Слайд 1СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
УРОКА.
Сообщение подготовили учителя
Махотина И.В.( МОУ « СОШ № 103»),
Кириллова Е.В. ( МОУ « СОШ № 76»),
Харлашина Е.В. ( МОУ « СОШ № 72»).
Руководитель: Фомина И.Н.
Саратов-2017
Слайд 2«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»
Франсуа Ларошфуко
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку
ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Что же такое успех? Что необходимо педагогу для создания ситуации успеха на разных этапах урока?
Слайд 4Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается
возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Слайд 6С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение
оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
Слайд 7С педагогической точки зрения ситуация успеха-это такое целенаправленное, организованное сочетание условий,
при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Слайд 8Необходимость создания успеха в учебной деятельности школьников
Ученье – свет, дающий человеку
уверенность в своих действиях и поступках. Помочь приобрести эту уверенность стремится школа. Однако часто приходится слышать от школьников фразы о нежелании выполнять домашнее задание и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой.
Слайд 9Почему это происходит?
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и
рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Слайд 10СИТУАЦИЯ УСПЕХА И ЕЕ ТИПЫ
1. НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ
Неожиданная радость
– это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразный алгоритм педагогических действий.
Слайд 11Приём «ЛЕСТНИЦА» или
«ВСТАНЬ В СТРОЙ»
Речь идет о ситуациях, когда учитель
ведет ученика поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих
Слайд 121 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние
психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
Алгоритм
Слайд 134 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик,
для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
Слайд 14Приём “Даю шанс”.
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает
возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
Слайд 15Применение различных методов контроля: само- и взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика
по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя сам!»
Слайд 16Прием « Удивляй»
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное
становится удивительным.
Можно заставить сразу в начале урока ребят удивиться.
Слайд 17 Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг
нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
2.Общая радость
Слайд 18Приём “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить
дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Слайд 191 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать
ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.
Алгоритм
Слайд 20
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело
не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.
Слайд 21Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает
много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
Слайд 22Приём « Лови ошибку»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо
ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. 10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.
Слайд 23Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха
Слайд 27Приемы создания ситуации успеха:
Формирование положительной "Я"-концепции у школьников (я нравлюсь себе
и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону.
Авансирование. Учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний: что должен будет ребенок сделать (повторить, перечитать, перерешать). Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.
Слайд 28«Холодный душ». Уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность
которых быстро превращается в самоуверенность.
«Эврика». Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.
"Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Но не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать.
Слайд 29Похвала
Доверие
Стимулирование
Удивление
«Ай, да я!»
Поощрение
Признание
Признание
Обращение по имени
Банк ситуаций успеха
Слайд 301. Снятие страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то
получиться»
«Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения»
2. Авансирование успешного результата
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
«У Вас обязательно получиться»
Алгоритм создания ситуации успеха
Слайд 313. Скрытое инструктирование ребёнка
«Возможно лучше всего начать с…»
« Выполняя работу, не
забудьте о…»
4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость)
«Без твоей помощи…»
Слайд 325.Персональная исключительность
«Только ты и мог бы…»
« Только тебе я и могу
доверить…»
« Ни к кому кроме тебя я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
« Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали
« Тебе особенно удалось объяснение…»
« Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
Слайд 33Подбадривающие слова +
мягкие интонации + мелодичность речи
+ корректность обращений
+ открытая поза и доброжелательная мимика
благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей
Слайд 34 Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению
производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
переживание успеха внушает человеку
уверенность в собственных силах;
появляется желание вновь достигнуть
хороших результатов, чтобы еще раз
пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в
результате успешной деятельности,
создают ощущение внутреннего благополучия,
что в свою очередь, благотворно влияет на общее
отношение человека к окружающему миру.
Слайд 35 Неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника
Школьный учитель довольно
часто сталкивается с другой
проблемой - когда благополучный и в общем-то успевающий
ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими
заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на
самотек. В подобном случае ситуация успеха,
создаваемая педагогом, приобретает форму
своеобразного слоеного пирога, где между
слоями теста (между двумя ситуациями успеха)
располагается начинка (ситуация неуспеха).
Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное
переживание неудовлетворения собой в ходе
и результате совершения деятельности. Она не
может рассматриваться в отрыве от ситуации
успеха, а только лишь как этап при
переходе от одного успеха к другому.
Слайд 36Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех —
неуспех, знание — незнание, удача — неудача.
Стремление к успеху есть способ
преодоления неуспеха. Стремление
к знанию есть способ преодоления
незнания. Эти ряды можно было бы
продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину своих успехов.
Одно без другого не существует.
Слайд 37Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора
при общении.
Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.
Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.
Действия учителя,
обеспечивающие ситуацию успеха
Слайд 38Вывод:
Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в
жизни!
Слайд 39Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
Если ребёнка постоянно критикуют,
он учится ненавидеть
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Памятка
Слайд 40
Литература и источники информации
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?
М.:"Просвещение", 1991.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.: "Владос", 2011.
Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,1997-№2. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.zanimatika.ru
Слайд 41Успех бывает
предвосхищаемый. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды,
и упование на чудо. Чудеса, хотя и бывают, но на пустом месте успех родиться не может. Везение – дело случая, стечение обстоятельств. Может случиться и обратное. И последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы.
констатируемый. Фиксирует достижения человека, дарит радость и отличное настроение, дает возможность пережить признание окружающих, ощущение своих возможностей и веру в завтрашний день.
обобщающий. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью.
С одной стороны, это благо.
Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться. Кроме того, вместе с успехом, всегда существует и неудача.