условия формирования системы домашних заданий


В результате исследования «система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного процесса» было выделено пять условий формирования

Слайд 11Данные условия могут провоцировать процесс стагнации. Фактор стагнации в образовательном процессе,

в частности в домашней учебной работе, обусловлен отсутствием условий для поступательного перехода к более сложным видам деятельности, приобретению нового опыта самостоятельной работы, связанного с расширением ресурсов школьников, которые, в конечном счете, и определяют возможности учащихся. В рамках существующей системы домашних заданий возможности школьников остаются прежними. В связи с этим в качестве первого и приоритетного условия формирования системы домашних заданий выдвигается изменение целенаправленности аудиторной работы.


Условия формирования системы домашних заданий


Данные условия могут провоцировать процесс стагнации. Фактор стагнации в образовательном процессе, в частности в домашней учебной работе,

Слайд 122. Разработка в технологии переговорного процесса раздела образовательной программы школы, раскрывающего

особенности организации домашней учебной работы школьников в конкретной школе.
В качестве второго условия выдвинута необходимость разработки в технологии переговорного процесса раздела образовательной программы школы, раскрывающего особенности организации домашней учебной работы школьников в конкретной школе. Разработка программы коллективом образовательного учреждения совместно с родителями учащихся, самими учащимися, социальными партнерами школы является залогом реализации проектируемых изменений в российской школе. Это связано с особенностями социальных систем и ролью субъектов деятельности в них . Создание одного из разделов образовательной программы школы, посвященного домашней учебной работе школьников, дает возможность преодолеть высокую степень автономии школьных учителей в практике домашних заданий.

Условия формирования системы домашних заданий


2. Разработка в технологии переговорного процесса раздела образовательной программы школы, раскрывающего особенности организации домашней учебной работы школьников

Слайд 13Организация плодотворного диалога между педагогами позволит согласовать позиции преподавателей разных предметов

по вопросам, связанным со смыслом домашней работы на разных этапах образовательного процесса, определением общих целей домашних заданий, способствующих достижению не только предметных, но и личностных и надпредметных, разделением ресурса времени домашней работы. В этом случае использование времени домашней работы школьников как области конфликта между учителями может быть трансформировано в согласованное разделение временного ресурса.

Условия формирования системы домашних заданий


Организация плодотворного диалога между педагогами позволит согласовать позиции преподавателей разных предметов по вопросам, связанным со смыслом домашней

Слайд 143. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров
В качестве третьего условия выдвинута

необходимость повышения
квалификации сотрудников школы по вопросам организации образовательного процесса во внеаудиторной работе. Актуальность решения данной задачи обусловлена не только тем, что «любые изменения организации нужно начинать с повышения квалификации сотрудников школы, затем изменение процедур и ритуалов, структуры, стратегии, организационной культуры», но и дефицитом профессиональных компетенций учителей и руководителей в области управления домашней учебной работой школьников. В связи с этим наиболее эффективным будет корпоративное обучение на базе образовательного учреждения.


Условия формирования системы домашних заданий


3. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадровВ качестве третьего условия выдвинута необходимость повышенияквалификации сотрудников школы по вопросам

Слайд 154. Изменение структуры методической службы в школе .
Изменение структуры методической службы

в образовательном учреждении выделено как четвертое условие, связанное с реализацией в рамках методического сотрудничества педагогов школы межпредметных групп учителей наряду с предметными методическими объединениями. Необходимость взаимодействия межпредметных объединений учителей, работающих на одной ступени, в одном классе, связана с задачей проектирования программы развития УУД, других надпредметных программ, реализуемых в аудиторной и внеаудиторной работе, направленных на достижение интегративных результатов. Деятельность методических объединений должна быть направлена на «перенос акцентов с правильной работы учителя на результативную работу ученика» [в аудиторной и домашней учебной работе.


Условия формирования системы домашних заданий


4. Изменение структуры методической службы в школе .Изменение структуры методической службы в образовательном учреждении выделено как четвертое

Слайд 165. Изменение деятельности классных руководителей
В качестве пятого условия проектирования и реализации

новой модели
системы домашних заданий выступает изменение деятельности классных
руководителей. Роль классного руководителя в современной школе может быть изменена: от присмотра за детьми класса до координации образовательной деятельности разных групп учащихся класса. Содействие в освоении школьниками образовательных программ относится к одной из шести сфер ответственности классного руководителя. «Она предусматривает его информированность об особенностях содержания образования,
предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации
образовательной программы в ученическом классе. Он ответственен за координацию деятельности учителей предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, за содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализации работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

Условия формирования системы домашних заданий


5. Изменение деятельности классных руководителейВ качестве пятого условия проектирования и реализации новой моделисистемы домашних заданий выступает изменение

Слайд 17Формирование системы домашних заданий предусматривает особую подготовку к домашней учебной работе.

Так, в конце учебного дня могут проходить 5-10-минутные встречи классного руководителя и учеников класса для подведения итогов дня, совместного планирования внеаудиторной домашней работы, выявления проблем в понимании смысла домашних заданий, способов их реализации, организации совместного выполнения домашней работы учениками в группах и парах. Во время таких «уроков дня» классный руководитель получает информацию не только о том, сколько задано, но и о том, с какими трудностями встречаются ученики при выполнении заданий, какова мотивация к домашней работе по разным предметам, какие виды деятельности реализуются в домашней работе, а какие в дефиците и пр. Эта информация должна быть предметом обсуждения на методическом объединении учителей, работающих в конкретном классе.

Условия формирования системы домашних заданий


Формирование системы домашних заданий предусматривает особую подготовку к домашней учебной работе. Так, в конце учебного дня могут

Слайд 186. Организация работы с родителями учащихся .
В связи со значительным

влиянием родителей учащихся на организацию и результаты домашней работы необходимо их включение в обсуждение проекта системы домашних заданий в конкретной школе. Опыт обсуждения с членами семей школьников особенностей образовательного процесса в конкретной школе сегодня становится массовым явлением, чему способствует развитие государственно-общественного управления в системе общего образования.




Условия формирования системы домашних заданий

6. Организация работы с родителями учащихся . В связи со значительным влиянием родителей учащихся на организацию и

Слайд 198 признаков традиционного домашнего задания:
Прошел урок – получи задание на следующий.


(97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%))
Учеников в классе много – задание одно для всех.
Содержание домашних заданий – те же задания из учебника.
Задаем на дом то, что легче проверить и оценить.
Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной разницы.
Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы.
Задания по разным предметам не согласовываются.
В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

8 признаков традиционного  домашнего задания:Прошел урок – получи задание на следующий.   (97% учителей задают

Слайд 20Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты.
Домашняя работа

занимает равноправное положение, «идет рядом с уроком». Проектирование возможности равноправного положения урока и домашней работы позволяет реализовывать как образовательную, так и развивающую функции. Основной учебный материал изучается аудиторно, урок перестает быть «местом» спрашивания и задавания на дом, происходит ослабление влияния домашней работы на привычные ежедневные предметные результаты формата: «стихотворение выучено», «параграф пересказан», «задача решена», «упражнение выполнено», «текст сделан». Доминирующими целями домашней работы являются: создание условий для развития навыков самостоятельной работы, творческой деятельности в рамках познавательных и образовательных ситуаций. Структура самостоятельной познавательной деятельности реализуется в полном объеме. Поэтому содержание домашних заданий — не только задания из учебников, но и из других информационных источников, различные по степени обязательности, индивидуализация, дифференциация и интеграции. Домашние задания в могут быть согласованы с учителями других предметов, что позволяет выйти на интегративный уровень обучения и в дальнейшем — на ннтегративные результаты домашней работы


Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты. Домашняя работа занимает равноправное положение, «идет рядом

Слайд 21Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты.
Ресурсные затраты

предполагают установление длительного временного интервала для выполнения заданий, поэтому большинство заданий перспективного и отсроченного характера. Домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции. Основной целью работы является развитие навыков самообразования: самореализации личности ученика, его самоопределения. Домашняя работа в данном случае предполагает непосредственную связь с другими видами образовательной деятельности: внеурочной деятельностью, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью. Учебный материал изучается на уроках, а обязательные домашние задания по большинству предметов отсутствуют. Регулятором домашней работы в данном случае является индивидуальный образовательный маршрут школьника. Субъект определения домашней работы — ученик и его семья. Роль учителя — тьютор, консультант. Система оценивания предполагает оценку личностных и метапредметных результатов школьников через систему «Портфолио», творческие отчеты, защиты работ, конкурсы, фестивали, олимпиады, другие формы предъявления результатов самообразования.
Домашние задания могут характеризоваться как «свободные». Признаком их появления в школе может стать отсутствие обязательных домашних заданий при существовании домашней учебной работы школьников, инструментом управления которой являются инициативные задания.



Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты. Ресурсные затраты предполагают установление длительного временного интервала

Слайд 22Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты.
Возможен переход

от тотальной проверки выполнения домашних заданий к «праву на проверку и оценку», увеличение доли самооценки и взаимооценки, введение накопительной системы оценивания. Вид оценки за работу (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость должны быть определены до момента выполнения домашнего задания. Одним из инструментов оценивания домашней учебной работы может стать портфолио, содержание которого раскрывает особенности самостоятельной работы учащегося, круг его выбора домашних заданий, характер планирования и анализ результатов домашней работы. Система домашних заданий как динамичная система может характеризоваться сменой состояния системы, которая характеризуется способностью к усложнению от этапа к этапу, от ступени к ступени. Усложнение должно отражать движение школьника от простого к сложному' на протяжении всех этапов образовательного процесса. В идеале, школьник должен осознавать, как изменяется его домашняя работа от 1 сентября к 31 мая, от четверти к четверти, от года к году. Усложнение может проявляться в организационных и качественных изменениях домашних заданий и, как следствие, изменениях домашней работы.



Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты. Возможен переход от тотальной проверки выполнения домашних

Слайд 23Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты.
В качестве

основания для построения иерархии целей может выступать программа развития универсальных учебных действий (УУД), входящая в структуру основной образовательной программы школы в контексте стандартов второго поколения. Увеличение межпредметных домашних заданий не является самоцелью, а отражает особенности образовательного процесса, ориентированного на достижение не только предметных, но и метапредметных (интегративных) результатов.
При формировании системы заданий содержания домашней работы
должно соответствовать возрасту учащихся. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учение, в среднем — развернутая общественно-полезная деятельность во всех ее проявлениях: учебная, трудовая, общественно-организационная, спортивная, художественная, в старшей — особая форма учебной деятельности, которая носит профориентационный и окрашенный нравственными самостоятельными суждениями и оценками характер. Необходимо дать детям такой способ работы, который позволил бы сократить время, необходимое для выполнения домашнего задания, за счет плодотворной деятельности на уроке.


Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты. В качестве основания для построения иерархии целей

Слайд 24Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты.
В старшей

школе в структуре домашней учебной работы должно преобладать самообразование, направленное на реализацию индивидуального образовательного маршрута, одним из элементов которого является выбор экзаменов для итоговой аттестации школьника.
«Долг учителя состоит в такой организации учебного процесса, чтобы каждый ученик мог ощутить три основные ценности жизни:
я — существо выбирающее, которому не избежать выбора собственного
пути по жизни;
я — человек свободный, абсолютно свободный в определении
целей собственной жизни;
я — человек, несущий личную ответственность за каждый совершаемый акт выбора» .
Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты. В старшей школе в структуре домашней учебной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть